«Как снимали войну»: история фронтового оператора Владислава Микоши.
На фронтах Великой Отечественной войны работали около трехсот советских кинооператоров. Они снимали настоящие кадры войны, несмотря на пули и страх. Объективы их камер стали глазами войны, а кинопленка, хранящаяся в архивах, — ее памятью. Документальный проект «Как снимали войну» рассказывает истории тех, кто стоял за этими камерами и чьи имена зачастую оставались не известны.
Гильдия неигрового кино и телевидения совместно с порталом «Кино-Театр.Ру» представляет очередную серию документального проекта о фронтовых операторах «КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ». Она посвящена Владиславу Микоше, чьи кадры стали настоящими символами войны.
Микоша запечатлел на пленке бои за Севастополь и Керчь, освобождение Кубани, Новороссийска, Тамани. Снимал восстановление Сталинграда и стал свидетелем подписания Японией капитуляции и окончания Второй мировой войны.
Помимо непосредственно сражений, он фиксировал и обычную жизнь горожан в военное время. Кадры, сделанные им в Сталинграде, вошли в золотой фонд кинодокументалистики.
Режиссер фильма Артур Анаян отмечает не только героический документальный вклад Владислава Микоши, но и яркие и сильные художественные образы, созданные им в его кинолетописи. Так, например, в освобожденном Сталинграде он снял, как молодые девушки умываются, чистят зубы и идут на работу. Но вместо лестницы, по которой они спускаются из своего вагончика, у них приспособлено крыло подбитого немецкого самолета, и женские каблуки цокают по фашистскому кресту.
Для меня работа над этим проектом — это возможность отдать дань памяти тем, кто не просто снимал хронику, но фиксировал для нас, для потомков одну из самых трагичных историй человечества. Каждый из операторов — герой, потому что, зачастую, им приходилось снимать в полный рост там, где другие прятались в окопах, бежать в атаку без автомата или прыгать с парашютом, не имея никакой подготовки, и все это ради нас, зрителей
— отмечает Артур Анаян.
Документальный проект «КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ» представляет собой 20 короткометражных фильмов о том, как создавалась кинолетопись прошедшей войны. 12 из них – портреты ведущих фронтовых операторов, остальные – рассказ о работе кинохроники в годы войны. Проект создан при поддержке Института развития интернета в рамках реализации нацпроекта «Культура».
По одним данным операторов Великой Отечественной войны было 257, по другим – 318. За четыре военных года они сняли 3,5 миллиона метров фронтовой кинохроники. Однако в фильмах и киножурналах 1941-45 годов их имена зачастую не указывались, но именно их глазами мы и сегодня видим прошедшую войну.
Задача проекта – вернуть авторство анонимным кадрам военной хроники, рассказать о тех, кто с риском для жизни запечатлел самые драматические моменты Великой Отечественной войны.
Источником для создания этого проекта стали монтажные листы операторов, в которых подробно, кадр за кадром описывалось все, что было снято в течение съемочного дня. В этих документах, никогда прежде в кино не использовавшихся, много уникальных деталей, человеческих имен и судеб. Авторы проекта поставили себе задачу соединить пояснения и «ремарки» фронтовых операторов и хронику, которая хранится в Российском государственном архиве кино- и фотодокументов.
Гильдия неигрового кино и телевидения является единственной в России некоммерческой организацией, объединяющей кинематографистов и работников телевидения, а также юридических лиц, специализирующихся в сфере создания и дистрибуции документального и научно-популярного кино, документальных телевизионных фильмов. Основной целью создания и деятельности Гильдии является развитие индустрии неигрового кинематографа, популяризация всех его видов и жанров, а также творческих достижений российских документалистов.
Кино-Театр.Ру — русскоязычный интернет-проект о российских и зарубежных кинофильмах, телесериалах и спектаклях, имеющий самую полную базу российских актеров, режиссеров и операторов. Сайт вошел в список социально значимых сайтов.