Два «Гамлета», один занавес: Бахрушинский музей публикует уникальные эскизы Давида Боровского

Поделиться в соцсетях:
Слов в тексте - 539, время чтения в минутах - 3

В 1971 году в московском Театре на Таганке прошла премьера знаменитого спектакля Юрия Любимова «Гамлет» с Владимиром Высоцким в главной роли. Постановка не сходила со сцены девять лет и была исключена из репертуара в день смерти Высоцкого. Новое издание Бахрушинского музея «Гамлет. Всё об этом спектакле» открывает неизвестную часть истории легендарной постановки, совершившей настоящую революцию в российском театре. На днях книга выйдет из типографии.

Серия «Всё об этом спектакле» посвящена работам знаменитого художника Давида Боровского, с чьим именем в мировом театре связана новая эпоха в сценографии. Боровский сотрудничал с Любимовым тридцать лет, а до «Гамлета» сделал вместе с режиссером пять спектаклей, создавая собственную эстетику Театра на Таганке. Декорации Боровского к «Гамлету» называют одной из самых ярких творческих находок спектакля.

Так, именно Боровский придумал занавес из нейлоновой рыболовной сети, в которую были вплетены различные узоры из грубой толстой шерсти. Кроме самого художника и его жены Марины над его плетением работали студенты художественных училищ и даже поклонники актеров Театра на Таганке. Занавес получился фактурным, «монументальным», 12 на 10 метров, при этом мобильным, благодаря уникальной инженерной конструкции его можно было перемещать в разных направлениях. Такoе решение помогло создавать потрясающие визуальные эффекты. Наравне с актерами занавес стал одним из героев спектакля, символом неотвратимости судьбы и рока, обреченной, но вместе с тем мужественной борьбы человека со смертью.

  RT представил сборник «ПоэZия русской зимы» в Национальном центре «Россия»

Костюмы персонажей Боровский также предложил изготовить из грубой шерсти, создал серию эскизов. Макет к спектаклю, созданный художником, хранится в филиале Бахрушинского музея — Творческой мастерской театрального художника Д.Л. Боровского.

Издание, подготовленное Бахрушинским музеем, состоит из двух частей. В первой, посвященной «Гамлету» 1971 года, собраны расшифровки звукозаписей репетиций и худсоветов, а также фотографии, документы и замечания цензоров. Кроме того, здесь впервые публикуются эскизы из собрания Бахрушинского музея, демонстрирующие своеобразие сценографического рисунка Давида Боровского.

Во второй части Юрий Любимов подробно рассказывает о своем режиссерском замысле, который лег в основу сценической версии «Гамлета» в Театре Хеймаркет (Haymarket Theatre) в Лестере в 1989 году. На протяжении восемнадцати лет он переосмысливал свой режиссерский опыт, чтобы поставить спектакль на языке Шекспира.

Автор книги Светлана Сидорина много лет работала в Театре на Таганке литературным помощником Любимова и добавила в издание материалы и из своего личного архива.

Об этом спектакле сложилось множество легенд, наверное, еще и потому, что он не был запечатлен на пленку. Остались только небольшие фрагменты, которые удалось снять на репетициях. Легендарная личность Высоцкого, его поэтическое творчество продиктовали режиссеру трактовку пьесы. Гамлет — Высоцкий. Это сопоставление было знаменательным для того времени. Так актер оказывался «героем», а судьба Гамлета получила отражение в судьбе поэта, гражданина и актера Театра на Таганке,

— говорит автор книги.

  Идти за мечтой, не останавливаться на одном проекте: лидеры киноиндустрии дали советы начинающим кинематографистам

Книгу «Гамлет» из серии «Всё об этом спектакле» вы в скором времени сможете купить в интернет-магазине и в филиалах Бахрушинского музея.

_______
Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина основан 29 октября 1894 года московским промышленником и меценатом Алексеем Александровичем Бахрушиным (1865 – 1929). При поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы комплексного развития музея создается первый в России Музейно-театральный центр «Бахрушинский». В него войдет Музейно-театральный квартал на Павелецкой и 12 филиалов в Москве, Зарайске и Туле. Сочетание мультимедийных, научно-исследовательских и информационных ресурсов позволит реализовывать масштабные культурные программы, творческие мероприятия и социально значимые проекты.
Бахрушинский музей — хранитель крупнейшей театральной коллекции России: более 1,5 млн экспонатов — это эскизы костюмов и декораций мастеров сценографии, сценические костюмы великих актеров, предметы декоративно-прикладного искусства, программы и афиши спектаклей, фотографии, портреты и редкие издания… Главное здание и 10 филиалов Бахрушинского находятся в Москве: 3 мемориальных дома (А.Н. Островского, М.Н. Ермоловой, М.С. Щепкина), 5 музеев-квартир (Вс.Э. Мейерхольда, Г.С. Улановой, М.М. Плисецкой, В.Н. Плучека, актёрской семьи М.В., А.А. Мироновых — А.С. Менакера), музей-мастерская театрального художника Д.Л. Боровского и музей-студия Радиотеатра. В 2017 году открылся филиал музея в Зарайске — на родине Бахрушиных. В 2021 году музей получил здание в Музейном квартале в Туле, где откроет еще один филиал.

Поделиться в соцсетях:
Работники ТВ