Дзига Вертов
Поделиться в соцсетях и мессенджерах:
Слов в тексте - 483, время чтения в минутах - 3

21 декабря в кинотеатре «Иллюзион» прошла церемония вручения третьей Национальной премии имени Дзиги Вертова.

Среди лауреатов – картина «Против ветра», фильм «Сделайте красиво» и книга «Великолепная семёрка. Кинооператоры Ленинграда».

Также в рамках церемонии были озвучены главные события 2024 года в индустрии неигрового кино. Специальным событием церемонии стал показ фрагментов фильмов культового советского режиссёра Лидии Степановой.

САЙТ ПРЕМИИ

21 декабря, в кинотеатре «Иллюзион» назвали имена обладателей наград III национальной премии имени Дзиги Вертова за достижения в области неигрового кино. По итогам голосования членов Гильдии неигрового кино и телевидения, составивших Большое жюри премии, победителями стали:

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ
● Против ветра / 2024 / 80 мин. / Россия / Режиссер: Татьяна Соболева

ЛУЧШИЙ ДЕБЮТ
● Сделайте красиво / 2024 / 59 мин. / Россия / Режиссер: Виталий Афанасьев

ЛУЧШАЯ ПУБЛИКАЦИЯ
● Наум Аврунин. Великолепная семерка. Кинооператоры Ленинграда (издание журнала «Сеанс», 2024)

Президент Гильдии неигрового кино и телевидения Алексей Ханютин:

Мне кажется, в этом году в конкурсе участвовало больше сильных, оригинальных картин, чем в прошлом. Но главной особенностью премии 2024 года стало появление новой номинации. Дзига Вертов был автором не только фильмов, но и автором важнейших текстов о неигровом кино. Его манифесты и программные статьи о Кино-глазе и Кино-правде известны не менее, чем «Человек с киноаппаратом». Это дало нам основания ввести номинацию «Лучшая публикация о неигровом кино». И это не только дань памяти Вертова. Мы считаем, что документальное кино сегодня особенно остро ощущает нехватку рефлексии, профессионального осмысления происходящих в нем процессов.

По сложившейся традиции церемония началась обзором главных событий в отрасли: так, в 2024 году в ней появились новые игроки – документальный кластер НМГ ДОК и объединение профессионалов индустрии неигрового кино России Страна.DOC.

  ИРИ открыл прием заявок на IV Национальную премию интернет-контента

В кинотеатральный прокат вышла 21 документальная картина, общие сборы составили 145 миллионов рублей. Новый кинофестиваль «Неизвестная Россия» и НТВ организовали показы авторских документальных фильмов по телевидению и получили очень высокие рейтинги, подтверждающие интерес аудитории к неигровому кино. Также были отмечены успехи кинофестиваля «Послание к человеку» и «Фонда поддержки регионального кино».

  Итоги финального питчинга лаборатории «Ленфильм-дебют-2024»

Важным прецедентом в отечественной киноиндустрии стала «Лаборатория индустриального кино», организованная Гильдией неигрового кино при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Благодаря лаборатории впервые в практике российского кино финансирование было предоставлено авторам на стадии девелопмента, первоначальной разработки проекта. Социальная сеть ВКонтакте также поддержала лабораторию и вручила специальный приз режиссеру проекта «Цемент» Светлане Осиповой. В числе негативных была отмечена тенденция к ежегодному снижению финансирования отрасли со стороны государства, что особенно болезненно сказалось на кинопроектах региональных студий и дебютах выпускников российских киношкол.

Самой яркой частью церемонии стал раздел, посвященный советскому режиссёру неигрового кино Лидии Степановой. В этом году исполнилось 125-лет со дня ее рождения. В ее фильмах создавалась парадная история советского государства, в ее биографии отразилась иная, трагическая история века. В холле кинотеатра была развернута инсталляция «Линия жизни — хроника века», где впервые были представлены документы и фотографии, письма и воспоминания, воссоздающие жизненный и творческий путь Лидии Степановой. На самой церемонии были показаны фрагменты фильмов «Есть метро!» (1935) и «По Краснодарскому краю» (1952), а к гостям обратился внук Лидии Степановой, режиссёр неигрового кино Александр Рацимор.

  Гильдия продюсеров и организаторов кинопроцесса подвела итоги года

Режиссёр неигрового кино Александр Рацимор:

Лидия Ильинична Степанова достойна такой памяти, равно как и многие другие режиссёры-документалисты и операторы. Она обладала тем, что сейчас называют харизмой – внутренним стержнем и внешним спокойствием. Это был человек, которому никто не мог сказать «нет». Она всегда делала то, что считала необходимым.

Премия проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Поделиться в соцсетях и мессенджерах:
Работники ТВ