Семинар-интенсив «Искусство питчинга», который проводит Министерство культуры Российской Федерации совместно с медиахолдингом «Цифровое Телевидение», стартовал 18 ноября в Москве.
Открыл интенсив директор Департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры РФ Дмитрий Давиденко. Он подчеркнул, что дебютное кино — приоритет для Министерства культуры России.
Мы видим огромный потенциал в новых работах и верим, что впереди нас ждут яркие открытия. Даже если путь окажется трудным, самое важное — сохранять веру в себя. Судьба дебютанта непредсказуема: иногда с небольшим бюджетом удаётся создать шедевр, а с крупным возникают сложности. Главное, помнить, что продюсер всегда рядом, чтобы помочь вам. Мы создаём кино не для себя, а для зрителей. И с 2024 года Министерство культуры будет следить за тем, чтобы каждый проект находил свою аудиторию. Не останавливайтесь на одном сценарии — пусть у вас всегда будет несколько идей и жгучее желание их реализовать. Ищите партнёров, создавайте возможности — и успех непременно придёт,
— сказал Дмитрий Давиденко.
Глава департамента сообщил, что очные защиты проектов детского кино и игровых проектов режиссёров-дебютантов состоятся в Министерстве культуры Российской Федерации 25 и 26 ноября.
25-го числа у нас детское кино, 26-го — авторский дебют,
— заявил Давиденко.
На сессии состоялась презентация масштабного отраслевого исследования «Индекс настроений дебютантов», которое построено на интервью 180 участников питчингов Минкультуры РФ за 2023–2024 годы.
Участникам индекса, в частности, было предложено назвать максимальные и минимальные бюджеты для производства дебютного кино. Молодые режиссёры назвали оптимальными следующие суммы для своих проектов: 45–75 млн рублей для игрового полнометражного кино (40% опрошенных), до 10 млн рублей — для неигровых фильмов (37% опрошенных) и короткометражек (42% опрошенных).
Заместитель генерального директора медиахолдинга «Цифровое Телевидение» по направлению «Кино» Иван Кудрявцев:
Наши дебютанты обладают огромным потенциалом, но иногда им не хватает уверенности в собственных силах. С одной стороны, такие пожелания к бюджету, показывают, что участники ориентируются в реалиях современного рынка, знают его ограничения и возможности, однако, когда речь идёт о создании чего-то действительно значимого, им часто недостаёт смелости ставить перед собой более амбициозные цели.
Согласно исследованию, главным страхом остаётся именно нехватка финансирования (64%). При этом дебютанты демонстрируют готовность к экспериментам и стремятся к признанию своего творчества профессиональным сообществом.
Лидирующие позиции среди жанров, в которых хотят снимать кино дебютанты, занимают драма (53%), комедия (51%) и детское/семейное кино (21%). При этом все участники опроса видят для себя возможность заниматься детскими и семейными проектами. Индекс отторжения данного жанра составил 0% (этот показатель упал на 16 пунктов по сравнению с 2023 годом). Отмечается кардинальное снижение интереса к триллерам и хоррорам (–39%).
Евгений Сосницкий, шеф-редактор Института развития интернета (АНО «ИРИ»):
Тренды очень позитивные. Мне нравится, что российское кино готово встать на путь жанровых экспериментов. Даже сложные темы больше не отпугивают дебютантов, что говорит о зрелом подходе и готовности к глубокому осмыслению реальности. Важно, что молодые авторы задумываются о своём вкладе в индустрию и о том, какую ценность они могут предложить продюсерам. Однако, несмотря на положительные тенденции, я вижу, что значительная часть творческого потенциала остаётся нереализованной.
Дебютантам также предлагалось назвать ролевые модели в профессии. Примечательно, что у 77% дебютантов есть пример для подражания и большинство отдаёт предпочтение российским деятелям искусства: режиссёрам Владимиру Меньшову, Андрею Тарковскому, Никите Михалкову, Леониду Гайдаю и Анне Меликян. Главная мечта большинства дебютантов — признание профессионального сообщества. Также они выражают желание получать дополнительное финансирование, иметь комфортные условия труда и больше возможностей для творческих экспериментов.
Генеральный продюсер продюсерского центра Фонда поддержки регионального кинематографа, генеральный продюсер продюсерского центра «Мувистарт» Дмитрий Якунин отмечает, что региональным киностудиям приходится сталкиваться с особыми вызовами, поскольку квалифицированных специалистов в регионах меньше, чем в столице.
Вопрос бюджета становится критически важным, ведь технические профессионалы редко идут на компромисс ради снижения затрат. Кроме того, мы осознаём дефицит образовательных программ, необходимых для подготовки кадров. Воронка индустрии требует расширения, и одним из решений может стать развитие курсов дополнительного и второго высшего образования. Эти инициативы помогут восполнить пробелы и подготовить новые поколения специалистов, способных внести вклад в развитие регионального кинематографа,
— сказал Якунин.
Исследование показало, что молодые кинематографисты полны амбиций и готовы активно развивать индустрию, несмотря на существующие вызовы. Оно также подчеркнуло важность поддержки дебютантов со стороны государства и продюсерских компаний для дальнейшего роста отечественного кино.
Семинар-интенсив проходит в кластере «АРТ ПОЛИТЕХ» Московского политехнического университета по адресу ул. Автозаводская, 16 стр. 5.
Информационную поддержку семинару-интенсиву оказывают портал о кино Moviestart.ru, радио «Говорит Москва», издание «Бюллетень кинопрокатчика» и портал Kino-Teatr.ru.