Есть контакт! Режиссёр фильма «Контактёры» Анастасия Воронина поделилась особенностями работы в жанре мокьюментари


Институт кино и телевидения (ГИТР), отмечающий в этом году 30-летие, отраслевой портал Moviestart.ru и компания по фестивальному продвижению CINEPROMO представляют онлайн-премьеры фильмов-победителей прошлых лет Международного открытого молодежного фестиваля телевизионных программ и фильмов «Телемания».

Анастасия Воронина — автор сценария и режиссёр короткометражного фильма «Контактёры» — раскрыла секреты подготовительного этапа и кастинга для псевдодока, рассказала о рождении несуществующих ритуалов, трудностях в съёмке и монтаже проектов жанра мокьюментари, а также поделилась мыслями о понятии правды на экране.

— Расскажите о себе?

— Я режиссер, сценарист, оптимист и большой фанат современной самобытной российской городской культуры. Иногда, когда я пишу сценарии, чувствую себя социальным антропологом или социологом. Мне нравится наблюдать за людьми, их чудачествами, трагедиями, взлетами и падениями, а потом сублимировать и создавать не исследование, но фильм.

— Какой жанр, по вашему мнению, у фильма? Какими референсами вдохновлялись? Это осознанное высказывание или больше провокация, попытка высмеять псевдо-экстрасенсов?

— Глобально, конечно, это – комедия. Я считаю, что это еще и мокьюментари несмотря на то, что у фильма нет задачи убедить зрителя, что все происходящее – правда, как делают некоторые подобные проекты.
Основным референсом для меня стал сериал «Идущие к черту» Бориса Соболева, а также множество псевдонаучных программ на нашем ТВ. Меня вдохновляли именно телевизионные передачи. Так что мы копировали нужную стилистику: старались максимально перенять и манеру Ведущего, и визуальное повествование. Я нежно люблю «What we do in the shadows» («Реальные упыри»), но они немного про другое. Там все-таки полноценный псевдодок, а у нас яркий акцент на культуре российского ТВ.

— Расскажите про кастинг и выбор героя? Все ли герои в кадре – актёры?

— В фильме только один не-актер — мужик с сигаретой на парковке, с которым разговаривал Алёша. Остальные, конечно, актеры. Они, как заведено, прислали визитки, я выслала задачу для самопроб. С Никитой – исполнителем главной роли – контакт получился мгновенный. Он в последний день кастинга прислал пробы, в которых рассказывал про опыт общения с инопланетянами. Я увидела его горящие глаза, страшные и смешные одновременно. Тогда поняла – работаем. А Евгения Венедиктова – Ведущего – пригласил сняться у нас мой мастер Илья Шерстобитов.

— Кто придумал все ритуалы и обряды в проекте? Какова доля правды в фильме?

— Сценарий писала я, поэтому все ритуалы моего авторства. Я просто села и подумала – какую максимально реалистичную, но в то же время нелепую вещь может делать герой? Пусть разговаривает с радиоприёмником. Я в принципе люблю придумывать весёлые глупости, обряды к ним тоже относятся.
«Доля правды» понятие широкое. О какой правде мы говорим? Есть доля правды в словах актеров, потому что все реплики – импровизация по задаче. Так что говорят они максимально реалистично. Есть доля правды в сюжете. Я взяла за основу выпуск подкаста «Внутри секты» про контактёров и ченнелеров. Но есть ли доля правды в том, что люди общаются с высшим разумом, космическими силами? Пусть каждый решает сам.

— Какие особенности при работе в стиле мокьюментари? Есть ли трудности при съёмке или монтаже?

— Самая трудная задача в мокьюментари, на мой взгляд, соблюдение правдоподобного поведения актеров. Потому что основная их задача играть не играя.
Вторая важная задача – правильное визуальное повествование. Нужно, чтобы не было слишком «киношно» (чуть хуже стабилизация, использование накамерного света и т.д.). По сути, мы просто имитировали репортажную съемку. Но у нас и была такая задача. Не исключаю, что для другого мокьюментари нужно имитировать дорогой и стильный док. Тогда, конечно, не получится, как у нас, обойтись накамерным светом.
И верно подмечено – монтаж. Для меня это была самая трудная задача, потому что на съемках работа оператора тоже, по сути, была чистой импровизацией. На монтаже я хотела сохранить ощущение хаотичности, усиливаемое необычностью происходящего. Но и сделать изображение «смотрибельным». Черновую версию фильма было смотреть тяжело из-за обилия джампкатов. Но мы постарались найти баланс.

____

Международный открытый молодежный фестиваль телевизионных программ и фильмов «Телемания» учрежден Институтом кино и телевидения (ГИТР) в 2003 году, проводится при патронаже Международной академии телевидения и радио (IATR).

В фестивале могут принять участие только работы, произведенные в 2023 – 2024 учебном году. Участник фестиваля имеет право представить в каждой номинации любое количество работ. Возрастной ценз фильмов — 16+. Хронометраж работ – до 30 минут.

Для того, чтобы выслать свои работу на рассмотрение, заполните, пожалуйста, онлайн-заявку: https://gitr.ru/zayavka-telemaniya/

Дедлайн: до 1 октября 2024

Поделиться публикацией в соцсетях
Работники ТВ