ОСЬМИНОГ. Психологический триллер о взрослых отношениях и заблудившемся в собственных теориях психологе с Даниилом Воробьевым в главной роли (и еще 7 других ролях!)

Поделиться в соцсетях:
Слов в тексте - 1013, время чтения в минутах - 6

От режиссера-дебютанта Алексея Степанова.

Синопсис:
Один из лучших семейных психологов страны неожиданно решает провести бесплатный экспериментальный курс с использованием метода психодрамы. Доктор собирает в своём доме четырёх женщин, каждая из которых приезжает со своей сложной жизненной ситуацией. В процессе работы становится понятно, что больше всех в помощи нуждается сам Доктор.
Награды

На XXI Международном фестивале дебютов «Дух огня» проект «Осьминог» победил в программе Work in progress и получил приз как «Перспективный зрительский фильм».

Новый герой нашего времени — психолог

Режиссер Алексей Степанов убежден, что новый герой нашего времени — это психолог. По его наблюдениям, в 2000-х годах таким героем был человек, вернувшийся с войны, как Данила Багров из фильма «Брат» и Саша Белый из сериала «Бригада». Потом в 2010-х он видоизменился в менеджера-бизнесмена («Духless»), затем плавно перешел в человека с властью, или его антипода — человека без власти, как в фильме «Дурак».

А сейчас героем времени становится психолог. Это связано с тем, что в обществе появилась установка на то, что психологические проблемы надо решать со специалистом. Именно этот человек стал авторитетом, за которым как минимум хочется наблюдать.

Идея фильма

Автор литературной основы фильма — волгоградский драматург Иван Алифанов. Алексей Степанов обратил внимание на его пьесу «Счастье это ты» о стоматологе, который собирает женщин и организовывает «Курсы счастья». Режиссер решил ее экранизировать, но привнести в нее существенные дополнения. Однако в процессе подготовки сценария создатели ленты очень сильно отошли от оригинала, сделав главного героя профессиональным психологом, запутавшимся в собственных психологических установках. При столкновении с реальностью все его теоретические конструкции отходят на второй план, уступая место правде.

Референсами к фильму служили «Идеальные незнакомцы» и «Резня» Романа Поланского — камерные истории, вскрывающие проблемы общества, суперпопулярный сериал “Триггер” с харизматичным и нестандартным героем-психологом, триллер М. Найта Шьямалана “Сплит”, потому что Даниил Воробьев, как и Джеймс Макэвой, исполняет в фильме не одну роль, а несколько непохожих друг на друга персонажей.

  650 дошираков, подпольная студия звукозаписи и любимая песня Леонида Ярмольника: 28 ноября байопик «Руки Вверх!» выйдет онлайн вместе с фильмом о фильме 

У оператора Ильи Копылова в качестве визуального референса был фильм Стивена Содерберга «Без резких движений».

Почему «Осьминог»?

Изначально рабочим названием проекта было «Счастье это ты», по аналогии с пьесой. Однако позднее решено было его изменить. Рассматривались сотни разных вариантов. Режиссер даже проверял успешность названий на таксистах. В начале поездки он говорил водителю, что снимает фильм, рассказывал подробности о нем, а в конце спрашивал, помнит ли таксист, как лента называется.

После окончания съемок, на монтаже создатели сфокусировались на словах акт и образ, в итоге получился octopus, а уже потом «Осьминог». Песня Константина ShyThor на титрах проясняет смысл названия фильма — главный герой, как осьминог, опутал щупальцами остальных и сам во всем запутался.

Съемки в хронологическом порядке

Алексей Степанов принял решение снимать исключительно в хронологическом порядке, чтобы уровень психологизма у героев нарастал от сцены к сцене, как это и происходит в фильме. Чтобы актерам не приходилось прыгать из одного психологического состояния в другое, а накалять его постепенно.

Вдохновение в Третьяковской галерее

Перед началом съемок режиссер Алексей Степанов и оператор Илья Копылов (это их третий совместный проект, но первый полнометражный) неделю ходили в Третьяковскую галерею в поисках вдохновения и «референсов», как лучше расположить героев в кадре, какие цвета использовать, в какой общей стилистике снимать. И только потом они приступили к раскадровке.

Восемь ролей Даниила Воробьева

В кастинге на главную мужскую роль участвовали три топовых российских актера. «Но когда мы соприкоснулись с Даней, я сразу понял что он и есть олицетворение психолога в России», — говорит Степанов.

Изначально предполагалось, что Воробьев должен сыграть не только главного героя, но и всех тех мужчин и мужей героинь, о которых они ему рассказывают. И это было абсолютно обоснованным решением — именно так он как психолог представляет всех этих людей, вживаясь в их образы.
Как признается Даниил, все в его персонаже отождествляет его самого: «Это абсолютно личный мой мотив, здесь мы удивительным образом совпали с с моим героем». Он также рассказал, что изначальным референсом к главному герою был Андрей Курпатов. По сценарию фигура главного героя очень близка к его масштабу. Но стоит понимать, что это не байопик, а только портретное сходство и референс из жизни.

  Ольга Бузова станет владелицей пельменного бизнеса в новой комедии «Равиоли Оли»

Большой женский кастинг

Был большой женский кастинг — на каждую роль претендовали почти 20 артисток. Важной задачей было подобрать актрис так, чтобы они по своему типажу не повторялись. В итоге получились антиподы: Мария Миронова — настоящая русская женщина, Сабина Ахмедова — образ восточной красавицы, Анфиса Черных — наивная девушка из провинции, которая приехала покорять Москву, Наталья Рудова — представительница элиты с Патриарших прудов.

Четыре стихии

У создателей картины возникла идея закрепить за каждым женским персонажем определенную стихию и свой цвет. Так, героиня Сабины оказалась водой цвета Тиффани, у Анфисы Черных цвета были огненными — красный с синим. У Марии Мироновой, которая олицетворяла землю, был цвет зеленый. Рудова олицетворяла воздух, поэтому ее цветом стал холодный белый.

Работа в режиме сотворчества

Алексей Степанов для этого фильма выбрал методику работы с актерами в режиме сотворчества, разрешая им дополнять своих персонажей, менять их диалоги. «Я даю актерам полную свободу, если это не граничит и не противоречит моему замыслу и работает на него», — отмечает Степанов.
В итоге Даниил Воробьев, который очень плотно работал со сценарием и его воплощением, переписал более половины диалогов своего героя. Мария Миронова добавила своей героине самобытной харизмы, отметив, что работа в соавторстве с режиссером была очень концептуальной.

Алексей действительно давал нам большую творческую свободу, и на мой взгляд, фильм только выиграл,

— подтверждает Сабина Ахмедова.

Она тоже корректировала текст под себя и дописала часть ключевого диалога ее героини. Кроме того, она добавила ей астму и тем самым создала рваную и резкую манеру говорить.

  "Операция "Холодно" начнётся в декабре

Музыкальные портреты

Как объясняет выбор музыки к фильму композитор Илья Андрус, когда герои входят в состояние «метода психодрамы», требовался сюрреалистичный медитативный саундтрек, описывающий личность и состояние того или иного пациента, это позволило писать своеобразные «музыкальные портреты». При этом, несмотря на медитативность, получилось достаточно динамично. Музыка, отражающая внутренний мир героев преимущественно электронная, более фантастическая, тогда как возвращение в реальность акцентируется живым струнным саундтреком.

Интересные факты о фильме

● Образ главного героя был вдохновлен имиджем Доктора Андрея Курпатова.
● Даниил Воробьев сыграл в фильме восемь разных персонажей. В процессе перевоплощений и изменений собственного тела он чуть не умер на съемках.
● Актеры активно переписывали диалоги своих героев. Так, Даниил Воробьев изменил более половины диалогов, Сабина Ахмедова дописала ключевой монолог своей героини и придумала часть ее образа.
● Оператор и режиссер перед съемками фильма неделю ходили в Третьяковскую галерею, чтобы определиться, в какой стилистике снимать фильм.
● «Осьминог» — независимое кино, снятое за частные деньги, без привлечения государственного финансирования.

Осьминог

Россия, 2023
Жанр: психологический триллер
Производство: SoFilm
Генеральные продюсеры: Софья Светлосанова, Алексей Степанов
Исполнительный продюсер: Евгения Скрыпник
Креативный продюсер: Мариетта Азарян
Ассоциированный продюсер: Владимир Пермяков
Авторы сценария: Алексей Степанов, Ольга Артемьева, Алексей Шамаков, Эдуард Земцов
Режиссер-постановщик: Алексей Степанов
Оператор-постановщик: Илья Копылов
Режиссер монтажа: Никита Баранов
Художник-постановщик: Георгий Банюк
Художник по костюмам: Натбиева Дина Камилла
Композитор: Илья Андрус

В ролях: Даниил Воробьев, Сабина Ахмедова, Мария Миронова, Анфиса Черных, Наталья Рудова, Мариетта Азарян, Дарья Мазурова, Данила Якушев, Вячеслав Крикунов.

Поделиться в соцсетях:
Работники ТВ