30 марта кинопрокатная компания Про:взгляд и команда Кино-Театр.Ру выпустят на широкие экраны детективный триллер «Айта» — новую работу одного из главных режиссеров современного якутского кино Степана Бурнашёва. Критики уже сравнивают новую работу Бурнашёва с фильмами Дэвида Финчера, а первые зрительские отзывы говорят о том, что фильм снят в традициях крепких голливудских и азиатских детективных триллеров.
Синопсис:
Айта погибает после вечеринки с одноклассниками, оставив записку с именем. Слухи быстро распространяются по округе, и вот уже догадка перерастает в уверенность — виновен сотрудник полиции Афанасий, подвозивший девочку в тот вечер. Вооруженная толпа требует расправы, но следователь намерен докопаться до правды быстрее, чем состоится суровый самосуд. Что же на самом деле случилось с Айтой в тот роковой вечер?
Напряженный триллер с атмосферой „Пленниц“ и гуманизмом „Убить пересмешника“. То яростный, то холодный,
— отмечает кинокритик, программный директор фестиваля сериалов «Пилот» Егор Москвитин.
Какой он — народный самосуд? Об этом фильм Степана Бурнашёва «Айта». Это история о безграничной родительской любви и разрушительной силе толпы, когда необдуманные эмоциональные решения, берущие верх над разумом, и всепоглощающий гнев ломают и калечат судьбы людей.
Одна из самых главных проблем современного общества, особенно во все возрастающем информационном поле, — скорость суждений людей, основанных на домыслах и чужих доводах, что в итоге приводит к неверным заключениям и порой разрушительным человеческим трагедиям. С помощью фильма хотелось показать всю сложность и ответственность таких умозаключений. И что ложные доводы могут повлиять не только на чужие жизни, но и на свою собственную,
— указывает режиссер Степан Бурнашёв.
«Айта» — это 13-й фильм Степана Бурнашёва и первый в жанре детектива. Его премьера состоялась на первом Российском фестивале авторского кино «Зимний». Картина получила сразу два приза — за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль (Иннокентий Луковцев).
Это мощнейшее кино, неистовое и прямое, о власти толпы, медиабезумии и о том, что ярость заразна,
— говорит директор кинопрокатной компании Про:взгляд Татьяна Долженко.
История создания фильма
Фильм частично основан на реальных событиях. О произошедшей трагедии с маленькой девочкой Степан Бурнашёв узнал пять лет назад. И долгое время переживал и прокручивал ее у себя в голове. Но в итоге решил не брать полностью оригинал за основу сюжета, так как посчитал, что это будет нечестно к тем, кто пережил этот кошмар наяву. И решил сделать на основе той истории свою.
Мне важно было высказаться по этому поводу через персонажей. Я в своей голове прожил все их жизни. Это было нелегко, но благодаря этому я пришел к такому финалу, где все высказываются по случившейся трагедии. И важно было понимать, что в жизни такое тоже может быть. Нужно уметь прощать и просить прощения,
— рассказывает режиссер Степан Бурнашёв.
Что означает название
Айта — это якутское женское имя, сокращенное от Айталина (Айталыына), что в переводе означает «сияющая и чистая, как божество».
Имя Айта для этого фильма пришло мне само собой. Наверное, прежде всего сыграло то, что в самом известном якутском героическом эпосе „Ньургун Боотур Стремительный“ Платона Ойунского есть земная красавица Айталыына Куо. Видимо, эта чистота, красота повлияли на подсознательном уровне. Но уже после того, как я снял фильм, я узнал и другое значение имени Айта, что во многом объяснило, почему я назвал героиню именно так. Космос, видимо, мне его отправил,
— отмечает режиссер.
Как оказалось, Айта — это также этрусское имя божественного правителя подземного мира, эквивалентное греческому Аиду.
Съемки и команда
Съемки проходили в селе Соморсун (Михайловка). Там Степан Бурнашёв провел свое детство, с этим местом было связано много его воспоминаний. Сам режиссер считает это село очень кинематографичным и хочет там снять еще.
Съемки шли летом, в основном все сцены снимались ночью и до утра.
В «Айте» практически постоянно идет дождь и в том или ином виде присутствует в кадре, даже в интерьерных сценах. Он фактически стал одним из героев фильма. Это образ стихийного людского осуждения и одновременно плач и отражение безысходности.
Создание эффекта постоянного присутствия дождя в кадре оказалось весьма сложной задачей. Для этого использовались несколько мотопомп, но их шланги не выдерживали такого напора воды и несколько раз рвались. В общей сложности было вылито примерно 60 кубометров воды. Но по итогу нужный эффект был достигнут.
Еще на этапе написания сценария режиссер понял, что роль следователя подходит актеру Иннокентию Луковцеву, ранее сыгравшему в якутских картинах «Надо мною солнце не садится» и «Нуучча», а на месте отца девочки должен быть Георгий Бессонов («Перевал Дятлова», «Кута»).
Исполнивший одну из главных ролей в фильме Андрей Фомин сам написал Степану Бурнашёву в соцсетях. И после коротких проб онлайн он был утвержден, а через два месяца уже снимался в фильме.
Режиссер вдохновил меня в первую очередь своим виденьем, мироощущением, своим уникальным почерком. У него спортивный характер, мужской дух, он лидер, мы с ним во многом похожи, поэтому, видимо, притянулись. Еще в Якутии просто уникальная природа, возможно, местные уже привыкли ее постоянно видеть и не замечать, но я был под таким впечатлением, что у меня до сих пор в качестве обоев на телефоне стоит фото из Якутии,
— рассказывает Андрей Фомин.
Актер Иннокентий Луковцев, получивший за роль в этом фильме награду на фестивале авторского кино «Зимний», знаком со Степаном Бурнашёвым более 10 лет и давно хотел у него сняться.
У Степана были горящие глаза, когда он рассказывал про будущий фильм. И он мне отправил сценарий и дал на раздумье несколько дней, я почитал и как-то сразу понял, что хочу сыграть именно ту роль, которую он мне и предлагал,
— вспоминает Иннокентий Луковцев.
Съемочная команда была очень молодая, сплоченная, дружная. Съемки — это было что-то, потому что я до этого никогда не снимался ночью. Как режиссер Степа очень бережно относился ко всем, но был очень требовательным, мы много раз репетировали и снимали несколько дублей, большое спасибо ему за доверие.
С оператором Данилой Горюнковым Степан Бурнашёв уже работал на фильме «Наша зима». Как признается сам режиссер, за это время им удалось найти много точек соприкосновения именно в создании кино — стилистике съемок, постановке кадра. Поэтому на «Айте» удалось добиться понимания в совместной работе практически без слов.
Побывать в Якутии зимой, да ещё и снять художественный фильм в минус 50 для меня — просто мечта! Благодаря Степану Бурнашёву она сбылась! Ледяной туман и неоновый свет города, так я впервые ощутил Якутск. Именно мои первые впечатления я постарался заложить в художественно-изобразительную часть нашей картины. А Степану именно мой новый взгляд был и нужен. Поэтому работать с ним оказалось одно удовольствие: полное взаимопонимание, творческая свобода, желание экспериментировать, находить новые пластические решения и получать взаимное удовольствие от процесса создания фильма,
– рассказал Данила Горюнков.
Режиссер
Степан Бурнашёв, не имея специального кинематографического образования, в 2009 году начал снимать кино. За свою карьеру он создал уже 13 фильмов, написал сценарий к 10, а также выступил в качестве монтажера большинства картин Дмитрия Давыдова, в том числе «Пугала», которая получила главный приз 31-го «Кинотавра» в 2020 году.
Фильмы Бурнашёва были в числе участников и победителей таких фестивалей, как «Окно в Европу», Варшавский МКФ, Чебоксарский МКФ, Якутский МКФ, «Амурская осень», Tomorrow, «Киношок», Сеульская синематека, Пусанский МКФ, Кинопрорыв, Бангладешский МКФ и других.
Первое участие на кинофестивале случилось в 2015 году, где он получил Гран-при международного кинофестиваля в Чебоксарах за фильм «Первая любовь», был удостоен приза на III Якутском международном кинофестивале «за честный рассказ о поисках себя в современном мире» («Другая жизнь»). В 2020 году его фильму «Черный снег» был присужден главный приз Всероссийского кинофестиваля «Окно в Европу» и приз Гильдии продюсеров Российской Федерации. Совместный фильм с Дмитрием Давыдовым «ЫТ» получил два приза на Варшавском международном кинофестивале в 2021 году, а также приз за лучший сценарий на международном кинофестивале «Arctic open» и Гран-при в Чебоксарском международном кинофестивале.
Фильмография: «Кута» (2012), «Последний день» (2013), «Беглый» (2014), «Первая любовь» (2015), «Другая жизнь» (2015), «Хара Дьай» (2016), «Республика Z» (2018), «Черный снег» (2020), «Ыт» (2021), «Наша зима» (2022), «Айта» (2022).
СМИ о фильме
Кино-Театр.Ру:
«Айта» рассказывает о всепоглощающей родительской любви, разрушительной силе толпы и о том, как мало роли в нашей жизни сейчас играют факты.
Егор Москвитин:
”Айта” – это как если бы Дэвид Финчер снял “Убить пересмешника”.
«Сеанс»:
Здесь нет противостояния человека и системы, которое обычно используется в историях о несправедливом обвинении, здесь взят конфликт страшнее — человек против человека.
«Московский комсомолец»:
Фильм держит в напряжении, просчитать все ходы невозможно.
Российская газета:
Основные локации — полицейский участок, да пара-тройка домов односельчан. Однако же ощущений при этом фильм дает не меньшие, чем иной крупнобюджетный сериал.
Оригинальное название: AITA
Режиссер и продюсер: Степан Бурнашёв
Жанр: детективный триллер
Хронометраж: 86 мин.
Страна: Россия
Возраст: 16+
Год: 2022
Авторы сценария: Степан Бурнашёв, Светланна Таайко
Оператор-постановщик: Данила Горюнков («Наша зима»)
Художники-постановщики: Максим Третьяков, Тамара Иванова
Художник по гриму: Ирина Михайлова
Композитор: Тео Тао («Хэдшот»)
Звукорежиссер: Сергей Ярмонов
Исполнительный продюсер: Владислав Федоров
Директор: Сахамин Трофимов
Жанр: детектив, триллер, драма
Киностудия: «Сайдам Барыл»
В ролях: Иннокентий Луковцев («Надо мною солнце не садится», «Нуучча»), Георгий Бессонов («Перевал Дятлова», «Кута», «Республика Z»), Ильяна Павлова («Иччи», «Дикая»), Андрей Фомин («Немцы», «Чужая кровь»), Людмила Малыкайцева («Ыт»), Айталина Цыпандина («Наша зима»), Айталыына Яковлева и другие.
_____
Про:взгляд — независимая кинопрокатная (дистрибьюторская) компания, проповедующая бутиковый подход, один из лидеров в сегменте фестивального кино и арт-мейнстрима. Резонансные фильмы, выверенная отборочная политика и особый взгляд на рыночный потенциал авторского кино позволяют компании иметь узнаваемый почерк для зрителя и оставаться заметными на рынке, пользуясь доверием ведущих сейлз-компаний и продюсеров. С 2013 года в пакете компании — фильмы смелые и свободные, поддерживающие острые тенденции в современном кинематографе: «Паразиты», «Синонимы», «Аритмия», «Пугало», «Человек из Подольска», «Сквозь снег», «Портрет девушки в огне», «Человек, который удивил всех», «Кислота», «Пылающий», «Поезд в Пусан», «Мамочка» и другие.
Киностудия «Сайдам Барыл» на кинорынке уже более 10 лет. На ее счету более 10 игровых фильмов, с которыми участвовала в различных кинофестивалях. Фильм «Черный снег» — обладатель гран-при и приза Гильдии продюсеров России кинофестиваля «Окно в Европу».
Амма production — ведущая кинокомпания Якутии, созданная Степаном Бурнашёвым и Дмитрием Давыдовым и занимающаяся авторским кино. В ее пакете 6 полнометражных картин, вышедших в 2021-2022 годах, и 2 фильма с релизом в 2023 году. Среди фильмов компании такие как «Ыт», «Наша зима», «Молодость» «Куку» и другие.