Главные роли в фильме исполнили: Алексей Гуськов (Ратша), Александр Метелкин (Могута), Леонела Мантурова (Весняна), Алексей Шевченков (Берендей), Алексей Розин (Вадим, воевода Козельска), Максим Белбородов (Улыба), Полина Чернышева (Дарья), Владимир Любимцев (Лютобор), Артем Волобуев (Кудим), Дмитрий Куличков (Трясила), Сергей Баталов (Епископ), Аглая Шиловская (княгиня).
Съемки исторического экшена, посвященного осаде легендарного города Козельска, продолжались более полугода в Подмосковье и Тверской области, а предшествовала этому двухлетняя подготовка.
Все началось, как всегда, со сценария. История о том, как маленький русский город Козельск встал на пути у целого монгольского войска во главе с ханом Батыем, движущегося на Русь, зацепила меня своей цельностью, разнохарактерностью персонажей, их отвагой и жертвенностью, и, если говорить про форму сценария, его многофигурной структурой и многозадачностью. Я люблю такие конструкции. Они сложные с точки зрения режиссуры и интересные в поиске решений как художественных, так и производственных. Ранее у меня были исторические проекты, но такая сложнопостановочная картина огромного масштаба – впервые, хотелось с головой окунуться в эту эпоху, разработать, придумать и снять эту значимую, интересную и внушительную историю. И да, у меня была свобода! В творчестве, в выборе актеров, в постановке и решениях. Спасибо всей моей команде!
Подготовка велась почти два года, мы построили настоящий «Козельск» 1238 года, огромный деревянный мост через реку «Жиздра», на котором происходят важные события фильма, монгольский стан Батыя из многочисленных юрт – с телегами, арбами, камнеметными машинами, стенобитными таранами, лестницами и всей прочей бытовой утварью того периода.
За год до съемок у всех актеров, включая Александра Метелкина, Леонелу Мантурову, Максима Белбородова, Владимира Любимцева, Алексея Шевченкова и Алексея Гуськова, началась подготовка к трюковым сценам, включая фехтование на мечах, топорах, копьях, верховую езду, драки и прочие элементы боев этого исторического периода. Мне, как режиссеру, да и постановщику трюков Константину Адаеву тоже было важно, чтобы актеры сами снимались в боевых сценах, минимизируя, в разумных пределах, участие каскадеров-дублеров. Все боевые сцены в фильме, естественно, были придуманы, разработаны и поставлены в зале, тщательно отрепетированы и сняты в виде превизов на этапе подготовки. Трюковые сцены с лошадьми мы также готовили и репетировали, отдельно. Выезжая на натуру с лошадьми, хорсмастерами, конными каскадерами и т.д., снимали все с операторами предварительно на айфоны в виде превизных сцен и затем разбирали их покадрово и поэпизодно.
Этот трудный путь в подготовке, безусловно, нам сильно помог во время съемок, хотя, надо сказать, на площадке все равно приходилось что-то менять – были тяжелейшие съемки, суровая, морозная и очень снежная зима, экспедиция, короткий съемочный день, востребованные актеры с их непростыми графиками и огромная массовка, которая все время жаловалась на холод (смеется),
– отмечает продюсер и режиссер Константин Буслов.
Съемки проводились в натурных суровых условиях.
Съёмки, конечно, оказались физически очень сложными, но я к этому был готов, знал, на что иду. Не буду скрывать, что роль Ратши прежде всего заинтересовала меня возможностью снова поучаствовать в батальных сценах, например, подраться на мечах. С огромным удовольствием надел кольчугу, работал с постановщиками трюков, каскадерами, изобретал ножны, крепления для двух мечей, чтобы они были, с одной стороны, удобными, с другой – впечатляющими визуально. Было и холодно, были и длинные ночные смены, приходилось преодолевать себя, чтобы выполнять максимум сцен самому, без дублера. Мой герой – это монах, ставший воином, ведущий за собой людей и защищающий город от монголов. Очень хотелось быть убедительным как с точки зрения актёрской, так и исторической. Надеюсь, что удалось,
– рассказывает исполнитель одной из центральных ролей Алексей Гуськов.
Для натурных съемок двухмесячной осады Козельска был выстроен полномасштабный город с 40 полноценными строениями: деревянными избами, дворами, заборами, церковью, княжим домом, кузней – все это окружено огромной, двенадцатиметровой высоты бревенчатой стеной с частоколом и рвом с водой пятиметровой ширины по кругу.
Чертежи каждого здания города и каждой клети стены были разработаны и спроектированы компанией «Декорстрой» ФГУП «Мосфильм» по макету и под руководством главного художника Сергея Февралева и художника-постановщика Максима Козлова, которые подошли к проекту с особым вниманием к аутентичности. Мы консультировались с историками, посещали сам Козельск и его музей, общались с главным архитектором и департаментом Культуры города, с представителями мэрии Козельска. Кроме того, на протяжении всей подготовки и в съемочном периоде на проекте был консультант из Государственного Кремлевского Музея, и мы часто обращались к его услугам.
Каждый дом был тщательно спроектирован и вычерчен до каждого отдельного бревна – это около сорока строений, включая церковь, а также бревенчатую стену и монгольский стан с настоящими юртами. Это требовало значительных усилий и времени в подготовительном периоде,
– рассказывает Константин Буслов.
По словам художника по костюмам Валентина Гнездилова, костюмерный цех отшил более 1000 костюмов с использованием натуральных тканей, мехов и исторически выверенных элементов. Авторы фильма следовали букве исторического соответствия во всем: даже сундуки, подсвечники и элементы домашнего обихода козельчан были созданы в духе времени.
Когда мы говорим про XIII век, мы, конечно, говорим про летописные свидетельства и какие-то предметы обихода, которые сохранились в камне и элементах кожаных изделий, но, конечно, костюмов и даже примеров ткани того времени почти не сохранилось. Мы много работали с документами, историками и даже археологами,
– отмечает Валентин Гнездилов.
По словам специалистов гримерного цеха, использовались сотни комплектов постижа (бород, усов и париков), пластического грима (раны, шрамы и т.д.), литры крови – на съемках гримеры начинали подготовку за 5-6 часов до мотора, ведь число актеров массовых сцен порой доходило до 500 человек одновременно. Для сохранения аутентичности были привлечены актеры массовых сцен азиатской внешности из Калмыкии, Якутии, Казахстана.
При производстве картины одновременно были задействованы десятки домашних животных – это и куры, утки, овцы, козы и т.д., а также большое количество скаковых и упряжных лошадей и даже верблюды. На площадке практически постоянно присутствовали коневоды, хорсмастера, ассистенты по «живому реквизиту» и прочие многочисленные помощники реквизиторов по работе с животными.
В настоящее время съемки картины закончены, идет монтажно-тонировочный период.
Масштабная картина от Константина Буслова ожидается на экранах российских кинотеатров уже осенью этого года.
ЗЛОЙ ГОРОД
Россия, 2024
Режиссер и продюсер: Константин Буслов
Сценарист: Вадим Голованов
Оператор-постановщик: Никита Рождественский
Художник-постановщик: Сергей Февралев
Актеры: Алексей Гуськов, Александр Метелкин, Леонела Мантурова, Алексей Шевченков, Алексей Розин, Максим Белбородов, Полина Чернышева, Владимир Любимцев, Артем Волобуев, Аглая Шиловская, Дмитрий Куличков, Сергей Баталов и др.
Синопсис: 1238 год. Хан Батый во время нашествия на Русь потратил два месяца на взятие города Козельска, потеряв при этом тысячи воинов и осадные орудия. А когда, перебив всех защитников, среди которых были и женщины с детьми, наконец-то взял его, то повелел навеки забыть его имя и отныне именовать «злым городом». Но Козельск остался в веках образцом стойкости и мужества.