Основные характеристики камеры Panasonic Varicam LT:
Sensor
S35 mm 1MOS (same as V35)
Lens Mount
EF mount (PL mount option)
Media Slot
ExpressP2 Card Slot x 1 SD Card Slot x1 for Proxy/Meta
Data
Rec Format
4K/UHD
AVC-Intra 4K422: up to 30p
2K
AVC-Intra 4K-LT: 30p to 60p
AVC-Intra 2K444: up to 30p
AVC-Intra 2K422: up to 60p
up to 120p (cropped)
HD
AVC-Intra 2K-LT: 120p to 240p (cropped)
AVC-Intra444: up to 30p
AVC-Intra422: up to 60p, up to 120p (cropped)
AVC-Intra100: 50i/59.94i
AVC-IntraLT: 120p to 240p (cropped)
ProRes 4444:*2 up to 30p
ProRes 422HQ:*2 up to 60p
ISO
Native 800/5000 push up/down
WB
2000 K to 15000 K, GMg -10 to +10
Камера Panasonic Varicam LT оснащена сенсором формата Супер35 с полным разрешением 5160(H) × 2408 (V). Размер эффективной зоны сенсора составляет 26.688 (H) mm × 143.848 (V) mm при разрешении 4448 (H) × 2308(V). Размер пикселя равен 6 микронам. В базовой комплектации на камере установлен байонет EF, опционально доступен PL. Смена байонета довольно проста — он фиксируется резьбовым кольцом, юстировка не требуется.
Для записи используются традиционные для Panasonic карты Р2. При максимальном разрешении 4К и кодеке AVC-Intra 4K422 доступна частота съемки 30 кадров в секунду. На внешний рекордер возможна запись в формате RAW. Съемка с разрешением 2К и HD может производиться как при использовании всей площади матрицы, так и в режиме «кроп». В первом случае достигается большая детализация итогового изображения, а во втором — доступна большая частота кадров.
Двойная светочувствительность сенсора
Особенностью камеры является возможность выбора двух нативных значений светочувствительности: 800 и 5000 ISO. Реализовано это на самом сенсоре за счет создания двух независимых цепочек усиления сигнала каждого фотодиода. При съемке значения светочувствительности можно изменять в широких пределах: от 200 до 4000 ISO для нативного значения 800 ISO, и от 1250 ISO до 12800 ISO — для 5000 ISO. Но, как показали результаты нашего теста, при этом снижается динамический диапазон и увеличивается уровень шумов.
Второй интересный момент, который привлек наше внимание — это использование при съемке LUTов. Такой возможностью обладают камеры Arri Amira и Red Weapon. К сожалению, немногие операторы знают о ней и применяют ее на съемках. Снятое изображение загружается в программу цветокоррекции, делается полный грейдинг кадра, и 3DLut экспортируется в камеру. После этого на съемочной площадке оператор может видеть на мониторе готовое «покрашенное» изображение со всеми нюансами проработки фактур и цветопередачи.
Это не только позволяет точнее выставлять освещение сцены и помогает решать проблемы постановщика, но и является незаменимым инструментом в картинах, где колористике изображения уделяется повышенное внимание. В камере Panasonic Varicam LT процесс создания и загрузки 3DLut реализован проще, чем у Arri Amira и Red Weapon. Lut, созданный в программе DaVinci Resolve, без использования дополнительного ПО воспринимается камерой и может не только выводиться на монитор, но и применяться к записи изображения в формате Proxy.
Съемка в инфракрасном диапазоне
Недавно во ВГИКе проходил тест сменных OLPF-фильтров на камере Red Weapon, во время которого мы попробовали на «Реде» съемку в инфракрасном диапазоне. Камера Panasonic Varicam LT также имеет опцию удаления с сенсора OLPF-фильтра, но к ней пока не выпускается большого ассортимента сменных вариантов. После удаления OLPF-фильтра, который у Panasonic представляет собой стекло с покрытием HotMirrow, на сенсор поступает весь спектральный диапазон, включая инфракрасное излучение.
Это дает оператору возможность проводить съемку в ИК-диапазоне. Надо сказать, что процесс снятия OLPF-фильтра на камере Panasonic Varicam LT реализован менее удачно, чем у «Реда». После снятия байонета необходимо открутить три маленьких винтика, которыми крепится фильтр. При этом необходимо соблюдать осторожность, чтобы их случайно не потерять. Так что эту операцию лучше производить только механику камеры и не в «полевых» условиях.
В тестовых испытаниях мы оценили самые актуальные для оператора характеристики камеры Panasonic Varicam LT: динамический диапазон, уровень шумов и цветопередачу. Также мы попробовали режимы съемки в инфракрасном диапазоне. Для сравнения мы выбрали камеры Arri Amira и Red Weapon Dragon. Кроме того, в нашей лаборатории находилась на тестировании новинка фирмы JVC — камера JVC GY-LS300. Хотя эта камера совсем другого класса, и сравнивать ее с Panasonic Varicam LT не совсем корректно, результаты некоторых тестов оказались довольно интересными.
Заявленный динамический диапазон составляет 14+ ступеней. Для измерения динамического диапазона цифровых камер в нашей лаборатории был разработан просветный сенситометрический клин. Он представляет собой ряд нейтрально-серых полей разной плотности и создает в кадре диапазон яркостей в 24 ступени экспозиции, что перекрывает не только возможности современных камер, но и пределы одновременного восприятия интервала яркостей человеком. Шаг шкалы обеспечивает точность измерения в ⅓ ступени. После съемки клина мы получаем в кадре полный диапазон яркостей, воспринимаемый камерой, который в дальнейшем можем измерить в программе цветокоррекции визуально или по осциллографу.
Просветный сенситометрический клин
Динамический диапазон Native ISO
При изменении светочувствительности диапазон яркостей, воспринимаемый матрицей, смещается ровно на 2 ⅔ ступени. Ход кривой логарифмической гаммы совпадает со стандартами Cineon, что делает возможным применение стандартных лутов при цветокоррекции. Динамический диапазон при нативной логарифмической гамме составил 12 ⅓ ступени для 800 ISO, а для 5000 ISO — 13 ступеней. Полученные значения получились немного ниже заявленных производителем, но не сильно отличаются от измерений камер Arri Amira и Red Dragon.
При увеличении гаммы в программе DaVinci Resolve можно немного увеличить диапазон в тенях, но использовать его для изображения будет нельзя из-за высокого уровня шумов. Камера JVC GY-LS300 показала динамический диапазон в 11 ступеней экспозиции в логарифмической гамме. Хотя это заметно меньше, чем у других камер, но вполне достаточно для большинства снимаемых сцен. Гораздо более негативное влияние на изображение камеры JVC оказывает малая битность кодека — всего 8 бит. При большой широте и недостаточно битности, как правило, уменьшаются градации изображения, что мы и можем наблюдать на темных участках кадра.
Динамический диапазон Native ISO
Динамический диапазон Native ISO
Динамический диапазон Native ISO
Динамический диапазон Native ISO
Динамический диапазон Native ISO
Любое из выбранных значений нативной светочувствительности при съемке можно изменить как в большую, так и в меньшую сторону. Но надо понимать, что реального изменения светочувствительности при этом не происходит. Сенсор камеры фиксирует один и тот же диапазон яркостей, который обрабатывается логарифмической гаммой. Уже затем к полученным данным применяется программное усиление или ослабление сигнала — в зависимости от установленных значений ISO. Так организован процесс получения изображения в камере Arri Amira. Думаем, что у Panasonic Varicam LT все реализовано аналогично.
В результате при нативном ISO мы можем наблюдать максимальный динамический диапазон, который распределен по всему спектру выходного сигнала. При уменьшении ISO происходит снижение уровня выходного сигнала, аналогичное уменьшению уровня «gain» в программе DaVinci Resolve. При этом используется не вся битность сигнала, а в тенях немного снижается динамический диапазон. Изображение остается удовлетворительным, но объективно беднее, чем при нативном ISO.
Изменение светочувствительности камеры
При увеличении светочувствительности сигнал программно усиливается, аналогично применению инструментов «gamma» и «gain». Сигнал клиппируется в верхней части диапазона и обрезается диапазон в светах. Тени и средние тона за счет усиления поднимаются вверх, и на изображении становится заметен активный шум. Также существенно увеличивается уровень темнового шума. Таким образом, программное изменение светочувствительности не позволяет камере фиксировать более темные фактуры — просто то же самое изображение записывается с разным уровнем яркости.
Наглядно это иллюстрирует сравнение светочувствительности 4000 ISO, полученной усилением нативного значения 800 ISO, либо ослаблением 5000 ISO. Видно, что на изображении совпадает диапазон проработанных полей шкалы. Ход кривой логарифмической гаммы также аналогичен. Но в первом случае на изображении очень высокий уровень шума, а во втором — немного понижен уровень белого.
Native ISO 800/5000 — 4000 ISO
Разница в динамическом диапазоне камер, полученная в лабораторных условиях, хорошо заметна в кадрах, содержащих большой интервал яркостей. В тестовом кадре экспозиция устанавливалась по проработке пламени свечей, которые были единственным источником света. Лицо актрисы в начале кадра находится от свечей на расстоянии около 1 метра. Во второй части кадра актриса наклоняется и лицо оказывается в ключевой освещенности. Цветная шкала подсвечивалась отдельным прибором Dedolight.
13-14 ступеней динамического диапазона оказалось вполне достаточно для регистрации в логарифмической гамме всех фактур снимаемой сцены. Изображение на мониторе содержало больший диапазон яркостей, чем воспринималось глазом. Например, рефлекс от цветной шкалы на лице актрисы после того, как свечи были потушены, во время съемки был совершенно незаметен. Меньший динамический диапазон камеры JVC GY-LS 300 не позволил проработать фон и лицо актрисы в начале кадра. Однако после наложения лутов и приведения к стандартной гамме всех кадров различия в проработке ключевых фактур стали несущественны.
Также хорошо заметна разница в уровне шумов при чувствительности 800 и 5000 ISO у камеры Panasonic Varicam LT. Кроме того, этот кадр позволяет оценить отличия в воспроизведении тона кожи разными камерами. Балансная цветовая температура кадра составила 3000К, что учитывалось при цветокоррекции. При сравнении стоит обратить внимание на оттенок кожи в момент, когда лицо оказывается освещенным светом свечей, которые имеют более низкую цветовую температуру.
Камера Arri Amira сохранила естественный тон кожи. На кадрах, снятых на камеру Panasonic Varicam LT, лицо приобрело красновато-пурпурный оттенок, а на кадрах с Red Dragon, на матрице которой стоял OLPF-фильтр Skin Tone-Hightlight, оттенок кожи ушел в зелень. Изображение на камере JVC GY-LS 300 по цветопередаче ближе всего оказалось к Arri Amira.
Panasonic Varicam LT vs Red Dragon
Пока мы делали тест на динамический диапазон, в соседнем павильоне студенты Московской Школы Кино снимали учебную работу. Мы воспользовались возможностью снять дубль игрового кадра на камеры Red Dragon и Panasonic Varicam LT. На сенсоре камеры Red Dragon использовался OLPF-фильтр Skin Tone-Hightlight, и было установлено разрешение 4К.
Светочувствительность, диафрагма и фокусное расстояние объективов на двух камерах были одинаковыми. После применения стандартной гаммы складывается впечатление, что изображение с камеры Panasonic Varicam LT более «телевизионное», хотя, возможно, это связано с разной оптикой, которая стояла на камерах. На Panasonic Varicam LT был установлен трансфокатор Fujinon, а на «Реде» — Carl Zeiss Standard Prime. Однако отличия в цветопередаче тона кожи все же заметы, особенно когда актриса читает письмо за столом, а ее лицо освещено рефлексом от бумаги.
Кодек и битность
В следующем кадре мы оценивали передачу фактуры кожи лица. Камеры, которые участвовали в нашем тесте, используют разные форматы и кодеки для записи изображения — от RAW до h.264, также сильно различается и битность изображения. Все это может привести к потере градаций фактур и появлению «banding» артефактов. При рассматривании кадров на большом экране в разрешении 4К ожидаемых дефектов изображения на лице и в светлых фактурах мы не обнаружили.
Даже на кадрах с камеры JVC GY-LS300, которая использует 8-ми битный кодек h.264, плавность градиентов не была нарушена. Но, однако, опять обратили внимание на разницу в тоне кожи. При одинаковой коррекции по тестовой шкале, цвет кожи у Arri Amira и JVC GY-LS300 выглядел более приятным, чем у «Панасоника», который немного «краснил».
Шумы изображения
Для лабораторной оценки уровня шумов на каждую камеру мы сняли серую шкалу с недодержкой в три и пять ступеней. На видео представлены кадры в логарифмической гамме и с увеличением 100%.
Съемка в инфракрасном диапазоне
Тестовая съемка в инфракрасном диапазоне на камеру Panasonic Varicam LT производилась после удаления с сенсора OLPF-фильтра. На объектив камеры был установлен светофильтр ИКС-3, который пропускает спектральный диапазон с длиной волны более 800 нанометров. Первые же кадры, снятые на улице в солнечный день, выявили две особенности такой съемки. Во-первых, большой интервал яркостей снимаемой в ИК сцены на изображении выглядел очень малоконтрастно. Анализ изображения на осциллографе показал очень узкий спектр выходного сигнала по яркости. Для проведения съемок пришлось создавать LUTы, чтобы на мониторе можно было оценить изображение.
Также возникла еще одна проблема, вызванная малой контрастностью изображения. Даже минимальная дымка на небе, на которую не обращаешь внимания при обычной съемке, приводила к сильным изменениям экспозиции кадра. Мне пришлось забраковать половину снятых кадров, поскольку я не был к этому готов. Поэтому рекомендую снимать в инфракрасном спектре на натуре только при кристально чистом синем небе.
ИК и реальный цвет
ИК и реальный цвет
ИК и реальный цвет
ИК и реальный цвет
Во-вторых, светочувствительность сенсора в инфракрасном диапазоне оказалась крайне мала. Кадры, представленные в тесте, снимались на чувствительности 800 ISO и 5000 ISO при диафрагме 2,8 и выдержке 1/50. Изображение, снятое на 800 ISO, приходилось усиливать при обработке, что привело к росту шумов. Кроме того, увеличение контрастности изображения, проявило «banding», который сказался на увеличении размеров «зерна» шума. В результате этого кадры, снятые при 5000 ISO, выглядят гораздо чище.
Встроенные ND-фильтры
Кроме того, эта съемка позволила проверить качество фильтрации инфракрасного света встроенными фильтрами камеры Panasonic Varicam LT. При переключения фильтра уровень сигнала на осциллографе пропорционально снижался на нужную величину. Это позволяет предположить, что в камере применяются качественные ND-фильтры, и бояться цветовых искажений при обычной съемке не стоит.
Вместо эпилога: немного об эргономике
При первом знакомстве камера Panasonic Varicam LT напоминает одновременно RED, Arri и Sony F65. Модульная система как у «Реда», боковые органы управления вызывают ностальгические воспоминания времен бетакама, монитор и назначение кнопок вокруг него не вызовут вопросов у того, кто снимал на Arri Alexa. Меню интуитивно понятно, что позволило разобраться с настройками камеры без помощи инженера или скачивания инструкции из интернета. При съемке с плеча камера немного тяжеловата, но хорошо балансируется. При цветокоррекции материала кодек AVC-Intra 4K422 показал себя достаточно гибким. На первый взгляд, камера вполне вписывается в профессиональную нишу, занимаемую сегодня Arri и REDом