Советский и российский кинорежиссёр и педагог, Народный артист Российской Федерации Вадим Юсупович Абдрашитов скончался 12 февраля 2023 года на 79-м году жизни от онкологического заболевания.
Абдрашитов родился 19 января 1945 года в Харькове в семье военного. Отец, Юсуп Шакирович Абдрашитов (1918—1998), военнослужащий, по национальности татарин. Мать — Галина Николаевна Абдрашитова (1922—2002), инженер-химик.
В свое время, наверное, как и любой подросток, я увлекался всем подряд: меня интересовали точные науки, много читал, фотографировал и при этом параллельно занимался в актерской студии при ТЮЗе в Алма-Ате. Неизвестно, чем бы это закончилось, если бы не полет Гагарина в 1961 году. Тогда начался ажиотаж вокруг космонавтики, и я решил, что космос — ракеты, физика — это то, что мне нужно. Досрочно окончил школу и в 16 лет поехал в Москву поступать в физико-технический институт
Вадим Юсупович жил и работал в Москве. В 1959—1961 годах учился в Алма-Атинском техникуме железнодорожного транспорта, в 1961—1964 годах — в МФТИ, в 1967 году окончил кафедру кибернетики химико-технологических процессов Московского химико-технологического института им. Д. И. Менделеева.
Я подробно занимался фотографией, пробовал писать. И все больше как-то ощущал, что мое место — в кино, в режиссуре. Это ощущение перешло в уверенность. Даже хотел бросить обучение в физтехе и поступить во ВГИК. Но умные люди отговорили. Благодарен им, потому что все пройденное превратилось в конечном счете в ценный багаж
В 1967—1970 годах работал на Московском заводе электровакуумных приборов.
В 1970 году Абдрашитов поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, в мастерскую М. И. Ромма, после смерти которого продолжил обучение у Л. А. Кулиджанова.
В 1970 году подал документы во ВГИК. Тем летом курс набирал Михаил Ильич Ромм — кумир нескольких поколений, у которого учились практически все крупнейшие отечественные режиссеры. К сожалению, через год Михаила Ильича не стало. Какое-то время мы жили в состоянии безотцовщины. Наша мастерская была крепкая, дружная, и нам решили не навязывать руководителя. Тех, кого хотели мы, нам не давали. Потом появился Лев Александрович Кулиджанов, который повел себя в высшей степени мудро, деликатно и довел нас до дипломов.
Первая студенческая работа Абдрашитова, немой шестиминутный документальный этюд «Репортаж с асфальта», удостоилась высокой оценки Ромма.
Во ВГИКе я не снимал дипломную работу, а защищался курсовой — 40-минутным сатирическим фильмом «Остановите Потапова!» по рассказу Григория Горина. Это был первый и пока единственный раз, когда я работал с комедийным материалом. Курсовая получилась удачной, завоевала разные призы и премии, и мне предложили ею защищаться. Работавший на «Мосфильме» Юлий Яковлевич Райзман, худрук объединения «Товарищ», друг и соратник Михаила Ильича Ромма, увидел «Потапова» и сказал: «Заканчивайте все эти образования, защищайтесь досрочно и приходите на «Мосфильм». Мы вас ждем — будете снимать». Так я на год раньше окончил ВГИК
В 1974 году снял в качестве курсовой работы сатирическую комедию «Остановите Потапова!» по рассказу Г. И. Горина. После ВГИКа его сразу взяли на „Мосфильм“:
Юлий Райзман, который пригласил молодого режиссёра на работу на киностудию «Мосфильм», был руководителем творческого объединения «Товарищ». Здесь же Абдрашитов встретился с Александром Миндадзе, с которым впоследствии создал 11 фильмов.
Работы Абдрашитова отличает сдержанный, внутренне напряжённый кинематографический язык. В центре работ режиссёра всегда находятся острые нравственные проблемы.
Какая задача стоит перед драматургом? В течение полутора часов надо рассказать полнокровную историю. Это не повесть написать, не роман… Полтора часа — это не так много. Для того чтобы рассказ вышел рельефный и четкий, по всей видимости, персонажей нужно поместить в спрессованную, экстремальную ситуацию, ситуацию испытания, жизненно важного поворота, который максимально проявляет характеры
Вадим Юсупович — член СКР, в 1986—1990 годах секретарь правления Союза кинематографистов СССР, действительный член Российской Академии кино, член правления Гильдии кинорежиссёров России, президент кинофестиваля «Сталкер», член жюри премии «Триумф», председатель Правления киностудии «Арк-фильм» киноконцерна Мосфильм, профессор ВГИКа, руководитель мастерской кафедры режиссуры художественного фильма ВГИКа; председатель жюри V МКФ «Послание к человеку» (1995), преподаватель ВКСР.
Картины о современности снимать сложно. Я мало знаю таких охотников. И это позволяло нам с Миндадзе существовать почти без конкуренции. Сейчас смоделировать то, что происходит за окнами, еще труднее. И, конечно, с трудом принимается поначалу и зрителем, и критиком. Правда, время проходит, и вдруг видишь на экране, так скажем, адаптированные мотивы наших картин. И появляются новая «Охота на лис», новый «Плюмбум», новый вариант «Слуги», целые куски из «Парада планет». Потому что для массового потребления все должно быть адаптировано. Даже сама российская история. И вот на ТВ и в кино возникают блокбастеры, удобные для восприятия универсальной публикой, и не в последнюю очередь, зарубежной. Делаем, как сказал один критик, из импортных заготовок на экспорт
Культура этому всегда сопротивлялась, в конфликте личности с серой массой видя драму или даже трагедию отдельного человека. Но, наверное, наступил момент, когда сил у искусства уже не хватает. Может быть, это и есть процесс глобализации. А если так, то неудивительны подчас опасные формы, которые принимает сопротивление ему. Я уверен, что нет ошибки более страшной, чем та, что делает развитое общество, насаждая единый алгоритм существования и там, где он противопоказан, — там другая ментальность, например, насильственное насаждение формул демократии в Ираке. Это как руками придавать форму растению, какая-то генная инженерия, последствия которой трудно предсказать. А пространства культуре остается все меньше
Вадим Абдрашитов не считал своё кино арт-хаусом:
Я думаю, что наши с Миндадзе картины навряд ли можно отнести к этому, так сказать, направлению. Так сказать, подчёркиваю. Потому что мы всегда выражались чётко, ясно и имели в виду всегда будущего зрителя. И наши картины, когда они хорошо прокатывались, были весьма востребованы публикой. Так что в современном смысле никоим образом не могу отнести свои собственные картины к арт-хаусу. Подозреваю даже, что сегодня «арт-хаус» – это когда картина не сложена, не слажена, то есть расфокусировка мысли и чувства, а подчас и самого изображения, фокусы ради фокусов, и вот всё это громко называется «арт-хаус».
Портал «Работники ТВ» выражает искренние соболезнования родным и близким кинорежиссера.
Фильмография
1973 — Остановите Потапова!
1976 — Слово для защиты
1978 — Поворот
1980 — Охота на лис
1982 — Остановился поезд
1984 — Парад планет
1986 — Плюмбум, или Опасная игра
1988 — Слуга
1991 — Армавир
1995 — Пьеса для пассажира
1997 — Время танцора
2003 — Магнитные бури
Награды и премии
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (11 марта 2006 года) — за большой вклад в развитие киноискусства и многолетнюю творческую деятельность
Народный артист Российской Федерации (26 августа 1992 года) — за большие заслуги в области киноискусства
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987).
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года (13 февраля 2004 года) — за выдающийся творческий и научный вклад в художественную культуру России.
Премия Правительства Российской Федерации 2005 года в области культуры (28 декабря 2005 года) — за художественный фильм «Магнитные бури».
Государственная премия СССР (1991), премия Альфреда Бауэра (за открытие новых путей в киноискусстве) и Премии Экуменического жюри Берлинского кинофестиваля 1989 года — за фильм «Слуга» (1988).
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1984) — за фильм «Остановился поезд» (1982).
Приз «За лучшую режиссуру» на всесоюзном кинофестивале «Молодость» (1975), Главный приз кинофестиваля ВГИКа — за фильм «Остановите Потапова!» (1973).
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля 1977 года в номинации «Приз за режиссуру» и премия Ленинского Комсомола (1979) — за фильм «Слово для защиты» (1976).
Главный приз кинофестиваля в Авеллино и специальный приз фестиваля в Сан-Ремо (1984) — за фильм «Парад планет»
Золотая медаль Венецианского кинофестиваля (1987) — за фильм «Плюмбум, или Опасная игра» (1986).
Приз Берлинского кинофестиваля «Серебряный медведь» 1995 года за фильм «Пьеса для пассажира».
Приз за лучшую режиссуру на I-ом международном кинофестивале «Меридианы Тихого» во Владивостоке за фильм «Магнитные бури» (2003).
Приз «Золотой Овен» на кинофестивале «Киношок» (2003).
Премия «Ника» в номинации «Лучшая режиссёрская работа» — за фильм «Магнитные бури» (2004).
Премия «Золотой Орёл» в номинации «Лучшая режиссёрская работа» — за фильм «Магнитные бури» (2004).
Почётный член РАХ.
Специальный приз Совета Академии кинематографических искусств «Ника» «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» имени Алексея Германа-старшего (2013).
Приз «За художественную и гражданскую бескомпромиссность» на кинофестивале «Кинотавр» (2015).
Золотая медаль Министерства культуры Республики Армения (2012).
В публикации использованы материалы КиноАрт, Российской газеты, Википедии.