В рамках проекта «Кинооператор: творец или ремесленник» завершился цикл практических занятий и мастер-классов «Киноликбез», вызвавших большой интерес среди начинающих кинематографистов и фотографов. В течение двух месяцев слушатели из Москвы и регионов (в оффлайн и онлайн формате) знакомились с основами теории и практики кино-/видеосъемки.
Завершится проект творческим практикумом, посвященным тонкостям работы со светом — конкурсом видеоэтюдов «Одно лицо — четыре жанра». Рассказываем об этом важном индустриальном кинопроекте, поддержанном Президентским фондом культурных инициатив.
Каждый, кто хочет связать свою жизнь с профессией кинооператора, отвечает на вопрос, вынесенный в заглавие, сам для себя. При этом учитывать необходимо множество факторов, в том числе то, что окружающая нас диджитал-реальность диктует свои условия. В эпоху тотальной цифровизации и профессионал, и любитель, и новичок с камерой в руках должен не только постоянно обучаться профессии, не только отслеживать технологические инновации в области фото-, видео- и светотехники, не только осваивать специальные приложения и программы для монтажа и коррекции изображения. Чтобы быть конкурентным, кинооператор вынужден постоянно самосовершенствоваться внутренне, не бояться экспериментов, искать источники вдохновения повсюду: в искусстве, в будничной жизни, в самом себе. Чем интенсивнее развиваются цифровые технологии, чем доступнее становится видеотехника, чем больше наше мировосприятие от логоса смещается в сторону визуального, тем меньше различим зазор между ремесленником и творцом. В мире, где каждый сам себе режиссер и оператор, чтобы позиционировать себя профессионалом, нужно совмещать качества и ремесленника, и творца. А также непрестанно обучаться и практиковаться.
Проект «Кинооператор: творец или ремесленник» был отобран и поддержан Президентским фондом культурных инициатив в 2023 году как образовательный и наставнический проект в области культуры, искусства и креативных индустрий. Проект состоит из трёх блоков: первый — цикл лекций и практических занятий для кинооператоров, второй — съемка учебных киноэтюдов, и третий блок — издание учебного пособия для кинооператоров «Светотень». Обучающий интенсив для кинооператоров, как и выпускаемый в рамках проекта учебник, ориентированы на современный технологический контекст, а также на актуальные международные стандарты и методы киносъемочного процесса. Идейным вдохновителем проекта, наставником и автором книги, содержащей уникальную авторскую теорию света в парадигме кино- и фотоискусства, стал кинооператор, педагог Александр Носовский.
Несколько слов о нём. Художественный руководитель проекта Александр Носовский — известный российский оператор-постановщик, чья фильмография насчитывает десятки кинокартин, в их числе «Мушкетеры 20 лет спустя» (1992), «Вино из одуванчиков» (1997), «Заказ» (2005), «Нулевой километр» (2007), «Москва, я люблю тебя!» (2009), «Счастье — это… — 1,2» (2015), а также популярные телесериалы «Маросейка, 12» и многие другие. В 1990 году окончил операторский факультет ВГИКа. Помимо киносъемки занимается художественной фотографией. Изучает теорию фотоискусства. Написал учебное пособие о законах съёмки натюрморта в кино и в фотографии. Книга «Правила натюрморта, или Молчание вещей» переиздавалась дважды. Кроме профессиональной деятельности в течение долгого времени ведёт авторские курсы по фото- и видеосъёмке в качестве педагога. Многие его спецкурсы пользуются большим спросом не только у начинающих операторов, но и у профессионалов. Александр Николаевич является обладателем множества престижных наград, в том числе призёр «Кинотавра», «Амурской осени» и других российских кинофестивалей.
Помимо занятий с мастером проекта Носовским в рамках киноликбеза состоялась серия мастер-классов, куда в качестве спикеров были приглашены лидеры современного кинопроцесса. Особенно хочется выделить встречу с Геннадием Карюком — заслуженным деятелем искусств РФ, легендарным кинооператором, снимавшим фильмы с Кирой Муратовой, Марленом Хуциевым, Георгием Данелией и многими другими. Геннадий Васильевич — старейший преподаватель ВГИКа, авторитет которого распространяется дальше одного вуза и шире одной страны. Его ученики работают во множестве стран мира, представляя разные национальные кинематографии, а он сам входит в сотню лучших кинооператоров мира, неизменно присутствуя в разнообразных топовых рейтингах. Общение с ним, получение знаний от него напрямую — бесценный подарок для участников проекта.
Основная цель проекта «Кинооператор: творец или ремесленник» — поиск и поддержка перспективных начинающих кинооператоров — реализуется через создание необходимых условий для раскрытия творческого потенциала с помощью качественной теоретической и практической подготовки. Глобальная цель проекта — содействие развитию отечественной кинооператорской школы. Цикл прошедших в октябре-ноябре 2023 года еженедельных мастер-классов «Киноликбез» позволил слушателям познакомиться с азами кинотеории, а также приобрести практические навыки работы с современным кинооборудованием, оптикой и осветительными приборами на натурных и павильонных съемках. Такой творческий акселератор под наставничеством опытного кинооператора и педагога дал возможность быстро освоиться в профессии и выйти на следующий творческий этап, требующий активации и приложения полученных знаний, — собственно, киносъемки. Оценивать учебные видеоработы с точки зрения операторского мастерства и давать обратную связь будут профессиональные арбитры — известные российские кинематографисты.
Традиционно советская и российская кинооператорская школа славилась великими именами. Даже неподготовленный зритель вспомнит имена таких непревзойденных мастеров как Тиссэ, Урусевский, Юсов, Рерберг, Лебешев, Клименко и многих других. Но с приходом цифровых технологий изменилась сама природа кинооператорского искусства. Ушла пленка, пришло видео. Сегодняшним российским профессионалам во многом приходится следовать за голливудским каноном цифрового изображения, а начинающим видеооператорам изобретать метод работы, учитывающий местные особенности, с нуля.
Классические учебники для операторов, по которым учатся нынешние студенты, написаны в прошлом веке и не отвечают актуальным запросам киноиндустрии. Поэтому обучение операторскому мастерству находится, образно выражаясь, в зоне турбулентности, образующейся в результате столкновения устаревшего знания о профессии и современных быстро обновляющихся технологических стандартов. Сама постановка этой проблемы, как и единичные попытки «перезагрузки» системы обучения ремеслу, должны вывести проблему на общественно значимый уровень и привести к разработке новой современной образовательной программы. Эту же задачу пытается решить проект «Кинооператор: творец или ремесленник». А то, что проект находит отклик и поддержку со стороны общественных организаций и Президентского фонда культурных инициатив, говорит о значимости и своевременности поставленных задач.