Не прошло каких-то пять лет, и на нашем портале «Работники ТВ» наконец-то появляются свои оригинальные материалы. Очень надеюсь, что такие интервью с интересными коллегами по важному поводу будут появляться на портале регулярно.
В ближайшее время мы хотим сделать длинное интервью со сценаристом, режиссером, продюсером, журналистом Оксаной Барковской. Оксана последние годы активно снимает игровые сериалы по подростковой проблематике, в том числе и про буллинг.
Тема этого разговора схожа. Речь пойдет о непонимании между родителями и детьми, об отсутствии диалога между взрослыми и подростками. И о том, как мы (Работники ТВ и кино) можем помочь в решении этой очень сложной и очень эмоциональной проблемы!
27 октября 2021 года платформа Premier, входящая в холдинг Газпроммедиа, позвала нас на премьеру полнометражного документального фильма Лены Ваниной и Кирилла Кулагина «Ещё один длинный день», снятого при участии Фонда «Шалаш».
Смотреть бесплатно фильм — “Еще один длинный день” на Premier
Трейлер — «Еще один длинный день» — трейлер
После показа мы поговорили с создателями фильма.
Лена Ванина.
Журналист, сценарист, режиссер, актриса.
Экс-заместитель главного редактора журнала «Афиша». В качестве журналиста сотрудничала с изданиями «Сноб», «Большой город», Esquire, GQ, Port, «Такие дела». Соавтор сценария сериалов: «Завтра» (2015), «Квест» (2015), «Лондонград» (2015), «Мифы» (2017), «Оптимисты» (2017), «Оптимисты. Карибский сезон» (2020), «Последний министр» (2020), «Выжившие» (2021).
В 2018 году сериал «Оптимисты» получил премию «Золотой орел» как «Лучший сериал». С 2005 года постоянно работает с детьми.
Кирилл Кулагин
Режиссер, Сценарист, Оператор, Монтажер.
Режиссер более пятидесяти рекламных роликов, в том числе для PepsiCo, Cartier, Adrenaline Rush, Lays, Kia, Lexus, Yota, Норильский Никель. Режиссер самого популярного рекламного видео в российском Youtube по версии Google за 2016 год. Проекты с участием Кирилла отмечены наградами RedDot, ADCR, Awwwards, KIAF, премия РУнета, Red Apple, White Square, IDEA, «Событие сезона» Академии российского телевидения, «Лучший неигровой фильм» премии Гильдии киноведов и кинокритиков России.
Оператор и монтажер «Срок. Начало большой истории» (2014)
Сценарист и оператор «Семеро смелых. Mamont Cup 2016» (сериал)
Режиссер и оператор фильма Let It Soul (2018)
Симаков Сергей (Главный редактор портала «Работники ТВ»):
Как родилась идея фильма «Ещё один длинный день»? Как вы искали героев – детей и подростков? Что их объединяет?
Елена Ванина: Когда начался первый локдаун – нам позвонила директор Фонда «Шалаш» Лилия Брайнис и сказала, что им кажется, что подростки очень тяжело переносят карантин, что у нас, у взрослых есть своя собственная воля сказать: мы не будем соблюдать локдаун, мы выходим. Или наоборот – мы будем соблюдать все правила. А подростки остаются в своих семьях. На самом деле – они остаются наедине со своими близкими, наедине со своими проблемами. То есть проблемы, которые ты раньше мог не замечать, потому что у тебя были друзья, школа, миллион всего, на что ты мог отвлечься. А сейчас ты остался со своими проблемами один на один.
Кирилл Кулагин: И важно, что дом был раньше безопасным пространством, куда ты мог уйти от школы, от каких-то превратностей любви, то сейчас школа начинается в 8.00 утра в твоей кровати, и ты ничего не можешь с этим сделать. И все безопасное пространство, что у них было – исчезло.
СС: Ты уже не можешь спрятаться в ракушку! Исчезло единственное интимное пространство?
ЕВ: Да-да. Оно исчезло.
КК: Мы начали снимать этот фильм в локдаун. Наш проект с Фондом «Шалаш» выглядел так: в Инстаграмме мы вместе со звездами – Сашей Бортич, Лизой Монеточкой и другими давали задание, которые должны были выполнить дети: снять видео и выложить у себя в Инстаграмме.
Очень быстро стало ясно, что из большого количества детей, которое участвовало в этой акции, около 2000 со всей России, появились несколько героев, которые готовы.
СС: А это был конкурс? Флешмоб?
ЕВ: Нет-нет. Никакого конкурса. К выполнению этого задания подключилось очень много детей. И мы сказали – те, кто хочет продолжать, мы предлагаем вам записывать такие видеодневники. Мы вам на почту пришлем рекомендации, как снимать.
СС: Технические задания?
ЕВ: Да. Скорее даже помощь, шпаргалки для съемок, а не условия.
КК: Быстро стало понятно, что есть герои, которым очень хочется снимать самим. Им нужно снимать самим. Им не хватает тех заданий, что мы даем. И у нас появилось некоторое количество героев, с которыми мы были все время на связи. И полтора года мы снимали вместе этот фильм. Они сами снимали до недавнего времени.
ЕВ: На самом деле многие откололись. Вначале было очень много героев, потом остались только те, для которых этот фильм был каким-то очень нужным событием.
Вы же видели сами.
СС: Герои менялись!
ЕВ: Герои менялись. Но ты не можешь заставить, даже попросить ребенка быть настолько откровенным!
СС: Вот и я был очень удивлен откровенностью подростков.
ЕВ: Это нужно было им. Этот проект стал для них одновременно и терапией, и близким человеком, который был с ними рядом. Они это чувствовали! Они присылали нам видео. Они писали нам: Лена, Кирилл, я загрузил очередной кусок. Мы отсматривали это видео и понимали, что очень сложное и тяжелое видео для ребенка. Мы с ними делили эти эмоции.
СС: Для меня неким референсом при просмотре «Ещё один длинный день» был фильм Юриса Подниекса «Легко ли быть молодым?» как ни странно. У меня во время показа возникла такая аналогия. Но там был другой масштаб, несколько другие герои.
КК: У Подниекса на них смотрели со стороны автора фильма и оператора. У нас иначе. Когда мы в конце приезжали завершать какие-то линии, то с нами наши герои были другими, нежели, когда они снимали себя сами.
ЕВ: С другой стороны – дети в конце работы настолько нам доверяли, так открылись нам, что можно было снять те вещи, которые были максимально откровенны.
СС: Сколько пришлось отсмотреть материала? И какой процент ваших собственных съемок детей вошел в фильм? Наверное, не более 5 процентов подсъемок?
ЕВ: Мы отсмотрели более 150 часов видео. И в фильме где-то 15 процентов нашего материала, остальное снято самими детьми. Мы только были на связи с героями.
КК: Мы объясняли: как, почему. Что снято не так.
ЕВ: Мы каждый раз спрашивали детей, особенно когда снималась очень сложная конфликтная, очень эмоциональная сцена: ты точно хочешь, чтобы это было в фильме? Одно дело, когда ты так обращаешься со взрослым. И ты можешь быть суровым документалистом. Ты уже это снял, ты на это пошел. Другое дело – ребенок. Для нас главное было – не навредить! Это было очень важно для нас!
И когда на сотый раз нам дети отвечали, что они уверены, только тогда мы вставляли такие эмоционально откровенные видео в фильм.
СС: По-моему, проект требует какого-то продолжения? Точка же не поставлена? Если ли мысли и желания его как-то дальше развивать?
ЕВ: Думаю, что нет. Дальнейшее развитие этого проекта мы видим так: чтобы наш проект развивался в форме разговора.
Сейчас проект будет показан онлайн на платформе Premier. Мы очень рады, что фильм увидят большое количество людей.
Но нам очень хочется привезти героев, собрать их вместе офлайн, поговорить с ними о том, что с ними произошло. Как наладить разговор между родителями и детьми?
Главная задача нашего фильма была показать, что очень часто этот разговор отсутствует не потому, что тебя не любят твои родители, а потому, что они не знают – как с тобой про это говорить! Потому что они боятся! С ними в детстве тоже никто откровенно не говорил. Твой папа и твоя мама тоже были такими же покинутыми детьми!
Вот этот разговор между родителями и детьми нам кажется крайне важным. В этом диалоге мы видим продолжение проекта.
СС: Как вы определяете жанр фильма? Докудрама? Реалити?
Ведь ваш проект может тиражироваться вне зависимости от вашего желания!
КК: Документальный фильм.
ЕВ: Мы будем очень рады, если так будет происходить! Если наш проект начнет жить своей жизнью!
Кирилл Кулагин был вынужден убежать на съемки и разговор продолжился с Леной Ваниной.
СС: Как этот неигровой опыт коррелируется с прежним вашим опытом как сценариста для игрового кино?
ЕВ: Я была довольно долго журналистом. И я долго работаю с детьми. Это моя внутренняя потребность – работать и учить детей.
Мы с Кириллом много занимались с подростками.
Девочка Варя — на ней заканчивается фильм. Она живет с бабушкой на Сахалине. Варя очень хочет уехать учиться в Санкт-Петербург. Она наша с Кириллом ученица. Варя сама захотела участвовать в проекте.
Для меня очень важно быть рядом с подростками, чтобы не забыть себя в их возрасте, чтобы не забыть, что все твои собственные проблемы растут из твоего детства. А с другой стороны мне очень хочется передавать тот опыт, что у меня накопился, тем, кто меня помладше.
СС: Спасибо вам за ваш фильм! Он меня вернул в мое детство и юность. Я невольно окунулся в тот нелегкий эмоциональный, но важный опыт своего взросления. А сейчас, мне кажется, проблема общения родителей и детей, а скорее – отсутствие этого диалога по разных причинам, приобрела еще большую остроту! Мы скрываемся друг от друга за экранами гаджетов!
ЕВ: Я не думаю, что проблема стала острее. Процент несчастных людей – он одинаковый. Всем тяжело жить, тяжело взрослеть, тяжело проходить через какие-то трудности.
Если искусство – кино, литература смогут кому-то помочь, то я буду очень рада!
Саша Бортич после просмотра нашего фильма сказала: если после этого фильма хотя бы один не ударит своего ребенка, то вы уже достигли цели!
А для меня самая высшая цель, чтобы после просмотра нашего фильма хотя бы один ребенок смог бы договорится со своими родителями, смог бы откровенно поговорить с ними о своих проблемах.
И это помимо того, чтобы наш фильм был классным, красивым для зрителей. Для меня более важна его социальная роль.
СС: Еще раз вам спасибо за фильм! Я папа 21-летней дочери и 6-летнего сына. И порой с трудом нахожу общий язык со своими детьми, увы… Удачи вашему проекту!
И будем учиться слушать и слышать тех, кто рядом с нами!