О его смерти сообщили в Союзе кинематографистов России. Известному режиссеру было 93 года.
Марлен Хуциев родился 5 октября 1925 года в Грузии, закончил режиссерский факультет ВГИКа.
Два дня назад режиссер был доставлен в Боткинскую больницу в тяжелом состоянии, с желудочно-кишечным кровотечением.
В конце прошлого года Хуциев отказался ложиться в больницу без жены Ирины Соловьевой, их госпитализировали вдвоем и поместили в одну палату. 5 января стало известно о смерти Соловьевой.
Сам он рассказывал о фильме:
«“Невечерняя” — необычная картина: она конструируется не вокруг сюжета, а на внутренних смыслах».
Именно Хуциев снял фильмы, ставшие классикой советского кино — тонкие, мудрые, лиричные «Весна на Заречной улице», «Два Федора», «Застава Ильича», «Июльский дождь», «Послесловие», «Бесконечность».
«Весна на Заречной улице» стала первым полнометражным фильмом режиссера, он снимал его в соавторстве со своим однокурсником Феликсом Миронером.
Фильм о любви школьной учительницы и сталевара стал лидером кинопроката, его посмотрели более 30 миллионов зрителей. В народ тут же ушла заглавная песня из фильма в исполнении Николая Рыбникова:
«Когда весна придет, не знаю, придут дожди, сойдут снега, но ты мне, улица родная, и в непогоду дорога».
У фильма открытый и очень жизнеутверждающий финал. Герой Рыбникова Саша Савченко отвечает на вопрос экзаменационного билета, что такое многоточие:
«Многоточие ставится в конце предложения или целого рассказа, когда он не закончен и многое ещё осталось впереди…»
В последнем кадре фильма после слова «Конец» поставлено многоточие.
В 1962 году была снята «Застава Ильича», фильм трудной судьбы, сделанный на волне начинающейся оттепели и вызвавший неудовольствие самого Никиты Хрущева. Сценарий к фильму Хуциев писал вместе с Геннадием Шпаликовым.
На экраны фильм вышел через два года в урезанном виде и под другим названием: «Мне двадцать лет».
Премьера первоначального (авторского) варианта фильма состоялась только в 1988 году.
В интервью «Новой газете» Хуциев однажды сказал, что он «не боец, скорее — упрямец».
«Решение принимаю взвешенно, обдуманно, но, приняв, стою на своем. Истории создания моих картин были отнюдь не безоблачны. К примеру, «Мне двадцать лет», она же «Застава Ильича». Ее заставляли корежить. […] Позже пришло письмо от зрителя, который написал: «Зря вы так огорчаетесь. Получились две самостоятельные картины.
Я слышал о том, что многие люди любимой картиной называют «Был месяц май». Но другие говорят, что их любимая — «Июльский дождь», третьи — «Застава Ильича», четвертые — «Послесловие». Это дает мне понять, что я не зря существую на Земле, а это очень важно, когда не зря.»
Фильмография:
Режиссер:
1 — Невечерняя (2017)
2 — Венеция 70: Перезагрузка будущего (2013)
3 — Люди 1941 года (2001)
4 — Бесконечность (1991)
5 — Послесловие (1983)
6 — И все-таки я верю… (1974)
7 — Алый парус Парижа (ТВ, 1971)
8 — Был месяц май (ТВ, 1970)
9 — Июльский дождь (1966)
10 — Мне двадцать лет (1964)
11 — Два Федора (1958)
12 — Весна на Заречной улице (1956)
13 — Градостроители (1950) короткометражка
Сценарист:
1 — Невечерняя (2017)
2 — Люди 1941 года (2001)
3 — Бесконечность (1991)
4 — Джура – охотник из Мин-Архара (мини-сериал, 1985)
5 — Послесловие (1983)
6 — Июльский дождь (1966)
7 — Мне двадцать лет (1964)
8 — Улица молодости (1958)
2 — Толстой глазами кино (ТВ, 2010)
3 — Соданкюля навсегда (сериал, 2010)
4 — Острова (сериал, 2000 – 2013)
5 — Чтобы помнили (сериал, 1993 – 2003)
6 — С. М. Эйзенштейн: Уроки монтажа (1990)
7 — Алов (1985)
8 — Мои современники (ТВ, 1984)
Берлинский кинофестиваль
Берлинский кинофестиваль, 1992 год
Победитель:
Приз экуменического (христианского) жюри (конкурсная программа) («Бесконечность»)
Премия Альфреда Бауэра («Бесконечность»)
Номинации:
Золотой Медведь («Бесконечность»)
Венецианский кинофестиваль
Венецианский кинофестиваль, 1965 год
Победитель:
Специальный приз жюри («Мне двадцать лет»)
Номинации:
Золотой лев («Мне двадцать лет»)
Ника
Ника, 2006 год
Победитель:
Честь и достоинство