Сегодня бы Игорю Сергеевичу Фесуненко исполнилось 85…
Несколько строчек о нашей совместной работе в начале 90-х.
Вспоминая то время надежд и перемен, испытываешь разные эмоции. И ностальгию, и досаду, и радость, что имел возможность общаться с мэтрами отечественного телевидения.
С Игорем Сергеевичем Фесуненко мы познакомились, когда запускали вместе цикл программ «Кто есть кто» в Главной редакции пропаганды Центрального телевидения.
Я пришел после службы в армии на телевидение в 1988 году, а через год одним из первых получил ставку директора съемочных групп, ранее они были только в кино.
Как организатор в нашей редакции я делал практически все сложно-постановочные программы и прямые эфиры, в том числе и с участием членов Политбюро ЦК КПСС, а затем и с Президентом СССР Горбачевым М.С. и Первым Президентов России Ельциным Б.Н.
Посему, не удивительно, что мне поручили новый проект – цикл прямых эфиров «Кто есть кто», лицом и мозгом которого стал Игорь Сергеевич.
Программа была непроста по ряду факторов – начиная с того, что современные декорации нам делал не декорационный цех в телецентре «Останкино», а сторонняя фирма, и мы каждый раз перед эфиром завозили декорации в большую студию на фуре, а после эфира вывозили назад изготовителю.
Самой высшей точкой проекта, его апогеем стал цикл прямых эфиров с кандидатами в Президенты России перед первыми выборами на этот пост.
Сначала шли прямые эфиры с кандидатами в Президенты, затем – общий круглый стол, дебаты со всеми кандидатами вместе.
Генерал Альберт Макашов, юрист Владимир Жириновский, Председатель кемеровского облсовета Аман Тулеев, бывший министр МВД СССР Вадим Бакатин, экс премьер-министр Николай Рыжкова и явный фаворит – действующий Председатель Российского Парламента Борис Ельцин.
Самой запоминающийся программой стал эфир с Ельциным Б.Н.. И даже не из-за харизматичности будущего Президента России.
В тот день перед прямым эфиром в Москве пролился сильный ливень. Все улицы затопило. В районе метро Рижская кортеж Бориса Ельцина потерял одну машину с охраной – она заглохла.
3 минуты до эфира – Борис Николаевича нет. Что делать??? Ставить срочно замену на выпуск? Все службы 1 канала в шоке. Ведь эфир длился 90 минут.
Буквально за 2 минуты до начала программы кортеж все-таки пробился к центральному входу, Борис Ельцин с охраной буквально вбегает в здание, к нему пытается пробиться Александр Любимов, чтобы взять короткое интервью, ВиД брал их перед нашими эфирами, но его сильно отталкивает сотрудник охраны.
Бориса Николаевича ведут сразу в студии, там немного припудривают – и пошел с колес эфир.
Я видел, какой это был стресс для ведущего программы. Но Игорь Сергеевич всегда отличался выдержкой, я не помню, чтобы он повышал голос на съемочную группу.
После эфира все кандидаты, включая Альберта Макашова, обычно благодарили съемочную группу за эфир, Ельцин же молча вышел из студии в коридор, где его ждала экзальтированная группа поклонниц-работников телецентра. С ними он охотно пообщался.
На финальные дебаты Ельцин не явился, сославшись на занятость.
И, увы, этот цикл стал причиной ухода Фесуненко с центрального телевидения.
Но выше был больше рассказ о программе, а мне бы хотелось сказать несколько слов об эмоциональной стороне того нелегкого для всех 1991 года.
Мой отец тогда работал дипломатом во Вьетнаме.
Весной 1991 года, после ряда трагических событий, я начал предчувствовать, что мой папа скоро уйдет из жизни.
Несмотря на активную подготовку к предвыборному циклу «Кто есть кто», Игорь Сергеевич отпустил меня в месячный отпуск во Вьетнам к отцу с жестким условием вернуться к концу мая – эфиры были в начале июня 1991 года.
Я свое обещание выполнил, хотя расставаться с отцом было очень тяжело. Он, видимо тоже что-то предчувствуя, предлагал мне сделать справку о болезни, продлить отпуск. Но… я не мог нарушить данное обещание. Работа у нас с отцом всегда была на первом месте.
Прошел наш цикл программ, состоялись выборы, победил Борис Ельцин, отгремел в августе путч, который окончательно добил СССР.
И, буквально через несколько дней после путча, я получил отца из Вьетнама в цинке. Мне было на тот момент 24 года. И все тяготы по похоронам легли на меня. А это было жуткое время – ни транспорта, ни гробов. Даже в свидетельстве о смерти отца стояла печать – «20 бутылок водки получено». Такое количество дефицитного спиртного выделало государство на поминки в обмен на пустые бутылки. Без них водки не давали.
Игорь Сергеевич по-отечески поддержал тогда меня, несмотря на то, что тучи над ним тогда уже сгущались — Ельцин не простил того критического отношения Фесуненко к будущему Президенту России, который вверг страну в штопор непродуманных жестоких реформ, адской приватизации и войн. Естественно, это не обошлось без участия наших коллег и команды Бориса Николаевича, которые усилили тот негатив по отношению к Игорю Сергеевичу.
Увы, потом Фесуненко был отправлен в «ссылку» в итальянский корпункт, мы почти не виделись. А когда Игорь Сергеевич вернулся на 1 канал в программу «Утро», я уже не работал в телецентре.
Так что общаться после 1991 года нам практически не приходилось.
Но Игорь Сергеевич всегда останется для меня человеком дела и чести, настоящим профессионалом и мужчиной. Таких сейчас почти нет на современном телевидении.
И очень надеюсь, что свой опыт и знания он передал тем студентам, что учились у него. И дай Бог, когда придут другие времена, они сменят на экранах наших телевизоров тех одиозных персонажей, что вещают сейчас…
Вот несколько строк об Игоре Сергеевиче от наших коллег и участников группы Работники TV в Facebook:
Дмитрий Захаров (экс-ведущий программы ВЗГЛЯД): Хороший был мужик! Приходил к нам на «Взгляд». Не выпендривался, не нес себя. Без налёта номенклатурного величия. И очень эрудированный в своей области. Качество, которое всегда ценишь в людях…
Инна Власкина (Леополис): Я с ним работала в 1988-89 годах на выпуске программы «Международная панорама». Всегда улыбчивый, доброжелательный, очень любил поделиться историями из своей жизни, которая была полна разных событий и приключений, при этом был строг и требователен в работе. Мне тогда молоденькой девочке казалось, что прекраснее и умнее мужчины нет… была влюблена))
Екатерина Кубась (МТС): Оу,какой прекрасный был преподаватель!У нас вёл зарубежную журналистику,столько рассказывал историй,пытался по максимуму поделиться своим опытом с нами,молодыми и зелёными. А сколько было рассказов про спорт и футбол
Фесуненко Игорь Сергеевич родился в Оренбурге 28 января 1933 года (взято на портале). Детство Игоря Сергеевича прошло в Москве и Запорожье, куда он переезжал вместе со своими родителями. Великая Отечественная война застала семью в одном из уральских городов.
В 22 года Фесуненко оканчивает Историко-архивный институт в Москве и уходит на срочную службу в армию. После отдачи военного долга Родине Игорь Сергеевич поступает на работу в Главное архивное управление, начинает внештатное сотрудничество с газетой «Комсомольская правда», выступает с репортажами на радио.
В 1960–1970 гг. Игорь Фесуненко, благодаря проявленному журналистскому таланту и знанию языков, в качестве собственного корреспондента Гостелерадио СССР работает в странах Латинской Америки, освещая политические и культурные события, происходящие в Португалии, Италии, Бразилии и на Кубе. Он был лично знаком не только с советскими лидерами, но и с политическими деятелями многих зарубежных государств.
Из всех стран, где приходилось работать Игорю Фесуненко, особой его любовью пользовалась Бразилия. Зная в совершенстве португальский и испанский язык, журналист, по его собственному признанию, чувствовал себя там как дома.
В 1968 году Фесуненко первым из советских репортеров сумел взять интервью у знаменитого на весь мир игрока, короля футбола Пеле. Игорь Сергеевич не только сумел преодолеть многочисленные бюрократические преграды, отделявшие спортсмена от общения с прессой, но и поговорить с ним по душам, и даже записать на диктофон две песни в исполнении нападающего «Сантоса».
Тогда же завязались дружеские отношения между Фесуненко и Пеле. Когда великий футболист приезжал в Советский Союз, он всегда просил, чтобы журналист сопровождал его во время визитов и пресс-конференций в качестве переводчика. Сам Фесуненко был страстным футбольным болельщиком, отдавая предпочтение московскому ЦСКА и бразильскому клубу «Ботафого».
Игорь Фесуненко не единожды навлекал гнев телевизионного начальства, когда по своему усмотрению редактировал новостные выпуски. Например, в 1964 году, во время визита в СССР Фиделя Кастро, журналист сократил время выступления кубинского лидера на Ивановской ткацкой фабрике с 40 минут до 20. Фесуненко посчитал, что за счет удаления лишних кадров речь команданте только выиграет, но у чиновников было другое мнение.
А в 1974 году Игорю Сергеевичу пришлось долгих 6 минут заполнять время прямого телеэфира рассказом о достопримечательностях Гаваны в ожидании выезда на главную площадь кубинской столицы правительственного кортежа, в одной из машин которого находился Л. И. Брежнев. Хотя речь журналиста была неподготовленной, зрители ничего не заметили, но произошедшая накладка обернулась сильнейшим нервным перенапряжением для Фесуненко. По окончании трансляции он в буквальном смысле упал в обморок.
Были в его карьере и такие эпизоды, которые могли стоить жизни. Как вспоминал Игорь Сергеевич, однажды он чуть не подорвался на минном снаряде во время освещения событий в Мозамбике. А в 1974 году Фесуненко, находясь с группой советских журналистов в Лиссабоне в дни происходившего там государственного переворота, с трудом сумел договориться с повстанцами и тем самым избежать казни.
Он также писал учебники по журналистике, снимал документальные фильмы, еще в советское время был награжден орденом «Знак Почета» и медалью «За трудовое отличие».
Его перу принадлежит одиннадцать публицистических изданий, большая часть которых посвящена Бразилии и футболу.
Умер Игорь Фесуненко – журналист с большой буквы — 28 апреля 2016 года, его могила находится на Троекуровском кладбище в Москве.
Карьера Игоря Фесуненко на телевидении:
С 1966 года — собственный корреспондент Гостелерадио СССР по странам Южной Америки (корпункт в Рио-де-Жанейро).
В 1971 году возвратился в СССР.
С 1973 по 1975 год — корреспондент Гостелерадио СССР на Кубе.
С 1975 по 1979 год работал в Португалии.
С 1979 года работал в Москве на Центральном телевидении политическим обозревателем и ведущим таких передач, как «Сегодня в мире», «Камера смотрит в мир», «Международная панорама» и «Время».
С 1990 по 1991 вел прямые эфиры «Кто есть кто».
В 1991 году недолго работал в корреспондентском пункте в Италии (сменив на этом месте Юрия Выборнова). После того, как Фесуненко был отозван с итальянского корпункта, Валентин Лазуткин приглашает его работать обозревателем на Иновещание, в отдел вещания на Бразилию.
В 1990-х годах вёл передачи на «Маяке», с 1 сентября 1997 года являлся руководителем бригады понедельника в программе «Доброе утро» на ОРТ. Комментировал финальный матч Чемпионата мира по футболу 1998 года во Франции на ОРТ в паре с Виктором Гусевым. С 2000 года работал исполнительным продюсером телеканала «Доброе утро» на ОРТ.
В начале 2000-х годов работал в прямом эфире на одном из кабельных московских телеканалов. В 2004—2006 годах вёл программу «Главное с Игорем Фесуненко» на «Пятом канале» (Санкт-Петербург)
В последние годы жизни вёл преподавательскую деятельность.
Библиография
- Игорь Фесуненко. Пеле, Гарринча, футбол… — М.: Физкультура и спорт, 1970.
- Игорь Фесуненко. Чаша Мараканы. — М.: Молодая гвардия, 1972.
- Игорь Фесуненко. Пост Леонардо. — М.: Молодая гвардия, 1975.
- Игорь Фесуненко. Бразилия и бразильцы. — М.: Мысль, 1976.
- Игорь Фесуненко. Португалия апрельская и ноябрьская. — М., 1977.
- Игорь Фесуненко. По обе стороны экватора. — М.: Молодая гвардия, 1988.
- Игорь Фесуненко. Бразильский футбол: до и после Пеле. — М.: Газ.-журн. об-ние «Воскресенье», 1998.
- Игорь Фесуненко. Пеле, Гарринча, футбол — 2. — М.: Олимпия Пресс, 2000.
- Игорь Фесуненко. Бразилия, футбол, торсида. — М.: Олма-Пресс, 2003. .
- Игорь Фесуненко. Глубина резкости. Мастер-класс. В 2 книгах. Книга 1. — М.: МГИМО-Университет, 2008.
- Игорь Фесуненко. Глубина резкости. Мастер-класс. В 2 книгах. Книга 2. — М.: МГИМО-Университет, 2008.