Стало известно, что 5 декабря 2021 года скончался Марк Григорьевич Рудинштейн (7 апреля 1946, Одесса) — советский и российский продюсер, Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2003), создатель и продюсер кинофестивалей «Кинотавр» и «Кинотаврик», организатор кинопремии «Золотой овен», ведущий и автор еженедельной телепередачи «Золотая пыль» на НТВ-Мир.
…Воскресный вечер взорвала новость — умер кинопродюсер Марк Рудинштейн. В возрасте 75 лет. От инфаркта. Что сказать… Сердце у Марка Григорьевича всегда было большое и работало на полную катушку. …Марк Рудинштейн.Для многих одесситов и людей искусства — просто Марик. Всегда веселый, упругий, как мячик. Быстро думающий и быстро передвигающийся. Вечный двигатель, неиссякаемый источник энергии. Умеющий влипать в истории, но и ценить истории. Как свои, так и чужие. Рудинштейн был продюсер и актер не по профессии — по жизни. Он все время что-то затевал и создавал. Пишут «ушел создатель «Кинотавра». Это так, но «Кинотавр», который он организовал в 1991 году, а в 2005 передал фестиваль Александру Роднянскому, всего лишь один из проектов Марка Рудинштейна. Рок-фестивали, «Фестиваль некупленного кино», «Кинотаврик», «Кинопремия «Золотой Овен», киноконцертный комплекс «Мир»… Рудинштейн был все время в идеях и в движении. Серьезным его можно было увидеть очень редко. А вот шутки — это его. А как умел обещать! Золотые горы! …Одесский аэропорт. Самолет в Москву задерживается часа на три. Сидим-ждем, и все это время он рассказывает истории — одну за другой. Не все фильмы, показанные на «Кинотавре» Рудинштейна были такими же интересными, как байки, которые он «травил». На истории про Депардье я сломалась — уже больше не могла, слезы текли рекой от смеха. «Пощадите, Марк Григорьевич!». А он, похоже, еще только разогрелся. Где не встретишь его, у него «в рукаве» всегда что-то новенькое. Начинает рассказывать — не остановить.Ему пришлось быть продюсером и организовывать мероприятия не только в советское время, но и в нелегкие 90-е. Он-то смеялся, но на «Кинотавре» и не только на нем, ему приходилось иметь дело с бандитами. Он организовывал мероприятия, подчас рискуя жизнью, и это не просто красивые слова. Он не был таким продюсером, как те сейчас, кто спокойно получает государственную поддержку, и у кого болит голова лишь по поводу того, как ее грамотнее вложить в проект. Он брал на себя такую ответственность, что инфаркт мог случиться гораздо раньше — уж простите за такой речевой оборот. Но — доводил дела до конца.Его любила вся артистическая кинотусовка. Клялась в вечной любви, но… в какой-то момент от него отвернулась — после скандального интервью журналу «Караван историй». До сих пор храню дома эти два номера. Человек, который многих открыл и дал им по жизни дорогу, тот, кто поддерживал деньгами не только свои проекты, но и чужие, вмиг стал нерукопожатным. Марк Григорьевич пытался пояснить, что его подставили и обманули, что воспользовались ситуацией — у него болел близкий человек.Но мир жесток, и не все помнят добро. Он перенес и это. Хотя и тяжело ему далась сложившаяся ситуация. Не все к нему потом вернулись. Но он был еще и незлопамятным, и черпал силы в своей энергии, потому что он сам был источником оптимизма.В последнее время Рудинштейн отошел от дел, насколько мне известно. Пытаюсь вспомнить год, когда ходила на спектакли с его участием в «Театр Луны». Все-таки он был артист! Хороший артист.Зрители вспомнят его работы и в фильмах «Приходи на меня посмотреть», «Курортный роман», «Московская сага», «Мне не больно». Он любил искусство и друзей. Необходимые качества для продюсера. Он умел делать деньги. Но они не были для него главным в этой жизни.
Марк Рудинштейн родился 7 апреля 1946 года в Одессе, в семье Израиля (Касрыля) Григорьевича Рудинштейна, директора магазина «Военная книга», и Таубы Исааковны Рудинштейн.
Я ведь сразу после войны родился, после возвращения родителей из эвакуации, в 1946-м… В 41-м мама и отец из Одессы все же успели уехать, а вот бабушка с дедушкой наотрез отказались ехать… Ну, их и расстреляли: прямо у стены собственного дома… Следы от тех пуль почему-то никогда не замазывались: вот это я отчетливо помню… Как бы тщательно их ни шпаклевали…
У него было два старших брата.
Как зачинщика массовой драки меня арестовали. Был суд, потом — детская колония, от которой, между прочим, мой отец-коммунист, авторитетный человек в городе, директор магазина «Военная книга» (что по тем временам кое-что значило), вполне мог меня спасти. Однако не спас. Хотя я говорил ему на свидании, что если он меня отсюда не вытащит, последствия могут быть самыми печальными: выйду законченным бандитом (и я тут не врал совершенно). Однако отец, коммунист по убеждениям, и человек патологически прямолинейный, с промытыми мозгами, свято верящий в идеологию компартии, считал, что меня нужно проучить, что я совершенно отбился от рук и что всякое преступление должно, понятное дело, заканчиваться наказанием. Вышел, как ни странно, уже через два месяца. И без вмешательства отца…
Марк Григорьевич трудовую деятельность начал в 15 лет на судостроительном заводе в Николаеве.
Прямо из колонии уехал в город Николаев — со своими сорока рублями, которые в колонии заработал. А в Николаеве устроился учеником судосборщика и проработал так до самой армии – первый советский крейсер «Москва» на воду спускал. Я, кстати, там очень даже неплохо зарабатывал и принципиально посылал домой, чтобы отец убедился, что я не бандит какой-нибудь, а приличный человек, который может не только себя самого содержать, но и семье помочь
Потом служил в Советской армии, учился в ГИТИСе.
В детстве меня часто ставили на стульчик: сейчас нам Марк стишки почитает. И я читал, старался вовсю. А когда меня в армию призвали, я так и сказал, что могу читать стихи и так постепенно прекрасно устроился: был ведущим всяких там концертов, работал в ансамбле песни и пляски. Даже на гастроли ездил и в конце концов поступил в ГИТИС, проучился год, а потом пошел в армию дослуживать. И тут-то опять со мной приключилась беда: на носу уже дембель был, все идет прекрасно, просто отлично, как раз должен был выйти «на свободу». Тогда как раз вышел указ о переходе с трехгодичной службы на двухгодичную, и тот, кто провинился, того отпускали в декабре, а того, кто не имел нареканий, уже в мае. Я после концерта к 1 мая послал на три буквы начальника политотдела армии. Дослуживать пришлось уже не в ансамбле, а, как это водится, мыть сортиры.
Учился в ГИТИСе (не окончил), затем в 1972—1976 годах учился на очно-заочном отделении в Театральном училище им. Б. Щукина (мастерская М. Тер-Захаровой).
Правда, через три года я поступил в Щукинское, успел целых три года проучиться и вот тут-то в нашей семье приключилась новая драма… Я пытался помочь брату с отъездом в Израиль, а в итоге меня выкинули из Щуки по доносу, пытался передать диплом брата через Голландское посольство, оно тогда представляло интересы Израиля
Несмотря ни на что, я ничуть не растерялся, устроился администратором, был директором Дома культуры одного, а потом даже пристроился на завод Госзнак.
В период с 1982 по 1983 год был директором и организатором концертов ВИА «Здравствуй, песня!».
В период с 1982 по 1987 год Рудинштейн находился под следствием. Был осуждён за «дачу взяток» и «расхищение социалистической собственности» на 6 лет, отсидел 11 месяцев, после чего был оправдан.
В 1982-м попал под следствие снова… Причем ни за что ни про что. Вначале начальника московской торговли укрыли, а заодно и всех администраторов – до кучи, так сказать. Начались так называемые андроповские посадки, как их тогда называли: когда брали всех подряд. Хотя я был директором программ Росконцерта – тогда через меня «Машина времени» и другие популярные группы проходили – и ничего такого криминального, ясное дело, не совершал. Пять лет под следствием! Кошмар. Если бы не перестройка, неизвестно, сколько бы еще это длилось. В тюрьме я пробыл год – но мне этого на всю жизнь хватило. Сидели в камере, где на 40 коек 72 человека, до кровати своей неделю можно было идти, и из этих семидесяти большинство были настоящие убийцы, остальные – просто хозяйственники. Если меня что и спасло тогда, так это то, что я работал в Росконцерте, и мои рецидивисты об этом знали. Каждый вечер просили: ну, Марк, расскажи про Аллу Борисовну, про Кобзона… И я рассказывал, не жалея красок – иногда даже то, чего и не было, конечно…
Был организатором первого в СССР рок-фестиваля, прошедшего в подмосковном Подольске на «Зелёной эстраде» в сентябре 1987 года, и создателем на собственные средства подольского Детского музыкального театра в 1990 году (в настоящее время — Центр детского театрального творчества «Синяя птица»).
В 1989—1991 годах генеральный директор кинодистрибьюторской фирмы «Подмосковье».
А ко времени перестройки – когда уже начали чуть ли не награждать за то, за что раньше сажали, — я был едва ли не богаче Березовского. Наш центр «Досуг» от Парка Культуры имел на счету около 13 миллионов рублей. А это, между прочим, около четырех миллионов долларов по тогдашнему курсу, деньги по тем временам колоссальные… Так мы мало того, что успели снять несколько фильмов (и один из них, «Супермен», сумел собрать в прокате около 10 миллионов долларов!), уже могли и с «Кинотавром» стартовать…
В мае 1991 года в Сочи (Краснодарский край) прошел первый всесоюзный кинофестиваль «Кинотавр», организатором которого выступило творческое объединение «Подмосковье» при участии журнала «Экран», газеты «Дом кино» и Союза кинематографистов СССР.
С 1991 по 1999 год Марк Рудинштейн был президентом кинокомпании «Кинотавр» и генеральным продюсером фестиваля, с 1999 по 2005 год — президентом группы компаний «Кинотавр». В 2005 году передал права на проведение «Кинотавра» Александру Роднянскому и Игорю Толстунову. Сам же стал учредителем компании «Киномарк», которая занялась производством фильмов и телепрограмм.
В 1994 году Марк Рудинштейн пытался воссоздать кинофестиваль «Золотой Дюк».
С 2001 года по инициативе Марка Рудинштейна проводился детский фестиваль искусств «Кинотаврик», он также является организатором кинопремии «Золотой овен».
Я счастлив, что сумел «Кинотавр» довести до такого состояния, чтобы этот фестиваль стал брендом, продуктом, в котором уже и само государство заинтересовано…Что смог его в хорошие руки передать…
Марк Рудинштейн был членом Российской академии кинематографических искусств, Национальной академии кинематографических искусств и наук России.
Портал «Работники ТВ» выражает искренние соболезнования родным и близким Марка Григорьевича.
Фильмография
Актёр
1992 — Короткое дыхание любви.
1993 — Аномалия — адвокат.
1996 — Пионерка Мэри Пикфорд.
2001 — Приходи на меня посмотреть — мужчина с коробкой шампанского.
2001 — Идеальная пара — тамада.
2001 — Курортный роман — Григорий Маркович.
2002 — Летний дождь.
2002 — Женская логика 2 — главврач.
2002 — Бабий Яр — Отец Норы.
2003 — Небо в горошек — самоубийца-неудачник.
2003 — Ребята из нашего города — Григорий.
2003 — Завтра будет завтра — Норштейн.
2004 — Московская сага — Львов.
2006 — Лига обманутых жён — банкир.
2006 — Мне не больно — Зильберман.
2006 — Трое сверху — дядя Лео.
2006 — Псевдоним «Албанец» — Халкидис.
2007 — Натурщица — банкир Шнейдер.
2007 — Студенты International — продюсер Марселя.
2007 — Продолжение следует — продюсер Варшавский.
2008 — Солдаты-14 — продавец в книжном магазине.
2009 — Правосудие волков — врач в больнице
2009 — Вольф Мессинг— Осип Ефремович.
2010 — Сёстры Королёвы — камео.
2015 — Кухня 5 — Давид Михайлович, мясной олигарх.
Продюсер
1990 — Катафалк.
1990 — Гамбринус.
1990 — Собачий пир.
1990 — Система «Ниппель».
1990 — Самоубийца.
1991 — Жертва для императора.
1991 — Циники.
1992 — Московские красавицы.
1992 — Короткое дыхание любви.
1993 — Аномалия.
Награды и звания
Заслуженный работник культуры РФ (2003).
Золотая медаль ЮНЕСКО имени Федерико Феллини «За вклад в развитие национального кино» (2000).
Премия «Овация» лучшему продюсеру года (1996).