Двадцать два прошедших года фестиваля – это целая цепочка сопереживаний и не только организационных… Ведь каждый фильм — чья-то боль, чья-то гибель, показанная, как в игровом, так и в документальном, реальном кино.
Как протянуть мостик между трагическими и героическими событиями 80-летней давности, советским кино о Великой Отечественной войне и нашей сегодняшней жизнью, современным российским кино в новых реалиях окружающего нас мира?
Об этом и о многом другом нам рассказывает президент Международного фестиваля военного кино имени Юрия Озерова Олег Урюмцев.
— Олег Григорьевич, не за горами День Победы, в этот святой для всех россиян Праздник на многих киноканалах, да и в кинотеатрах идет ретроспектива фильмов о Великой Отечественной Войне. Часто мы можем увидеть и картины вашего учителя, режиссера Юрия Озерова — цикл «Освобождение», военную драму «Сталинград» и другие его фильмы. Каким он был человеком? Как вы пришли к идее создания кинофестиваля, названного в память вашего мастера?
—Так получилось, что Юрий Николаевич родился в один день с моим отцом, поэтому, поступив к нему на курс, я сразу стал называть его папой. У меня даже была традиция: каждое 26 января сначала звонить домой, а потом — ему.
А когда он умер, ко мне пришло какое-то озарение. Я понял, что обязательно должен сделать что-то для его памяти. Тем более что это был единственный режиссер, который практически целиком посвятил себя теме войны, потому что и сам знал, что это такое!
Никогда не забуду, как он описывал один из боев под Кенигсбергом. Схватка была страшная! Солдаты буквально грызли землю. И вдруг он увидел эту бойню со стороны. Как будто бы его душа вылетела из тела и наблюдала за происходящим откуда-то сверху. Вот тогда он и пообещал, что если выживет, то будет рассказывать об этом в своих фильмах.
А кому он мог это пообещать? Только Богу! И это обещание было выполнено.
Кстати, отец Озерова спокойно мог его отмазать. Он был солистом Большого театра и дружил и с Фрунзе, и чуть ли не со Сталиным. Но в 39-м году Юрий Николаевич оставил ГИТИС и ушел в Красную армию, а в начале войны оказался на фронте.
Ну а дальше вы знаете: в ГИТИС он вернулся только на время, а потом подал документы во ВГИК и стал учиться режиссуре в мастерской Игоря Савченко.
— Что в вашем мастере вам восхищало больше всего?
— Наверное, его умение справляться с абсолютно любой задачей. Таких сложных лент советская кинематография еще не знала! Помните фильм «Огненная дуга» из киноэпопеи «Освобождение»? Там в одной массовке больше трех тысяч человек! Тогда же еще не было графики.
И это — уже не говоря про технику. Самолеты, танки — их было просто немерено!
Интересно, что «Освобождение» был снят в пику американскому фильму «Самый длинный день» о высадке американского десанта в Нормандии, и лучше всего его принимали именно в Нью-Йорке.
Картину показали в 125 странах мира, а на премьере побывали около полумиллиарда зрителей. Такого сейчас невозможно представить, весь мир посмотрел фильм моего учителя!
Кстати, вот мы сейчас разговариваем, а прямо передо мной лежит старый баннер фильма «Сталинград», где я играл лейтенанта Костерина и работал в качестве ассистента. Юрий Николаевич показывает на меня пальцем и объясняет, что я должен делать. А Пауэрс Бут (американский актер, который исполнил роль Василия Чуйкова. — Примеч. Daily Storm) внимательно слушает и пытается понять — потому что по-русски нихт ферштейн.
Гениальная была обстановка! Озеров говорил, что научить режиссуре невозможно. Это должно быть в голове. Если это есть, то есть. А если нет…
— Как часто вы вспоминаете о своем мастере?
— А я всегда о нем помню. И не только девятого. Когда прихожу в церковь, обязательно оставляю записочку, заказываю панихиду. С ним связано столько хорошего.
Помню один эпизод, в котором мой герой дерется с матросами. Но текст был настолько сложным, что я никак не мог его выучить. Спрашиваю: можно ли его чуть-чуть переделать? Нет, отвечает Юрий Николаевич. Вот когда станешь народным, тогда и будешь.
Поэтому я придумал себе такую мульку: я вспомнил, как мы в молодости снимали ремень и наматывали его на ладонь, чтобы махаться пряжкой. А актеру, чтобы существовать на площадке, нужно обязательно придумать себе какое-то действие!
Первым начинает говорить Федя (Бондарчук. — примеч. Daily Storm). Мол, ну что: «Ты примешь участие в драке?» — спрашивает он.
Ну тоже… текст такой… Ну кто так говорит?!
«Страсть люблю, как с матросами драться!» — отвечаю я. И наматываю ремень на кулак.
Я ему тогда (Озерову) три дубля запорол! Но четвертый ему уже понравился. Первые — за счет Урюмцева, шутил он.
А когда я начинал зарываться, Юрий Николаевич просто брал меня за мочку уха и просил: «Олежа! Не шали».
Ну папа же — я говорю!
— Олег Григорьевич, насколько сейчас современному зрителю интересны военные фильмы?
— Да нет, интерес к военным фильмам остается. Но другое дело, что такое кино уже никто не снимет. Ни в Голливуде, ни где-то еще. Как говорит Карен Шахназаров, ничего такого не сделают уже никогда! А Карен тоже из старой школы. Его «Белый тигр», хоть это и фантастика, снят в духе Озерова.
В прошлом году приз губернатора Алексея Геннадьевича Дюмина получил бурятский режиссер-дебютант Солбон Лыгденов. Мы пригласили его из Улан-Удэ. Человек снял фильм о Сталинградской битве «321-я Сибирская. Братья» без господдержки!
«Ты чего, Озерова, что ли, смотрел? — спрашиваю у автора. — У тебя некоторые кадры как в «Последнем штурме»!»
«А я, — говорит он, — снимал вместе с Малюковым».
Андрей Малюков был из старшей мастерской перед нами. То есть вы представляете, какой мостик должен был проложить Юрий Николаевич, он дотянулся аж до Бурятии!
Наши кинематографисты, как и весь народ — отчаянные люди! Русские, чеченцы, осетины, буряты… Помните наш Президент сказал как-то в интервью Павлу Зарубину: — Буряты не сдаются!» Маленький народ, живущий с Сибири. Я знаю, сам там жил в молодости. Очень дружелюбные, но героические люди.
Мы с Федором Бондарчуком проходили практику на «Сталинграде» у Юрия Николаевича, когда на втором курсе учились. Никому не рассказывал: снимался эпизод танковой атаки. Игорь Слабневич снимал его с крана, то есть поднимался на уровень второго-третьего этажа. Зима. А в Керчи снега нет! Землю присыпали крошкой пенопластовой, а на подоконниках разрушенного здания его нет.
Я говорю Федору (Бондарчуку): «Надо насыпать — иначе вылезет в кадре пустота».
Федор на подъем легкий. Мы схватили пару мешков с белой крошкой и по бетонным балкам — перекрытий в здании не было — где-то на животе, сейчас вспомнить страшно, пробрались к окнам и сделали зиму. Медали нам, конечно, не дали. В кино всегда главный орден – орден «Сутулова». Я же говорю, народ героический!
Вообще, в какой больной голове пришла идея у Запада прибрать Россию к рукам? Они это пытаются сделать со времен татаро-монгол. Как только у России появляется смертельный враг, так вся Европа — на его стороне. Но после победы нашего оружия начинаются политические реверансы. Вообще, уроки истории на пользу не идут. Впечатление, что в голове наших оппонентов — ветер.
Отмечу, что, к сожалению, ребят, которые бы занимались военным кино, по-прежнему мало. Это раньше это было престижно. Женщины мечтали выйти за военных. Мужики — сыграть героя. И я не знаю ни одного актера, у которого бы не было подобной роли.
— До очередного XXII Международного фестиваля военного кино имени Ю.Н.Озерова остается менее двух недель: он стартует в Туле уже 13 мая. Чем вы порадуете зрителя в этом году? Будут ли в программе фильмы, посвященные теме спецоперации?
Отдельную программу по СВО мы сразу же с началом операции учредили и назвали «Донбасс. Возвращение». В тот же год — в 2022 году у нас были учреждены специальные призы для этой программы. Победителем был в 2022 году у нас документальный телевизионный спецпроект первого канала «Мы живы», жюри отступило немножко от правил, поскольку мы — фестиваль военного кино, но телевидение активно принимает участие в освещении темы СВО, а игровое кино тогда еще только начинали снимать.
В 2023 году Russia Today получила наш гран-при за документальный фильм ««Азовсталь». Освобождение». Команда RT.Doc снимает довольно правильно, довольно грамотно. Если в прошлом году было всего пять фильмов от Russia Today, посвященной теме СВО, то в этом уже двенадцать работ от мастеров жанра работающих «за ленточкой» с самого начала боевых действий: Ольги Кирий, Клима Поплавского, сына всенародно любимой Яны Поплавской — «Красной шапочки».
РЕН ТВ тоже представило три фильма от команды Игоря Прокопенко, которая много уделяет внимания освещению СВО. Другие каналы тоже подали заявки, ВГТРК почему-то не отзывается.
Теперь про игровое кино.
Фильм «20/22» снимался в зоне боевых действий или близко в ЛБС, насколько я знаю, так же, как и «первая ласточка» по этой теме – картина «Лучшие в аду» питерской студии «Аурум» — призера нашего фестиваля в прошлом году. Группа «20/22» проводила съемки в Попасной, когда там ещё шли бои. Молодые актеры «20/22» Аристарх Венес и Дарья Кукарских блистательно сыграли. Лариса Лужина, член жюри отметила их работу смайликом — палец вверх. Это в том числе и заслуга режиссера Андрея Симонова, конечно. Он приедет представлять фильм в Конгресс-центре Парка «Патриот» в Туле 17 мая.
Вместе с Андреем Симоновым приедет Ринат Есеналиев, участник СВО и актер. На самом деле, он не актер, но дебют у него получился, как бы сказал Лев Прыгунов, фантастический. «Лучшие в аду» задали тон другим авторам.
Второй фильм на тему СВО — «Позывной «Пассажир» Ильи Казанкова. Илья участвовал в наших фестивалях с короткометражками и получал награды. «Мама», мне кажется, его лучший короткий метр! Наконец-то он вышел на орбиту полнометражного кино.
У нас — полный комплект сражений в кинематографе. Сирия отражена в «Сирийской сонате». В этой картине Гоша Куценко хорош, впрочем, как всегда. «Нюрнберг. Многомерность зла» Алекса Плата — попытка рассмотреть истоки процесса изнутри, откуда его никто не знает и не видел. Психологическое кино с хорошими актёрами — А. Раппопортом и Ф. Шлёмовым. Самое главное — с ярко выделенной проблемой — шизоидальной уверенностью нацизма в своей правоте. Не замечаете аналогий с коллективным Западом?
Мы в этом году посвящаем наш фестиваль 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В конкурсе документального кино хороший фильм на тему блокады — «САМАЯ ДОРОГАЯ НАГРАДА» Анатолия Аграфенина и Андрея Егорова.
«ВОЙНА. ЖЕНСКИЙ РОД» Екатерины Толдоновой, на мой взгляд, очень серьезная работа. Екатерина в нашем фестивале участвует довольно часто. Но эта работа — о роли женщин на войне, о их жертвенности, как, в общем-то, и в повседневной жизни — заслуживает особого рассмотрения.
Я когда-то, будучи журналистом, написал стихи:
«Эх, вы девочки милые, не по-девичьи грубые,
Но такие счастливые под картоном погон!
Нам глаза ваши девичьи, по-кошачьи игривые,
На поломанных карточках будто сдавленный стон…»
Но СВО — тема первоочередная на нашем фестивале. Когда идет война реальная, память о прошедшей становится фоновой.
«Я ухожу домой» Владислава Рыткова — премьера была недавно на Московском международном кинофестивале — событие в документальном кино. Владислав представит свой фильм в Тульском Кремле.
«Чудо на войне» — фильм о присутствии Бога на передовой продюсера Бориса Корчевникова. Бог присутствует всегда и везде, но на войне это проявляется особенно заметно. Отошел от дерева и в эту секунду — осколок снаряда в него впился. Или снайпер поменял точку, и в это место — мина. Я читал книгу воспоминаний фронтовиков Великой Отечественной. Так там чудеса происходили на каждом шагу. Ведь военное кино — тоже передовая, только в тылу.
Двадцать два прошедших года фестиваля – это целая цепочка сопереживаний и не только организационных… Ведь каждый фильм — чья-то боль, чья-то гибель, показанная, как в игровом, так и в документальном, реальном кино. Это большой срок. Никто этого не замечает. Не зря же я оказался в прошлом году в реанимации с сердцем. Но слава Богу, теперь всё нормально. Не дождутся!)
Для примера — мистический факт из истории кинофестиваля: мы провели Эхо фестиваля в Севастополе в 2013 году. В задних рядах Дома офицеров кто-то крикнул:
«Мы русские, мы здесь!» — и через полгода Севастополь вернулся в состав России.
Какие зарубежные работы будут представлены на фестивале?
В этом году традиционно принимают участие в нашем фестивале наши китайские товарищи. Они с нами уже с 2004 года, а фестиваль стартовал в 2003. И, как всегда, сербы, хотя у них кинопроизводство не так быстро развивается, как в Китае.
В Китае очень много производится кино, в том числе на тему гражданской войны, которая у них была, и китайская-японская войны, в которой мы приняли участие в 1945 году и разгромили Квантунскую армию. У Китая военных фильмов много, у сербов картин гораздо меньше, гораздо реже они появляются.
Но вот сейчас на одном московском фестивале пройдет сербская картина «Герои Галиарда», рассказывающая о том, как в Сербии во время Второй мировой войны спасали американских летчиков, которые потерпели крушение. Сербы спасают американцев, а американцы потом их бомбят.
В этом году, как ни странно, подключились словаки, хотя их кино еще на юношеском уровне, я бы так сказал. Семнадцатилетние словацкие ребята сняли фильм о Великой Отечественной войне, события этого фильма происходят в районе Бреста. Фильм поставлен по повести одного из белорусских писателей, но важно не это, важно то, что молодые словаки, жители страны, которая воевала на стороне Германии, молодежь Словакии начала снимать фильмы о Великой Отечественной войне и пытаться говорить правду.
Может она дойдет, наконец, и до словацкого правительства, которое сейчас так или иначе уступает против России в рамках СВО. Ну, в общем-то, все, кто был на стороне Германии, они сейчас участвуют в СВО на стороне той же Германии. Если сказать точнее, то на стороне США и Украины.
— Какие сегодня у вас эмоции, мысли про нашу сегодняшнюю Великую Отечественную? Изменилось ли ваше мнение по сравнению с прошлым годом? Все ли правильно мы делаем — не только на фронте, но и в тылу?
Я лет пять назад встречался в посольстве Сербии с их Послом, не буду называть его фамилию. Мы говорили по поводу взаимодействия на нашем фестивале. Господина Посла озарило: «У нас есть фильм о том, как мы сбили американский Стелс».
Я ответил: «Надо этот фильм представить на нашем фестивале. Пусть зрители посмотрят, что непобедимая американская техника тоже может быть уничтожена даже сербскими силами ПВО, которые более слабые, чем у России».
Посол загорелся этой идеей, пообещал найти этот фильм, но история закончилась ничем. Хотя он знал и режиссера, и где этот фильм находится.
Сербия в то время опасалась сильного влияния Соединенных Штатов и на внутреннюю и внешнюю политику европейских стран. Поэтому фильм чудесным образом не был найден.
Гегемония США тогда была очень сильной. Слава богу, что сейчас идет такая очистительная клизма СВО для Европы и для Америки.
— Кто из известных людей, актеров и режиссеров будет на открытии фестиваля?
Вести церемонию открытия будут народная артистка РСФСР Анна Шатилова и народный артист России Евгений Кочергин.
На открытии будут телеведущий и писатель Игорь Прокопенко, кинорежиссер Владимир Грамматиков, народные артисты России Юрий Назаров, Юрий Чернов и Александр Коршунов, заслуженные артисты России Наталья Хорохорина и Сергей Маховиков, актрисы Екатерина Шпица и Полина Нечитайло, актер и режиссер Кирилл Зайцев и многие другие.
Большое спасибо, Олег Григорьевич! Удачи вашему фестивалю!