«Как снимали войну» — фильм как улика

Поделиться в соцсетях:
Слов в тексте - 557, время чтения в минутах - 3

Фильмы в качестве улик: проект о фронтовых операторах восстановил хронику Нюрнбергского процесса
Проект о фронтовых операторах «Как снимали войну» посвятил новый эпизод 75-летию со дня начала Нюрнбергского трибунала, который открылся 20 ноября 1945 года. Во время этого судебного процесса впервые в качестве доказательств преступлений немецко-фашистских захватчиков были представлены несколько фильмов, снятых во время войны.

Авторы проекта «Как снимали войну», проделав большую исследовательскую работу, смогли восстановить историческую цепочку событий того, как документальные кадры фронтовых операторов стали использоваться в качестве улик и позволили установить справедливость на крупнейших судебных процессах после Второй мировой войны. Именно это событие изменило отношение к профессии кинооператора, доказав ее историческую значимость.

Серия под названием «Нюрнбергский процесс» доступна на YouTube-канале проекта Кино-Театр.ру.

Несмотря на то, что практика использования киноматериалов в качестве косвенных улик и свидетельств в судебных делах существовала в международной судебной системе с 20-х годов, до Нюрнберга они не принимались в качестве самостоятельных доказательств.

Во время трибунала американская сторона, намеревавшаяся изначально показывать в качестве улик фильмы, которые снимали сами фашисты, решила предоставить на процессе собственное кинодоказательство — документальный фильм об освобождении концлагерей в Западной Европе. Американское обвинение адаптировало нормы гражданского права и включило в фильм свидетельские показания под присягой, лиц которые снимали этот материал, что все изображенное ими соответствует действительности.

  В Москве подведут итоги работы Лаборатории индустриального кино

Последовав их примеру, 19 февраля 1946 года, на 62-ой день Международного военного трибунала советская сторона показала свой часовой фильм «Кинодокументы о зверствах немецко-фашистских захватчиков». Он был построен на кадрах, которые советские операторы засняли при освобождении советскими войсками городов начиная с 1941 года и вплоть до конца войны, где демонстрировались ужасы и страдания сотен тысяч замученных фашистами людей.

Фильм потряс не только всех присутствовавших в зале, но и заставил подсудимых нервничать сильнее, чем во время других просмотров.

Таким образом, в Нюрнберге главным судьей для обвиняемых стал стоявший напротив них экран, показывавший катастрофические последствия их действий.

Именно в Нюрнберге термин «документальные кадры» стал буквален как никогда – съемки превратились в документы, свидетельства, доказательства, сила которых была больше, чем в сотнях письменных показаний.

Нюрнбергский процесс поднял престиж и значимость работы кинооператоров, ввел возможность использования документальных материалов в постоянный юридический обиход, что позволило восстановить справедливость во время судебных процессов после Второй мировой войны. Он доказал великую значимость этой профессии, признав ее огромный вклад в историю

— отметил режиссер серии Георгий Молодцов.

  БЕЗ ШАНСОВ НА СПАСЕНИЕ: OKKO ОБЪЯВИЛ О СТАРТЕ СЪЁМОК ПОЛНОМЕТРАЖНОГО ТРИЛЛЕРА «ПОБУДЬ СО МНОЙ»

Проект «Как снимали войну» создан Гильдией неигрового кино и телевидения совместно с порталом «Кино-Театр.Ру». Он рассказывает о советских кинооператорах, которые снимали войну, несмотря на пули и страх. Однако об их подвигах почти ничего не известно, потому что их имена зачастую не указывали в кинохрониках, но именно благодаря им у нас остались настоящие кадры войны. Проект создан при поддержке Института развития интернета в рамках реализации нацпроекта «Культура».

Он представляет собой 20 короткометражных фильмов о том, как создавалась кинолетопись прошедшей войны. 12 из них – портреты ведущих фронтовых операторов, остальные – рассказ о работе кинохроники в годы войны.

По одним данным операторов Великой Отечественной войны было 257, по другим – 318. За четыре военных года они сняли 3,5 миллиона метров фронтовой кинохроники. Однако в фильмах и киножурналах 1941-45 годов их имена зачастую не указывались, но именно их глазами мы и сегодня видим прошедшую войну. Задача проекта – вернуть авторство анонимным кадрам военной хроники, рассказать о тех, кто с риском для жизни запечатлел самые драматические моменты Великой Отечественной войны.

  Ольга Бузова станет владелицей пельменного бизнеса в новой комедии «Равиоли Оли»

***
Гильдия неигрового кино и телевидения является единственной в России некоммерческой организацией, объединяющей кинематографистов и работников телевидения, а также юридических лиц, специализирующихся в сфере создания и дистрибуции документального и научно-популярного кино, документальных телевизионных фильмов. Основной целью создания и деятельности Гильдии является развитие индустрии неигрового кинематографа, популяризация всех его видов и жанров, а также творческих достижений российских документалистов.

Кино-Театр.Ру — русскоязычный интернет-проект о российских и зарубежных кинофильмах, телесериалах и спектаклях, имеющий самую полную базу российских актеров, режиссеров и операторов. Сайт вошел в список социально значимых сайтов.

Поделиться в соцсетях:
Работники ТВ