Стало известно, что 23 сентября 2022 года в Москве на 90-м году жизни скончался Владимир Аркадьевич Краснопольский — советский и российский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, Народный артист РСФСР.
Родился 14 июня 1933 года в Свердловске (ныне Екатеринбург).
Отец — Аркадий Владимирович Краснопольский (сценический псевдоним — Ледов; 1900-1971), артист Свердловского государственного театра музыкальной комедии. Мать — Ольга Николаевна Князева (1907-1976), артистка балета, хореограф, первый балетмейстер Уральского государственного русского народного хора, специалист по русскому народному танцу (была постановщиком русских народных танцев в ансамбле Игоря Моисеева), Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Троюродный брат — Валерий Иванович Усков (род. 22 апреля 1933), кинорежиссёр, сценарист, Народный артист РСФСР.
Детство и юность Владимира Краснопольского прошли в Свердловске. Из-за частых гастрольных поездок отца и матери будущего режиссера в основном воспитывали бабушка и тетя.
С Валерием Усковым они с раннего детства жили в одной квартире, спали в соседних кроватях. Как говорил Усков, у них «с детства сложился творческий дуэт». Они не только вместе играли и шалили, но также создали кукольный театр, для которого сами шили персонажей.
Десять лет они сидели за одной школьной партой. В школьные годы Владимир Краснопольский и Валерий Усков активно участвовали в самодеятельности, играли в театре, поставили спектакль «Два капитана», в котором Краснопольский играл учителя географии Кораблева, а Усков — директора школы Татаринова.
Также в школьные годы Владимир Краснопольский увлекался футболом, из-за которого нередко прогуливал школьные уроки. Впоследствии окончил школу посредственно — тогда как Усков получил золотую медаль.
В 1955 году окончил историко-филологический факультет Уральского государственного университета имени М. Горького. Работал преподавателем русского языка и литературы сначала в Пермском хореографическом училище (ныне — Пермский государственный хореографический колледж), позже — в свердловской Школе мастеров Уралмаша.
В 1963 году окончил режиссерский факультет Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК), курс режиссера-документалиста Ильи Копалина. Первой его работой стал документальный фильм «Тени на тротуарах», снятый вместе с Усковым — их курсовая работа. Ленту даже показали по Центральному телевидению.
Режиссерский тандем Краснопольского и Ускова сложился еще в 1958 году, когда они оба были студентами-второкурсниками.
Плох тот режиссер, который пытается замкнуться только в одном жанре. Важны и сюжет, и интрига. Что являлось самым главным для нас с Валерием Усковым, когда мы работали вместе? В каждом фильме была социальная подоплека, все картины опирались на жизненные ситуации. Благодаря этому можно показать характеры, конфликты и человеческие взаимоотношения. Особенность наших фильмов в том, что все они добрые, хотя в них встречаются и убийства, и подлецы. Есть неписанный закон в искусстве: добро всегда должно торжествовать. И мы следовали этому правилу неукоснительно
В 1961-1963 годах Краснопольский являлся режиссером Свердловской киностудии. Там в 1963 году он снял свой первый художественный фильм — «Самый медленный поезд», получивший приз журнала «Советский экран» за многообещающий режиссерский дебют на Первом Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде.
С 1963 по 2015 год все режиссёрские и сценарные работы Краснопольского (кроме сюжета для киножурнала «Фитиль», 1968) выполнены совместно с его троюродным братом Валерием Усковым. В 2016 году впервые были представлены их раздельные работы.
С 1964 года работал на киностудии «Мосфильм».
Первым успехом Владимира Краснопольского и Валерия Ускова стал фильм «Неподсуден» — экранизация рассказа Льва Ющенко «Командир». Главные роли сыграли Олег Стриженов, Людмила Максакова и Леонид Куравлев.
Атмосфера на киносъемках должна быть как будто все артисты — твои родные люди. И если ты как режиссер заслужил их внимание на пробах и в первые несколько дней съемок — считай, картина есть. Потому что возникает единый актерско-режиссерский ансамбль. А если у вас все пошло на раскосяк — вы требуете одно, они хотят другого — значит, вы ошиблись с выбором актера, не уловили его внутренней пружины. Слава Богу, у нас не бывает ничего подобного. Расстаемся плача. Люди не хотят уходить. И говорят: «Мы никогда не забудем». И действительно не забывают
В 1971 году на экраны вышел легендарный телесериал «Тени исчезают в полдень» по одноимённому роману Анатолия Иванова — история жителей небольшой сибирской деревни Зелёный Дол.
Я сам задавал этот вопрос журналистам: «Мне непонятно, почему эти фильмы пользуются таким успехом». Так один мне ответил, смеясь: «Каждый год рождаются миллионы зрителей. Через пятнадцать лет они становятся сознательными людьми. И им по традиции в семье рассказывают о ваших фильмах. И они их воспринимают». Думаю, в них есть жизнь и правда, которую очень точно отобразил в своих романах Анатолий Степанович Иванов. Когда мы с Валерием Усковым нашли книгу «Тени исчезают в полдень», то связались с тогда никому не известным автором. Иванов и Иванов! У него до этого было два-три романа. Мы позвонили ему и сказали, что хотим сделать экранизацию. Когда стали работать над фильмом, погрузились в атмосферу реальной жизни, описанной в книге: люди жили теми же трудностями, что возникали и в обществе. Они сражались за себя, за свою жизнь — нам было очень интересно это показать. Героями романа и фильма «Тени исчезают в полдень» двигала великая идея: можно жить лучше и за это нужно бороться
Благодаря этой картине зритель узнал такого блистательного актера как Петр Вельяминов — это был его кинодебют. Владимир Краснопольский позже вспоминал:
Мы с Усковым впервые увидели его на сцене свердловского театра. В то время Вельяминов работал в пермском театре, а в Свердловск приезжал заменять заболевшего артиста. Простое лицо, ушки торчат. Но именно такие парни в двадцатые годы становились председателями колхозов. И мы его пригласили. Его долго не хотел утверждать худсовет, нас с братом отговаривали: «У этого Вельяминова нет даже актерского образования — он вас подведет, роль не потянет!»… К счастью, за Петра Сергеевича вступился автор романа Анатолий Иванов. «Типичный сибиряк, наш человек!» — заявил. И артиста после долгих мытарств утвердили
Другой прославленной картиной Краснопольского и Ускова стала кино-сага «Вечный зов», снимавшаяся в течение 10 лет — также по одноимённому роману Анатолия Иванова. Фильм вошел в классику отечественного кинематографа. В этой картине режиссеры открыли такого в будущем известного актера как Алексей Серебряков.
В 1979 году за картину «Вечный зов» Владимиру Краснопольскому и Валерию Ускову была присуждена Государственная премия СССР. В 1980 году они были удостоены Премии Ленинского комсомола за фильм «Отец и сын». Эта лента дала старт в большое кино Андрею Смолякову. Краснопольский вспоминал:
Помню, как я буквально умолял Олега Табакова (а Андрей учился в ГИТИСе на его курсе) отпустить Смолякова на съемки. После долгих уговоров Олег Павлович сказал: «Ладно, забирай. Но если он завалится на экзамене, я тебя убью!» Не завалился — сдал
В 1990-е заметными работами стали фильм «Ночные забавы», а также сериалы «Воровка» и «Ермак».
В 2000-е благодаря Владимиру Краснопольскому на экраны вышли такие популярные ленты как «Нина. Расплата за любовь», «Две судьбы», «Ермоловы», «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время», «Дело следователя Никитина», «Дом с лилиями», «Выйти замуж за Пушкина».
Главная роль в сериале «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время» сделала известным актера Евгения Князева. К слову, Мессинга хотел сыграть Александр Абдулов, но Краснопольский в этой роли видел только Евгения Князева.
Я ему позвонил, представился и говорю: «Я почти уверен, что вы будете сниматься в моей картине». «Почему вы так уверены?» — рассмеялся он. — «Потому что девичья фамилия моей мамы — Князева». Посмеялись мы оба. Он почитал сценарий, дал согласие сниматься. И сыграл прекрасно
— вспоминал режиссер.
В 2019 году Владимир Краснопольский приступил к съемкам криминальной драмы «Экспроприатор» по романам Андрея Константинова из цикла «Юность Барона» (предыстория телевизионного сериала «Бандитский Петербург», действие картины происходит в 1960-е годы).
Если бы не был кинорежиссером, наверное, повесился бы. Сказать, что я не мыслю себя в другой профессии, — ничего не сказать
— говорил Владимир Краснопольский.
Портал «Работники ТВ» выражает искренние соболезнования родным и близким режиссера.
Актёр
- 1968 — Времена года — гость в будке чистильщика (в титрах не указан)
- 1991 — Ночные забавы — посетитель ресторана (в титрах не указан)
- 2005 — Две судьбы 3: Золотая клетка — пассажир самолёта (в титрах не указан)
Режиссёр
- 1963 — Самый медленный поезд
- 1965 — Таёжный десант
- 1967 — Стюардесса
- 1968 — Времена года
- 1969 — Неподсуден
- 1971 — Тени исчезают в полдень
- 1973 — Вечный зов
- 1979 — Отец и сын
- 1985 — Соучастие в убийстве
- 1991 — Ночные забавы
- 1994 — Воровка
- 1996 — Ермак
- 2001 — Сыщики
- 2001 — Нина
- 2002 — Провинциалы
- 2002 — Две судьбы
- 2003 — Сыщик без лицензии
- 2003 — Подари мне жизнь
- 2005 — Под небом Вероны
- 2005 — Две судьбы 2: Голубая кровь
- 2005 — Две судьбы 3: Золотая клетка
- 2007 — Паутина
- 2007 — Капкан
- 2008 — Две судьбы: Новая жизнь
- 2009 — Ермоловы
- 2009 — Вольф Мессинг: видевший сквозь время
- 2010 — Женить миллионера!
- 2010 — На солнечной стороне улицы
- 2011 — Манна небесная
- 2012 — Санта Лючия
- 2012 — Дело следователя Никитина
- 2013 — Любовь — не картошка
- 2014 — Дом с лилиями
- 2014 — Всем всего хорошего
- 2015 — Смешная жизнь
- 2016 — Выйти замуж за Пушкина
- 2017 — Экспроприатор
Сценарист
- 1965 — Таёжный десант
- 1979 — Отец и сын
- 1985 — Соучастие в убийстве
- 1996 — Ермак
Продюсер
- 1996 — Ермак
- 2010 — Женить миллионера!
Звания и награды
- Народный артист РСФСР (1983);
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1978);
- Государственная премия СССР (1979) — за 1—12 серии фильма «Вечный зов»;
- Премия Ленинского комсомола (1980) — за фильм «Отец и сын» (1979);
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (26 апреля 2013 года) — за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства и многолетнюю творческую деятельность;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (10 марта 2004 года) — за большие заслуги в развитии отечественного кинематографа;
- Орден Почёта (16 апреля 1997 года) — за заслуги перед государством, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусств;
- Награда премии АПКиТ 2020 года («за многолетнюю верность сериалам» отмечены Владимир Краснопольский и Валерий Усков).
В публикации использованы материалы порталов Культура, Штуки-дрюки и Википедии.