В Ханты-Мансийске на XXII Международном фестивале кинодебютов «Дух огня» состоится российская премьера новой кинокартины «Ленфильма» – «Последняя цена» режиссера Наура Гармелия.
«Последняя цена» — участник конкурса. Основная тема фестиваля «Дух огня» в нынешнем году — «Особый язык национальной кинематографии».
Режиссер Наур Гармелия уже снял два короткометражных фильма: «Мост» и «Братья». «Последняя цена» – его дебют в полнометражном кино. Все съемки проходили в Абхазии.
Сюжет кинокартины повествует о русской семье, живущей в полуразрушенном войной абхазском городке и выращивающей на продажу фундук. Семья надеется разбогатеть благодаря внезапной «ореховой лихорадке» и взлету цен, но в поселке появляется банда, ворующая орехи.
В сценарии фильма меня привлекло многое. Выгодный сеттинг, например. Кавказ в последние годы стал любимой локацией нашего авторского кино. Ученики Александра Сокурова открыли Кабардино-Балкарию и Северную Осетию. Режиссер Руслан Братов с другой интонацией показал Карачаево-Черкесию. А Абхазия в кино до сих пор толком не проявилась. Хотя в эту республику часто ездят, там много снимают, но собственно абхазских сюжетов мы на экране почти не видели. Наур Гармелия – петербургский абхаз, выбрал родные места для съёмок дебюта и подкупил меня тем, что отказался как от нарочитой критики, так и от идеализации. Его сценарий кажется мне честным. Но и не только по-человечески честным, но и виртуозно придуманным. Сила сценария в органичном смешении жанров: социальная драма плавно врастает в напряженный триллер, а дальше все разрешается в лучших традициях вестерна (истерна). Уже после первого же прочтения меня впечатлила сложная жанровая структура в сценарии дебютанта,
— говорит главный редактор «Ленфильма» Андрей Апостолов.
Мне было интересно рассказать историю про семью, которая живет в чужой для них культуре, хотя фильм, конечно, не про это. Сценарий я написал про реальных людей, которых видел, знал, и помню до сих пор. Можно считать, что это — дань памяти им, забытым людям,
— говорит автор сценария и режиссер Наур Гармелия.
На роли главных героев Наур пригласил актеров из Петербурга – Василия Щипицына, Алексея Белогорцева, Екатерину Демидову, Юлию Шубареву. В фильме также задействованы талантливые абхазские актеры – Рауль Ковэ, Даур Арухаа.
Сценарий мне очень понравился. Мой герой, скажу честно, меня согрел. История правдивая, честная, человеческая. Сценарий меня настолько поймал, что мне очень захотелось получить эту роль,
— рассказал Рауль Ковэ.
Съемки проходили в Абхазии и потребовали немалых усилий: провести кастинг, спланировать и организовать весь процесс, перевезти команду из двадцати пяти человек, а также все необходимое оборудование из Петербурга – все это, разумеется, не так-то просто. В самой Абхазии съемки проходили в окрестностях города Джантуха, который в интернете называют «городом-призраком».
В 1990-е большое количество людей уехало из Абхазии, чуть ли не половина населения, и поэтому очень много домов просто пустует. Со временем они приходят в непригодность и никому не нужны. Нередки случаи, когда в огромном многоквартирном доме живет только одна семья. В тех местах, где мы снимали, сейчас развивают горный туризм, возят гостей к водопадам и другим природным достопримечательностям. Не смотря на события недавнего прошлого, на этих территориях очень развито добрососедское отношение. Все друг друга знают, гостеприимно относятся к приезжающим гостям,
— говорит Наур Гармелия.
До поездки в Абхазию мне показали фотографии местности и дома, где мы будем сниматься. Но полноценного впечатления у меня не сложилось, пока я сама все не увидела воочию. Город Джантуха – сказочно красивое место. И печальное. Когда мы приехали сюда, поднялись на гору, и нам открылся вид на весь этот город… Он был совершенно пустой, хотя прошло уже лет 30 после войны. Я невольно закрыла глаза и представила, как когда-то здесь кипела жизнь, из подъездов выходили люди, во дворах играли дети… Конечно, я бы, наверное, не смогла бы так жить, как сейчас там живут пять или шесть семей. Они настолько любят это место, для них оно настолько дорогое, что не могут его покинуть. Я их понимаю, но условий для жизни там никаких уже нет. Ни отопления, ни воды, ни школ рядом, но люди там остаются, надеясь на возрождение этих мест. Вообще Абхазия меня покорила, я влюбилась в эту страну,
— рассказала Юлия Шубарева, исполняющая одну из главных ролей.
Съемки проходили непросто также из-за меняющихся погодных условий. За месяц жару сменили холод и сырость. Но съемочную группу ничего не пугало, всех увлекала прекрасная история, в которую хотелось вложиться.
Фильм начали снимать с конца. Самые сложные сцены – вооруженные стычки с бандитами-похитителями орехов проходили на заброшенных складах. По ходу фильма предстояло организовать сцену пожара дома. Для этого нужно было найти подходящее деревянное строение, договориться с владельцами и местной администрацией, организовать контролируемый пожар под присмотром пожарных. С этой задачей кинематографисты справились без каких-либо осложнений.
Задача стояла непростая. Мы должны были обеспечить абсолютную безопасность. Дом был нежилой. Художники его перекрасили, вставили стекла. В день съемок стояла очень жаркая, сухая безветренная погода. А снять предстояло несколько дублей. Чтобы все успеть и не дать дому сгореть за считанные минуты, наши пиротехники придумали, как можно имитировать начало возгорания и дым. Мы поджигали специальную пиротехническую жидкость на террасе. С нами дежурили сотрудники МЧС, пожарная машина, были раскатаны пожарные рукава – на случай, если что-то пойдет не так. Самыми любопытными зрителями были коровы. Мы снимали на природе, и они всегда оказывались рядом с нашей группой, где бы мы ни находились,
— рассказал исполнительный продюсер Дмитрий Никитин.
Мы начали съемки с трюковых сцен. Они, конечно, самые сложные. Я думаю, получилось достаточно эффектно, зрелищно. К счастью, сложностей не возникло. Мы заранее все продумали, обговорили детали с пиротехниками, оператором, как это снимем. И большинство сцен сняли с первого дубля. На сцене «Пожар дома» присутствовавшая пожарная машина, к счастью, не пригодилась… Впрочем, пожаром, перестрелкой сейчас никого не удивишь. В первую очередь, самое интересное – человеческая история. А все экшн-сцены – это просто детали этой истории, и не самые важные,
— рассказал Наур Гармелия.
Фильм отвечает тематике фестиваля не только тем, что отражает национальный колорит Абхазии, традиции республики, характер ее жителей, но и отвечает общероссийскому менталитету, когда каждый человек во что бы то ни стало находит способ помочь своему собрату. Кинокартина лишь частично, как говорит режиссер, описывает национальный быт и культуру Абхазии, хотя сами абхазские актеры замечают, что на самом-то деле репрезентация претендует на объективность.
Вообще Абхазия всегда была многонациональной, с советских времен, уж точно. Здесь жили не только абхазы, но и русские, армяне, грузины, евреи. Были даже целые деревни эстонцев. В общем, деления по национальному признаку никогда не было. У нас исторически сложилось достаточно толерантное общество на достаточно небольшой территории,
— говорит Наур Гармелия.
О фильме «Последняя цена»:
Автор сценария: Наур Гармелия («Мост», «Братья»)
Режиссер: Наур Гармелия
Генеральный продюсер: Федор Щербаков
Исполнительный продюсер: Дмитрий Никитин
Оператор: Дмитрий Знаменщиков
Художник-постановщик: Василий Семёнов
Звукорежиссер: Игорь Терехов
Художник по гриму: Мария Никитина
Художник по костюмам: Татьяна Иванова
В ролях: Василий Щипицын («Контрибуция», «Движение вверх», «Хождение по мукам»), Алексей Белогорцев («Когда наступит завтра», «Ключ от всех дверей»), Екатерина Демидова, Юлия Шубарева («Высоко над страхом», «5 недель», «Ключ от всех дверей», «Ленинград 46»), Рауль Ковэ («Софичка»), Даур Арухаа.
Студия-производитель: АО «Ленфильм»
Жанр: драма
Фильм снят при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.