Международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva и Aksenov Family Foundation совместно с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представили фильм «Слепок» в Москве. Премьерный показ состоялся 31 марта в 19:00 в Киноцентре «Октябрь» в рамках проекта КАРО.Арт.
31 марта в киноцентре «Октябрь» прошел премьерный показ фильма «Слепок». Фильм представили создатели и участники проекта: режиссер Андрей Сильвестров, главная героиня фильма, прима-балерина Мариинского театра, Диана Вишнёва, основатель фонда Aksenov Family Foundation Дмитрий Аксёнов, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак, а также хореографы, композиторы и танцовщики, принявшие участие в съемках.
Премьеру фильма «Слепок» посетили прима-балерина Мариинского театра, создатель и идейный вдохновитель фестиваля Context.Diana Vishneva, Диана Вишнёва, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак, основатель Aksenov Family Foundation Дмитрий Аксёнов, художник и продюсер Павел Каплевич, директор театра «Новая Опера» Антон Гетьман, генеральный директор фонда V-A-C, Тереза Мавика, директор Московского музея современного искусства, советник министра культуры РФ по вопросам современного искусства, Василий Церетели с супругой Кирой Сакарелло, телеведущий Андрей Малахов, писатель Александр Будберг с женой Натальей Тимаковой, телеведущая и кинокритик Екатерина Мцитуридзе, режиссер Максим Диденко, президент Condé Nast Россия Анита Гиговская, создатель проекта «КМ20» Ольга Карпуть, стилист Влад Лисовец, ex-главный редактор Vogue Russia Мария Фёдорова, управляющий директор Cartier в России и СНГ Янина Новицкая, журналист Денис Катаев, искусствовед, директор фонда Aksenov Family Foundation, Виктория Кондрашова, директор Diana Vishneva Foundation Юлия Никулина, а также главный редактор журналов Forbes Life и Forbes Woman Юлия Варшавская, главный редактор издания Афиша Daily Трифон Бебутов, старший редактор специальных проектов журнала Harper»s Bazaar Денис Мережковский и главный редактор отдела спецпроектов The Blueprint Юлия Выдолоб.
После премьерного показа создатели проекта рассказали историю создания фильма, ответили на вопросы гостей и первых зрителей ленты. Модератором беседы стал художник и кинопродюсер Павел Каплевич.
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:
Пушкинский музей с его завораживающей атмосферой — само по себе место очень вдохновляющее. Присутствие в его смысловом и физическом пространстве художника в большом смысле этого слова – это самое органичное состояние. Мы открыты для талантливых, думающих, чувствующих, эмоциональных людей и стремимся быть мультидисциплинарными.
Диана Вишнёва, главная героиня фильма «Слепок»:
Оглядываясь назад, осознаешь, какую масштабную работу мы проделали. Пять месяцев мы вынашивали идею проекта, девять дней велись съемки и пять месяцев занял монтаж и производство, чтобы мы сегодня могли представить фильм на большом экране. Для каждого из нас фильм стал экспериментом. До начала работы и даже в процессе создания, мы не могли предположить, какой получим результат. Именно так и рождается чистое искусство. Каждый приобрел свой опыт. Я уверена, что Пушкинский музей прежде не видел себя через пластику живого тела. Для Фонда Аксенова и композиторов фильм, несомненно, стал новым этапом развития. Для хореографов проект стал вызовом, возможностью пообщаться с искусством прошлого языком современного танца. Для моего фестиваля Context фильм – это новая профессиональная высота.
Андрей Сильвестров, режиссер фильма «Слепок»:
Когда скульптор создает свои произведения, пластику своего времени, копируя движения людей, своих современников, их застывшие движения навсегда остаются, и именно они становятся слепком того или иного времени. Мы пришли к этим слепкам, чтобы придать им движения. Танцоры, проникшись пластикой слепков, создали новое живое представление, которое наша камера зафиксировала и превратила в фильм или медиаслепок. Сегодня он встретился со зрителем, и движение продолжилось.
Дмитрий Аксёнов, основатель Aksenov Family Foundation:
Одна из ключевых задач фонда — поиск моделей финансовой независимости культурных проектов. И особенно важной здесь кажется роль высоких технологий. Для того чтобы поддержать авторов фильма «Слепок», Aksenov Family Foundation выступит оператором создания NFT (non-fungible token), закрепляющего право владения частью цифровых материалов произведения. После выпуска токен будет продан с помощью одного из аукционных домов. Все средства, вырученные от продажи NFT, будут распределены между основными создателями «Слепка».
Программа вечера в честь премьеры фильма «Слепок» завершилась коктейлем в ГМИИ им. А.С. Пушкина: гости оказались в пространстве, где проходили съёмки проекта, что усилило эффект и эмоции от просмотра фильма. Также специально для гостей коктейля была проведена экскурсия по выставке «Билл Виола. Путешествие души».
7 апреля фильм «Слепок» будет представлен в Санкт-Петербурге. Премьерный показ пройдет в кинотеатре «Аврора» в 19:00. Также, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, фильм будет показан в 10 городах России, среди которых Новосибирск, Екатеринбург и Владивосток, Казань, Уфа, Томск, Волгоград, Воронеж, Пермь и Нижний Новгород. Даты и места проведения показов можно найти на сайте проекта film-slepok.ru.
Премьера состоялась в рамках проекта КАРО.Арт.
____
О проекте
Работа над фильмом «Слепок» прошла в конце 2020-го года в период пандемии, когда Пушкинский музей был временно закрыт для посетителей. Команда проекта искала визуальные образы, сопряженные с теми периодами изобразительного искусства, которым посвящены выбранные для фильма залы музея. Для хореографов было важно не только почувствовать энергию эпохи и передать ощущения, возникающие при встрече с произведениями искусства Древней Греции, Древнего Рима, Средневековья и Ренессанса, но и найти концептуально выверенное пластическое воплощение своих замыслов. Музыкальные произведения, вдохновившие хореографов, написаны современными российскими композиторами: Марком Булошниковым, Дарьей Звездиной, Василием Пешковым, Алексеем Ретинским, Александром Хубеевым. Булошников, Звездина и Хубеев – лауреаты ежегодной программы Aksenov Family Foundation «Русская музыка 2.0», направленной на развитие и обновление традиций отечественной композиторской школы, демонстрацию ее лучших достижений в России и за рубежом. Василий Пешков написал композицию во время работы над фильмом, к остальным номерам музыка была подобрана из готовых работ композиторов.
Хореографы, привлеченные к созданию фильма, — финалисты конкурса Международного фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva разных лет.
Константин Семёнов отталкивается от популярной античной мифологии, работая в залах, посвященных искусству Древней Греции. В трех номерах, придуманных им для фильма, угадываются образы богов и героев олимпийского пантеона, а также визуальные мотивы греческой вазописи и скульптурных рельефов эпохи эллинизма. Его танец сопровождает музыкальное произведение Василия Пешкова.
В зале искусства Древнего Рима Андрей Короленко размышляет о взаимоотношениях человека и власти. Раздробленный на отдельные пластические фразы, сюжет его танца строится на теме противостояния. Танцовщики выступают в роли гладиаторов, на которых безучастно взирают статуи императоров. Вопреки кажущейся внешней простоте, звуковой ландшафт «Morendo» Марка Булошникова состоит из множества тонких технических деталей. Собранная из отдельных блоков, музыкальная форма произведения символизирует отчужденность.
В Греческом дворике среди слепков фронтона афинского Парфенона Анна Щеклеина и Александр Фролов отражают в танце процесс разрушения. Основным визуальным мотивом здесь становится прекрасное тело, изломанное потрясениями. Соединяясь с произведением Александра Хубеева «Не выходи из комнаты», основанном на синтезе акустических и электронных звучаний, хореография выстраивает сложные взаимодействия движения и музыки, символизирующее отношения человека и времени.
В постановке Лилии Бурдинской в зале Европейского искусства Средних веков основным мотивом стал образ женщины — Евы или Лилит, ведьмы или монахини. Цитируя в пластике и жестах живопись Иеронима Босха, неспешный танец-процессия существует по законам симультанной сцены площадного театра. Простая, на первый взгляд, хореография изобилует образами. Танец поставлен на произведение Алексея Ретинского «Антифоны птиц» так, что звучание шести скрипок драматизирует каждый жест, усиливая ощущение трагедии.
Путешествие по эпохам завершается номером-дуэтом в зале скульптуры Микеланджело. Танец, решенный Анной Щеклеиной в изящном стиле контемпорари, подчеркивает легкость и грацию, перетекающую из одной формы в другую и подсмотренную у ренессансного мастера. Радикальное музыкальное высказывание Дарьи Звездиной предлагает отвлечься от звуков и обратить внимание на то, что обычно остается без внимания –«побочные эффекты» и ошибки, – создавая акустическое пространство гармонической инверсии, вступающей в диалог с перформативным языком танца.
Международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva знакомит зрителя с лучшими достижениями в мире современного танца, стирает границы между жанрами и помогает молодым талантам раскрыться. Впервые фестиваль состоялся в 2013 году и быстро стал значимым событием культурной жизни Москвы и Санкт-Петербурга. Программа фестиваля включает зарубежные и российские постановки, кинопоказы, лекции, дискуссии и мастер-классы.
На фестивале были показаны работы более 40 ведущих мировых хореографов: Матса Эка, Ханса ван Манена, Марко Гекке, Охада Наарина, Хофеша Шехтера и других; представлены более 20 всемирно известных танцевальных компаний: Национальный балет Канады, NDT, балет Мориса Бежара, Martha Graham Dance Company, Batsheva Dance Company. Гастроли фестиваля проходили в Екатеринбурге и Перми и на ведущих танцевальных сценах мира: Holland Dance Festival в Гааге, Sadler’s Wells Theatre в Лондоне и Suzanne Dellal Centre в Тель-Авиве.
Фестиваль выступает инициатором и продюсером значимых межкультурных и мультижанровых проектов с участием российских хореографов.
Художественный руководитель фестиваля – Диана Вишнёва, прима-балерина Мариинского театра, Народная Артистка России, Лауреат Государственной премии РФ.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – один из крупнейших в России музеев зарубежного искусства. В коллекции насчитывается около 700 тысяч произведений разных эпох, начиная от Древнего Египта и античной Греции до начала XXI века. В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков представлена одна из самых известных в мире коллекций импрессионистов и постимпрессионистов из собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова.
Aksenov Family Foundation
Aksenov Family Foundation (AFF) – международная мультидисциплинарная платформа, стратегическая цель которой – показать и подчеркнуть уникальную роль современной культуры в повседневной жизни.
Используя синергию проектов, созданных на стыке современного искусства, науки и технологий, фонд способствует профессиональному развитию тех областей современной культуры, которые обладают наиболее емким коммуникационным потенциалом для междисциплинарного обмена идеями, и занимается их всесторонней поддержкой, а также повышением уровня вовлечения аудитории в новые культурные практики, как на личностном, так и на общественном уровнях.
Программа Aksenov Family Foundation «Русская музыка 2.0» инициировала создание новых музыкальных произведений наиболее заметными российскими композиторами новой волны. Стартовавшая в июне 2020 года программа определила композиторов-лауреатов, которые получили денежные гранты на новые музыкальные произведения специально для программы «Русская музыка 2.0». В конце 2020 года они впервые были исполнены в Москве двумя ведущими российскими коллективами, специализирующимися на репертуаре ХХ–XXI веков, – Московским ансамблем современной музыки (МАСМ) и ансамблем Questa Musica.