Круглый стол «Продам дебют. Дорого» прошёл в рамках семинара-интенсива «Искусство питчинга» на площадке «Старт Хаб» в Москве. Среди участников — режиссёр Алексей Учитель, кинопродюсеры Сергей Сельянов и Антон Калинкин, генеральный директор «Москино» Наталья Мокрицкая и другие.
Лидеры киноиндустрии помогли дебютантам сориентироваться, как сделать свой первый кинопроект успешным. При подготовке дебютного фильма и на его съёмочной площадке проявляется уникальная энергия, которую можно сравнить с первой любовью. Задача капитанов отрасли — подставить плечо талантливому новичку и вселить в него уверенность, говорят эксперты.
Все, кто имеет возможность — продюсеры и все, кто состоялся в этом, — обязаны платить «налог на дебют», даже если кому-то это не очень комфортно и не очень нравится. Так же, как обязаны состоявшиеся актёры с именем отдавать такой же налог. То есть сниматься бесплатно либо за совсем другие деньги. Потому что это всё и их вклад в будущее. „Сейчас я у него снимусь бесплатно, а глядишь, это тот самый режиссёр, у которого я сыграю самую главную роль через год, два, пять, неважно…“ Конечно, не обходится без государственной поддержки. А режиссёр должен убеждать в первую очередь собой. Это подкупает: глаза горят, язык подвешен…,
— говорит кинопродюсер Сергей Сельянов.
Получится картина успешной или нет, определяет зритель. До выхода в прокат этого никто не узнает, а вот сценарий должен быть изначально качественным — это первое, на что обращают внимание крупные кинокомпании и продюсеры при знакомстве с дебютантами, — это подчеркнул кинопродюсер Георгий Шабанов.
Эксперты отмечают, что с удовольствием читают работы начинающих кинематографистов. Алексей Учитель рассказал, что работа с молодыми режиссёрами — это риск, который может себя оправдать. В пример привёл своё взаимодействие с Юрием Быковым.
Первые свои три фильма у нас снял Юра Быков, который окончил актёрский факультет ВГИКа. И, собственно, это был самый большой риск мой продюсерский. Я смотрел материал своего студента и говорю: „Кто так плохо играет?“ Юра пришёл, слушал меня, кивал, а потом сунул мне сценарий и говорит: „Почитайте, пожалуйста“. Я немножко обалдел от такой наглости, но тем не менее это оказался замечательный сценарий его первого фильма „Жить“. Но это риск был. Всё-таки я считаю, что творчеству не научишь, а ремеслу можно,
— уверен Алексей Учитель.
Киноэксперты отмечают, что у дебютной картины есть шанс оказаться суперуспешной. И здесь начинающему режиссёру или сценаристу очень важно не опускать руки в случае отказа — об этом говорит генеральный директор продюсерского центра «ВГИК-Дебют» Фёдор Попов.
Дебют — это удовольствие прежде всего. Для тех, кто любит профессию, — это одна из форм получения удовольствия. Потому что дебют — это, конечно, энергия, что-то такое свежее. Дебют, как правило, не про деньги. Понятно, бюджеты скромные, и в прокате всё сложно, поскольку они конкурируют либо с западными блокбастерами, либо с нашими. Если говорить пафосно, глобально, то дебют — это инвестиция в будущее,
— заявил Попов.
Генеральный директор «Москино» Наталья Мокрицкая призналась, что обожает работать с дебютантами. Они привносят свой свежий взгляд в индустрию и делятся своей энергией. При этом, говорит Мокрицкая, очень важно, чтобы начинающий кинематографист прислушивался к рекомендациям опытных наставников. Тогда шанс на успех значительно повышается.
Все мои лучшие дебюты случились, когда я была жёсткой и когда мы находили общий язык с режиссёрами благодаря моей жёсткости. И эти дебюты получились по-настоящему лучше. Там, где мне не хватало энергии и жёсткости, дебюты получались не очень хорошими,
— рассказала Мокрицкая.
______
Образовательная программа Министерства культуры Российской Федерации и медиахолдинга «Цифровое Телевидение» — «Искусство питчинга» — рассчитана на кинематографистов, прошедших во второй этап конкурсного отбора по созданию национальных фильмов. Ведущие эксперты киноотрасли с 30 октября по 1 ноября проводят серию тренингов по защите дебютных кинопроектов. Задача тренинга — помочь научиться справляться с волнением, структурировать и отточить подачу своей работы на публичной защите.
Основу программы составят индивидуальные консультации по каждому заявленному проекту, прошедшему предварительный отбор, а также публичные сессии вопросов-ответов, разборы кейсов и репетиции. После прохождения тренингов дебютанты получат возможность отрепетировать защиту на сцене Министерства культуры Российской Федерации, где вскоре пройдут питчинги.
Семинар-интенсив проходит при информационной поддержке изданий «Бюллетень кинопрокатчика», MovieStart, портала «Кино-Театр.РУ», радио «Говорит Москва».