Киноиндустрия России и Центральной Азии: новые соглашения и совместное кинопроизводство

Поделиться в соцсетях:
Слов в тексте - 1179, время чтения в минутах - 6

Итогом участия российских кинематографистов в XIII Ташкентском международном кинофестивале «Жемчужина Шелкового пути», в рамках которого прошли Дни российского кино в Узбекистане (29 сентября — 2 октября), стало достижение ключевых соглашений по копродукции и сотрудничеству с ведущими игроками индустрии Центральной Азии.

Широкая программа российского участия также включала показы российских фильмов в Ташкенте, Самарканде, Бухаре: Russian Film Festival, стартовавший онлайн в 2020 году, впервые прошел в очном формате с масштабным присутствием российской делегации. В рамках Дней российского кино состоялось и открытие первого зарубежного филиала ВГИКа в столице Узбекистана.

Дни российского кино прошли при поддержке РОСКИНО, Russian Film Festival, режиссера и продюсера, посла туризма Узбекистана в зарубежных странах Тимура Бекмамбетова и при участии Министерства культуры Российской Федерации и Фонда кино. Соорганизатором панельных дискуссий выступил Молодежный центр Союза кинематографистов России.

Одним из важнейших итогов стало стратегическое соглашение между кинокомпанией «Базелевс», Агентством кинематографии Узбекистана и студией «Казахфильм» о совместном производстве нового анимационного проекта Тимура Бекмамбетова «Ходжа Насреддин», для которого стороны договорились открыть анимационные школы-студии в Узбекистане и Казахстане. Соглашение было подписано в присутствии заместителя премьер-министра Республики Узбекистан Азиза Абдухакимова и заместителя Министра культуры Российской Федерации Ольги Яриловой в рамках дискуссионной панели «Рост рынка онлайн-платформ как фактор развития копродукции между Россией и Средней Азией», в которой приняли участие руководители ведущих российских VOD-плаформ IVI, Kinopoisk HD, Okko, Premier, KION, и представители киноиндустрии Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана. Также в рамках панели состоялась презентация первой узбекской платформы Umovie, созданной совместно с российской компанией SPB TV. Одним из востребованных жанров для потенциальной копродукции со странами Средней Азии представители российских онлайн платформ назвали детский и семейный контент, в частности, сказки и фольклор, герои которого известны как в России, так и в странах Ближнего Востока и Средней Азии.

Сегодня доля копродукционных проектов в российском кинематографе составляет порядка 10%, и одной из задач индустрии является увеличение этого показателя. Возможной зоной роста является и наращивание совместного кинопроизводства с производителями контента из Центральной Азии. Опыт копродукции с этим регионом включает такие проекты, как «Айка» и «Монгол» (Россия-Казахстан), «Барон. Возвращение», «Солнце на вкус», «Подарок Пери» (Россия-Узбекистан), «Пустой дом», «Песнь дерева» (Россия -Кыргызстан) и другие.

  Страшно интересно: «viju ночь эмоций» раскроет все оттенки страха в кино

Генеральный директор РОСКИНО Евгения Маркова представила потенциальным партнерам возможности совместного кинопроизводства с Россией: программу поддержки миноритарной копродукции, запущенной Минкультуры РФ в 2019 году; программу рибейтов (30-40%) и работу кинокомиссий в России, а также возможности частного фонда КИНОПРАЙМ, предоставляющего до 50% поддержки от стоимости проекта. В качестве возможных направлений развития копродукции были названы участие кинематографистов Центральной Азии в российских питчингах, а также организация копродукционных панелей в рамках ММКФ и ежегодных мероприятий Russian Film Festival в Узбекистане.

Генеральный директор РОСКИНО Евгения Маркова:

Достигнутое копродукционное соглашение — свидетельство того, что сейчас сложилось очень много предпосылок к дальнейшему развитию сотрудничества России и стран Центральной Азии в сфере кинематографии. Во-первых, уже есть опыт успешной копродукции с Узбекистаном, Казахстаном, Кыргызстаном, особенно в последнее десятилетие. Во-вторых, в киноиндустрии каждой из этих стран есть свой уникальный национальный характер и специфика, локальные самобытные истории, которые могут стать «отправной точкой» для интересных совместных проектов. Сегодня, с учетом спроса в мировой киноиндустрии на региональный контент, крайне важно иметь локальную историю, — и мы видим это в тех сериалах и фильмах, которые становятся хитами на международных платформах. Также, усиливающаяся роль VOD-платформ в создании оригинального контента и его продвижении на мировой рынок делает их важными игроками в копродукционном процессе, и российские VOD-платформы готовы участвовать в создании контента разных жанров – фильмов, сериалов, анимации. Еще один важный фактор, способствующий развитию копродукции, – это новые образовательные инициативы в сфере киноиндустрии. Открытие филиала ВГИКа в Ташкенте – знаковое событие; обмен опытом и коммуникация молодых кинематографистов с экспертами из России также будет вдохновлять на новые совместные проекты. И конечно, активные действия по поддержке копродукции на государственном уровне – как со стороны Минкультуры РФ, так и со стороны Узбеккино, способствуют развитию этого направления.

Генеральный директор Агентства кинематографии Узбекистана Фирдавс Абдухаликов:

Российское участие стало важнейшей составляющей возрожденного по инициативе Президента нашей страны Шавката Мирзиёева Ташкентского международного кинофестиваля. Мы рады, что начатый диалог индустрий уже дал конкретные результаты и договоренности как на уровне производства контента и взаимодействия с российскими VOD-платформами – как в случае с копродукционным соглашением с «Базелевс», так и на уровне образования – на примере открытия в Узбекистане первого зарубежного филиала ВГИКа — старейшего в мире кинематографического вуза, история которого насчитывает более 100 лет. Сегодня в Узбекистане Президентом страны реализуются серьезные меры по реформированию киноиндустрии — проведена реконструкция и «Узбекфильма», возрожден дом кино, создан музей кино, создан и открыт Госфильмофонд, осуществляется поставка новой техники на 30 млн долларов США, планируется строительство новых павильонов, увеличивается количество кинотеатров в стране. Мы уверены, что все эти инициативы в совокупности дадут мощный старт новой истории сотрудничества. Если после 1991 года это были единичные случаи копродукции, в 2020-2021 гг. таких проектов уже пять – как готовых, так и в стадии производства. На кинофестивале мы подписали с российскими студиями ещё три совместных проекта. Мы также рады, что показ широкой программы российских фильмов в разных городах Узбекистана привлек большое количество местных зрителей, это говорит о высоком интересе аудитории к российскому кино.

Важной частью деловой программы также стал круглый стол «Кино будущего. Новые технологии в кинопроизводстве», в рамках которого российские компании («Базелевс», ГПМ «Кит», Main Road Post, CGF) представили свои технологические возможности и рассказали об инновационных форматах в фильмах — screenlife, extended reality («расширенная реальность»), технологии ViewGA и других. Большая образовательная панель Дней российского кино включала мастер-классы Тимура Бекмамбетова, Владимира Хотиненко, Рената Давлетьярова, продюсеров Анны Гудковой, Лалы Рустамовой и других.

  Московские поликлиники благодарят маленьких пациентов за храбрость

Впервые в истории Russian Film Festival недели кино прошли в очном формате с присутствием большой российской делегации. Специальный гость фестиваля, режиссер Никита Михалков открыл Дни российского кино вместе с генеральным директором РОСКИНО Евгенией Марковой и представителями Узбеккино, российского Фонда кино и Ташкентского фестиваля.

В Ташкенте, Самарканде и Бухаре были показаны семь российских фильмов из программы Russian Film Festival: «Девятаев», «Майор Гром: Чумной доктор», «Доктор Лиза», «Конёк-Горбунок», «Пальма», «Родные», «Белый снег». Кроме того, состоялся спецпоказ мультфильма «Знаешь, мама, где я был?», премьерный показ фильма «Нормальный только я» и презентации других российских проектов. На творческих встречах со зрителями в городах Узбекистана фильмы представили актёры Павел Прилучный, Артём Михалков, Павел Чинарёв, Антон Богданов, Игорь Жижикин, Алексей Чадов, Дмитрий Лысенков, Леонид Басов, режиссёры Оксана Карас, оператор Сергей Мачильский и другие деятели киноиндустрии.

_____

История копродукции России и Узбекистана (1993-2024 гг.)

1993 — «Кодекс молчания-2», в телеварианте известный как «След чёрной рыбы». Режиссёр — Зиновий Ройзман.
1999 — «Лунный папа». Режиссёр — Бахтиёр Худойназаров. (Россия, Германия, Швейцария, Австрия, Таджикистан, Япония, Узбекистан, Франция).
2009 — «Гастарбайтер». Режиссёр — Юсуп Разыков.
2020- «Барон 2» (2020 год). Режиссер — Рустам Сагдиев.
2021 — «Солнце на вкус». Режиссер — Эльдар Салаватов, Таня Суляева.
2021 — «Подарок Пери». Режиссер – Фархад Махмудов.
2024 — «Гладиатор».
2024 — «Ходжа Насреддин». Режиссер – Тимур Бекмамбетов (мультфильм).

  Герои «ЯРКО» отпразднуют День матери на фестивале «МамаПати»

Документальные фильмы: «Новый Узбекистан. Культура и искусство»; «Узбекистан — послания из глубины веков»; «Узбекистан — тепло и щедрость дастархана»; «Узбекистан — место под солнцем»; «Узбекистан — сплетенье солнечных культур»; «На пороге третьего Ренессанса»; «Взгляд на новый Ренессанс»; «Независимость. Миссия выполнена».

РОСКИНО – государственная организация, представляющая российскую индустрию аудиовизуального контента на международных рынках; национальный оператор по продвижению фильмов, сериалов и анимации, а также креативного потенциала и копродукционных возможностей с Россией. Компания также выступает в роли индустриального эксперта и организует специальные образовательные программы для талантливых российских продюсеров, режиссеров, актеров. РОСКИНО занимается продвижением российского контента на ключевых международных рынках и фестивалях и организует фестивали российского кино за рубежом под брендом Russian Film Festival.

Russian Film Festival – проект, организованный РОСКИНО при поддержке Министерства культуры РФ. RFF ставит своей целью знакомство зарубежного зрителя с многообразием современного российского контента: от художественного кино до документалистики, сериалов и

анимации. В 2020 году фестиваль прошел в четырех странах (Австралия, Мексика, Испания, Бразилия) В 2021 году RFF стартовал в Аргентине, Чили, Уругвае, затем продолжился в Казахстане, Южной Корее, Китае, Бразилии, Мексике, собрав уже более 200 тысяч зрителей.

Ташкентский международный кинофестиваль проводился с 1968 по 1997 год. Он был крупнейшим в мире форумом кинематографии стран Азии, Африки и Латинской Америки. О возобновлении кинофестиваля было объявлено в декабре 2020 года. На фестивале «Жемчужина Шелкового пути» с 28 сентября по 3 октября в городах Узбекистана будут представлены фильмы из Турции, Франции, Италии, Испании, Польши, Азербайджана, Индии, Беларуси, Египта, Ирана, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

Поделиться в соцсетях:
Работники ТВ