Фильм «Казенная дорога» как классика отечественной документалистики: вышла заключительная серия «Золотой коллекции»

Поделиться в соцсетях:
Слов в тексте - 543, время чтения в минутах - 3

Заключительная серия интернет-проекта «Золотая коллекция неигрового кино. Россия. ХХ век» посвящена фильму «Казенная дорога» 1988 года, который был снят в плацкартном вагоне поезда Ленинград — Архангельск.

Режиссер картины Виктор Семенюк постоянно экспериментировал, размышлял над сутью профессии документалиста, над тем, как соотносятся реальность и авторский взгляд на нее и что получается в процессе их взаимодействия.

Чтобы снять эту ленту, съемочной группе пришлось несколько раз проехать на поезде по маршруту Ленинград — Архангельск.

Ключ к пониманию «Казенной дороги» содержится в первых же кадрах фильма. Электровоз, который вращается на поворотном круге, словно выбирая путь дальнейшего движения, по мокрому асфальту мечутся тени пассажиров, будто в некоем призрачном мире, где все неявно, все зыбко, где нет реальных предметов — лишь их отражения.

При этом фильм «Казенная дорога» снимался главным образом ночью. С таким светом обычно снимаются фильмы ужасов. Однако такой прием был не только отражением сумрачного настроения режиссера, не испытывавшего эйфории от перестроечных перемен, но и позволил по-новому подойти к изображению героев фильма.

  "АГАТА И СЫСК. ВЫГОДНЫЙ РИСК" СКОРО В КИНО

Густая тень, в которой прячутся пассажиры плацкартного вагона, делает их трудноразличимыми. То же самое со звуком. Слышны не законченные рассказы, завершенные мысли и предложения. А какие-то обрывки, оговорки, отдельные слова, невнятное бормотание.

Режиссера не интересует отдельно взятый человек. Его герой — весь вагон, напоминающий нам хор в античной трагедии,

— отмечает автор проекта, президент Гильдии неигрового кино и телевидения Алексей Ханютин.

Фильм «Казенная дорога» получил два гран-при на престижных международных кинофестивалях: Cinéma du Réel в Париже и на рижском «Арсенале». «Казенная дорога» стала классикой отечественной документалистики, повлияла на многих режиссеров и по сей день работающих в неигровом кино.

Проект «Золотая коллекция неигрового кино. Россия. ХХ век» создается Гильдией неигрового кино и телевидения совместно с порталом «Кино-Театр.Ру» при поддержке Института развития интернета в рамках реализации нацпроекта «Культура». Параллельно с работой над проектом идет оцифровка и реставрация фильмов, вошедших в «Золотую коллекцию».

Цель проекта — познакомить современную аудиторию с классикой отечественного неигрового кино. Ввести в культурный оборот фильмы, которые сегодня доступны лишь узкому кругу специалистов и архивных работников.

  Премьера трейлера приключенческого новогоднего блокбастера «Баба Яга спасает Новый год»

Эксперты гильдии составили список из 100 лучших отечественных неигровых фильмов, созданных на протяжении ХХ века. Потом из этого длинного списка выбрали 10 самых-самых, которые представлены в первом сезоне «Золотой коллекции». О каждой картине, вошедшей в этот шорт лист, был снят небольшой фильм, который рассказал о ее авторах, об историческом контексте ее создания и о том, почему эта лента вошла в «Золотую коллекцию неигрового кино».

Первая серия проекта была посвящена основоположнику неигрового кино в России Александру Дранкову и его фильму «Лев Толстой». Также вышли эпизоды о картине «Госпожа Тундра» Сергея Мирошниченко, ставшей первой в ряду экологических фильмов, ознаменовавших начало Перестройки в отечественном кинематографе, о документальном фильме «Катюша» Виктора Лисаковича, для съемок которого впервые в отечественном кинематографе была применена скрытая камера. Также для «Золотой коллекции» режиссер Алексей Федорченко снял ремейк лучшей советской документальной комедии «Тот, кто с песней».

Авторы проекта также запустили работу по оцифровке и реставрации фильмов, вошедших в «Золотую коллекцию» – договоренность об этом достигнута с Госфильмофондом России и цифровым архивом NET-FILM.

Предыдущий проект Гильдии неигрового кино и Кино-Театр.Ру «Как снимали войну» вышел в 2020 году и состоял из 20 серий. Он был посвящен фронтовым операторам и собрал около 2 млн просмотров на YouTube, а также был номинирован на премию «ТЭФИ-Мультимедиа».

  Премьера документально-игрового фильма «Бомбардир. Время Боброва» состоится 1 декабря в сети

Гильдия неигрового кино и телевидения является единственной в России некоммерческой организацией, объединяющей кинематографистов и работников телевидения, а также юридических лиц, специализирующихся в сфере создания и дистрибуции документального и научно-популярного кино, документальных телевизионных фильмов. Основной целью создания и деятельности Гильдии является развитие индустрии неигрового кинематографа, популяризация всех его видов и жанров, а также творческих достижений российских документалистов.

Кино-Театр.Ру — русскоязычный интернет-проект о российских и зарубежных кинофильмах, телесериалах и спектаклях, имеющий самую полную базу российских актеров, режиссеров и операторов. Сайт вошел в список социально значимых сайтов.

Поделиться в соцсетях:
Работники ТВ