Почему Вахтангова заинтересовала сказка Карло Гоцци? Чем стал для театра «золотой» сезон 1922-1923 годов? Что связывает Галину Уланову и Сергея Эйзенштейна? Какая балерина создала новый театральный язык, как рок проникал через железный занавес и в чем 1980-й изменил советскую культуру? Об этом и о многом другом расскажут научные сотрудники Бахрушинского музея, чьи лекции, посвященные театру, рок-музыке и рок-кино советской эпохи, пройдут в Манеже в ходе масштабного межмузейного проекта «ДК СССР».
Тринадцать тематических разделов выставки, организованной РОСИЗО, представляют все виды советского искусства – архитектуру, живопись, скульптуру, графику, кино, театр, музыку, фотографию и литературу. Все блоки построены по принципу устройства советского Дома культуры и разделены на независимые залы, которые станут «выставками в выставке». Ранее гендиректор РОСИЗО Ольга Галактионова отмечала, что выставка станет глобальным размышлением о наследии, которое оставил советский период:
Получится история про большую единую страну, которая породила огромный художественный мир.
Организаторы «ДК СССР» также напомнили, что в Домах культуры проходили не только выставки, спектакли и концерты: здесь всегда выступали ученые и различные специалисты, именно поэтому одной из главных составляющих станет Лекторий.
Этот масштабный выставочный проект, который объединил музеи России, не просто дает нам возможность получить целостное представление о том, как развивалось искусство в Советском Союзе. Он направлен на то, чтобы объединить все поколения – от младших школьников до людей, которые живо помнят эту, уже ушедшую, эпоху. Лекции спикеров Бахрушинского музея посвящены самым разным темам тех лет — театральным постановкам, легендарным балеринам, развитию рок-музыки и рок-кино… Они выстроены так, что захватят каждого слушателя: ведь у искусства нет возраста, про него нужно просто интересно рассказывать,
– подчеркнула генеральный директор музея Кристина Трубинова.
Елизавета Ковель
Всего с 11 по 26 февраля сотрудники Бахрушинского музея прочитают девять лекций. Открывает лекционный цикл музея «“Принцесса Турандот” театра им. Евгения Вахтангова в вихре времени» (11 февраля, 13.00). Научный сотрудник музея Елизавета Ковель расскажет о сценической судьбе спектакля, об историческом и культурном контексте, в котором он создавался, о том, чем интерпретация Вахтангова отличается от других сценических версий этой старинной истории.
Вера Пильгун
«Панораму театрального сезона 1922-1923 года» представят сразу два лектора – научные сотрудники Бахрушинского музея Вера Пильгун и Татьяна Иванидзе (12 февраля, 16.00). Они расскажут о феномене этого знаменитого театрального сезона, когда было поставлено невероятное количество шедевров, повлиявших на дальнейшее развитие театра в мире. Именно 1922-1923 годы принесли театру «Ревизора» Станиславского (с Михаилом Чеховым в главной роли), «Федру» Таирова, «Нору» и «Великодушного рогоносца» Мейерхольда, «Гадибука» и «Принцессу Турандот» Вахтангова.
Татьяна Иванидзе
На еще одной лекции «М.М. Плисецкая как экспериментальный художник» Татьяна Иванидзе расскажет о знаменитой балерине как об экспериментаторе с тонким художественным вкусом и стремлением к обновлению и развитию танца (18 февраля, 14.00). Лекция «Синематека танца: Галина Уланова на сцене и киноэкране» (19 февраля, 14.00) посвящена творчеству еще одной великой русской балерины. Кино для Улановой имело особенное значение: хотя она так и не стала киноактрисой, но часто участвовала в киноконцертах, проходила пробы у Сергея Эйзенштейна и не только у него. Участники увидят редкие фотографии и видеосвидетельства из фондов музея, которые показывают, какой была жизнь и работа Улановой.
Юрий Доманский
Также научные сотрудники Бахрушинского музея прочтут лекции, посвященные развитию искусствоведения в СССР и работе знаменитого Ленинградского клуба искусствоведов. Одними из самых интересных лекционных проектов Лектория в целом станут выступления научного сотрудника Бахрушинского, профессора РГГУ Юрия Доманского. Он расскажет, как 1980 год стал переломным для развития культуры, что помогало получить доступ к музыке в условиях тотального дефицита, почему рок стал востребованным, несмотря на все запреты и что стало импульсом для появления рок-кино в СССР.
Бахрушинский музей не только участвует в лекционной программе, но и предоставляет предметы из своего обширного – более 1,5 миллионов экземпляров – собрания, в том числе эскизы Эйзенштейна, макеты декораций Бархина и Кочергина, сценические костюмы Щукина, Ульянова и Миронова и многое другое. Выставка «ДК СССР» откроется в феврале 2023 года в московском Манеже.
_______
Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина основан 29 октября 1894 года московским промышленником и меценатом Алексеем Александровичем Бахрушиным (1865 – 1929). При поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы комплексного развития музея создается первый в России Музейно-театральный центр «Бахрушинский». В него войдет Музейно-театральный квартал на Павелецкой и 12 филиалов в Москве, Зарайске и Туле. Объединение мультимедийных, научно-исследовательских и информационных ресурсов позволит реализовывать масштабные культурные программы, творческие мероприятия и социально значимые проекты.
Бахрушинский музей — хранитель крупнейшей театральной коллекции России. В наших фондах хранится более 1,5 млн экспонатов: эскизы костюмов и декораций мастеров сценографии, сценические костюмы великих актеров, предметы декоративно-прикладного искусства, программы и афиши спектаклей, фотографии и портреты, редкие издания по театральному искусству.