Названы 10 лучших зарубежных комедий за всю историю кино.
Киноканал «Комедия» обнародовал Абсолютный рейтинг лучших зарубежных комедий всех времён. Была использована уникальная методика, позволившая учесть оценки обычных зрителей, мнения критиков ведущих мировых изданий, оказывающих влияние на целую индустрию, кассовые сборы фильмов, а также мнение редакции киноканала «Комедия», вошедшего в ТОП-10 самых рейтинговых кино-сериальных каналов в 2020 году (по данным Mediascope за январь-май 2020 в аудитории 25-49 лет).
В джазе только девушки 36
Аэроплан 28
Это — Spinal Tap! 24
День сурка 23
Энни Холл 20
Мальчишник в Вегасе 19
Один дома 18
Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу 17
Житие Брайана по Монти Пайтон 16
Сверкающие сёдла 15
Для составления рейтинга редакция киноканала «Комедия» изучила мировые тематические медиа: Empire, Time Out, Vulture, BBC, а также специализирующийся на топах YouTube-канал WatchMojo.com с 22,6 млн подписчиков, ресурс Box Office Mojo, отслеживающий кассовые сборы с 1999 года, и, наконец,тщательно проанализировала мнения критиков и оценки пользователей сайтов Rotten Tomatoes, Metacritic, «Фильм Про», IMDb и «Кинопоиск», довершив исследование финальным внутриредакционным голосованием.
При подсчёте баллов учитывалось попадание фильма в топ каждого из ресурсов, положение и вес фильмов в этих списках, а также мнение команды «Комедии», которая всего за 2 года вывела его в ТОП-10 кино-сериальных каналов по среднесуточному времени смотрения среди всего населения старше 4-х лет (38 минут, согласно данным Mediascope за май 2020). В итоге получился Абсолютный топ лучших зарубежных комедий за всю историю кино.
Возглавила рейтинг картина «В джазе только девушки», вышедшая 61 год назад. На второй строчке расположился «Аэроплан», навсегда изменивший вектор карьеры знаменитого комика Лесли Нильсена, который до этого играл только драматические роли. Замыкает тройку лидеров «Это — Spinal Tap!» — псевдодокументальный фильм о несуществующей рок-группе. Только одна картина, попавшая в топ лучших комедий за всю историю, была снята в XXI веке — это «Мальчишник в Вегасе» Тодда Филлипса. Он занял шестую позицию.
В джазе только девушки (1959)
Комедия в «В джазе только девушки» вышла на экраны в 1959 году — для своего времени она была смелой, если не сказать революционной. Голливуд только начал отходить от прежнего кодекса этики — скажем, столько шутить на тему секса или «заставить» персонажа вести себя фривольно тогда было просто невозможно. А здесь и мужчины переодеваются в женское платье, и женщина позволяет себе непристойности. Не говоря уже о том, что одного мужчину, эксцентричного богача, не смущает, что его вторая половина — тоже мужчина. У каждого свои недостатки, помните? Авторы фильма, режиссёр и продюсер Билли Уайлдер вместе со сценаристом Изи Даймондом, пошли на большой риск, но это того стоило. Почти все фразы разобраны на цитаты, песню «I Wanna Be Loved by You», которую исполнила Мэрилин Монро, знает, кажется, каждый, а эпизоды, где герои Тони Кёртиса и Джека Леммона изображают на публике двух скромных дам, вызывают смех и сейчас.
Аэроплан (1980)
Фарсовая комедия «Аэроплан» — это пародия на все фильмы-катастрофы сразу. Самолётом некому управлять — в заложники экипаж взяло… пищевое расстройство, и сесть за штурвал приходится простому парню. Помогает ему любимая (она стюардесса) и загадочный доктор Румек. Для Лесли Нильсена роль доктора, который, какую бы глупость ни делал, сохраняет серьёзное лицо, стала знаковой. Прежде он играл драматические роли, а в «Аэроплане» все увидели его талант комика. Фильм отбил свой крохотный бюджет в 3,5 млн долларов уже в первые дни проката. Всего он заработал 150 млн, что было неожиданностью для создателей — тестовые показы прошли без особого восторга. «Аэроплан» встречается во всех рейтингах ведущих изданий, и чаще всего он находится в первой тройке лучших комедий. Empire считает, что «Аэроплан» — это «чистейшая, четырежды очищенная комедия со скоростью три весёлых шутки в минуту, идеальная смесь сюрреализма, остроумия, пародии и вдохновенных физических приколов».
Это — Spinal Tap! (1984)
Вместе с фильмом «Это — Spinal Tap!» появился термин мокьюментари. Определение вошло в обиход благодаря режиссёру Робу Райнеру. Он назвал свой фильм «мокьюментари», подражая слову «рокьюментари», которое обозначает документалки о жизни рок-звёзд. Герои фильма Райнера — участники хэви-металл-группы. Камера всюду следует за ними — на сцену или вечеринку, на репетицию или в гастрольный автобус. «Spinal Tap» подпускают к себе совсем близко. Например, дают интервью в ванной, не прогоняют оператора в разгар скандала с подружкой и не скрывают раздражения из-за неудач. Публика смеялась, видя в героях черты известных рокеров, известных своим нелепым, а порой и неадекватным поведением. Энергия «Spinal Tap» оказалась такой силы, что вырвалась наружу, за пределы экрана: после съёмок «группа» ещё выступала с концертами, а через несколько лет записала два альбома.
День сурка (1993)
«День сурка» не классическая комедия, когда смешно, только потому что герой совершает глупость или попадает в нелепую ситуацию. То, что происходит с метеорологом Филом Коннорсом, если подумать, совсем не весело. Герой Билла Мюррея застрял во временной петле. Он не может покинуть маленький городок, куда приехал по работе, чтобы узнать «предсказание» сурка о том, когда же наступит весна. Каждый день — это проклятое 2 февраля. Но приём повтора рождает смех. Да и сам главный герой — обаятельный циник, то и дело отпускающий остроты. Неудивительно, что картина удачно прошла в прокате. Она продержалась на экранах в США 18 недель (из них 7 — была в первой десятке), бюджет (около 15 млн долларов) отбила в первые четыре дня и по итогам года стала 13-й по сборам в Северной Америке. Но Американская киноакадемия «День сурка» оставила даже без номинаций. В итоге большая премия у фильма одна — британская BAFTA за сценарий.
Энни Холл (1977)
В фильме «Энни Холл» есть все элементы фирменного стиля Вуди Аллена. Главный герой (его играет сам Аллен) — ворчун-интеллектуал, который и хотел бы радоваться жизни, но вечно мучается её несовершенством. Действие происходит в Нью-Йорке, в родном городе режиссёра. Диалоги смешные, но отнюдь не поверхностные, их много, и даже бытовые темы вдруг получают философский разворот. Именно благодаря этой картине Аллена перестали считать просто режиссёром комедийного жанра — публика оценила эмоциональную глубину истории. Фильм заработал в прокате 40 млн долларов (и это при бюджете в 4 млн!) и получил четыре «Оскара» — за лучший фильм, лучший сценарий, лучшую режиссёрскую работу и за главную женскую роль, которую здесь исполнила Дайан Китон. Кстати, настоящая фамилия актрисы — Холл, а Энни — её прозвище.
Мальчишник в Вегасе (2009)
Оригинальное название фильма Тодда Филлипса — Hangover, т.е. «Похмелье». И оно у персонажей мощнейшее. Они совсем не помнят, что вчера было: откуда в их номере отеля в Вегасе появились тигр и младенец, и куда исчез друг, ради которого мальчишник и затевался. В итоге ребята проходят хитрый квест, чтобы вовремя доставить-таки кореша на свадьбу. Команда фильма проявила недюжинную изобретательность, чтобы все эти безумные перемещения по Вегасу смотрелись свежо, оригинально и, главное, уморительно смешно. Труд был вознаграждён. Сборы «Мальчишника в Вегасе» составили почти 470 млн долларов, что позволило занять десятую строчку в рейтинге самых кассовых фильмов 2009 года и получить два продолжения.
Один дома (1990)
Прижимающий к щекам ладони и неистово орущий мальчик, — точно один из самых узнаваемых образов в кино. Народная любовь накрыла маленького Кевина (и исполнителя его роли Маколея Калкина) сразу, как он появился на экранах. В 1990-м фильм стал хитом проката — он заработал около 480 млн долларов и занял второе место по итогам года, уступив только «Приведение» с Патриком Суэйзи и Деми Мур. Но и сейчас, когда комедию «Один дома» транслируют по ТВ, переключить просто невозможно. Хотя ты и знаешь наперёд, какую ещё подставу парень подготовил для воришек, которые пробрались в дом.
Житие Брайана по Монти Пайтон (1979)
Для уникального стиля, в котором шутили британские комики из группы «Монти Пайтон», в Оксфордском словаре есть даже специальное слово pythonesque. Оно означает сюрреалистический юмор. Нередко грубый, он строится на нелогичных сравнениях и ловко балансирует между хамской глупостью и остроумием. «Монти Пайтон» интеллигентно высмеивали невежество и лицемерие, разного рода клише, закостенелый взгляд на вещи. Их скетчи из телевизионного шоу «Летающий цирк Монти Пайтона», которое выходило в 1969-1974 годах, цитируют и сегодня. «Монти Пайтон» мы обязаны термину «спам» — в одном скетче комики обыграли навязчивую рекламную кампанию консервов, использовав это слово больше 100 раз. Считается, что именно эта комик-группа оказала самое большое влияние на современную западную сатиру. Саша Барон Коэн, создатели ситкомов «Симпсоны», «Рик и Морти» и «Южный парк» черпают вдохновение в творчестве скетч-группы. «Житие Брайана по Монти Пайтон», где по сюжету одного чудаковатого парня по ошибке принимают за мессию, — это зубодробительное сочетание чёрного юмора и политической сатиры вкупе с шутками на религиозную тему. Не всем фильм пришёлся по вкусу: например, его запретили к показу в нескольких странах. Но только это не помешало ему в итоге регулярно мелькать в подборках лучших комедий за всю историю кинематографа.
Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу (1963)
«Доктор Стрейнджлав» вышел на экраны в разгар Холодной войны, спустя всего пятнадцать месяцев после Карибского кризиса, когда обстановка в мире всё ещё была накалена до предела. Поэтому можно себе представить, какой эффект имела картина, где американский генерал-параноик внезапно решает начать ядерную атаку на СССР. Стэнли Кубрику удалось точно передать то чувство страха перед глобальной катастрофой, которое все тогда разделяли. И поскольку режиссёр работал в жанре комедии, он сумел показать безответственность и глупость тех, у кого есть доступ к «красной кнопке», в виде ядовитой сатиры.
Сверкающие сёдла (1974)
«Сверкающие сёдла» — это дерзкая пародия на все классические вестерны разом, авторы которых в своих произведениях создавали мифы о Диком Западе. Здесь шериф является единственным чернокожим среди белого населения. Он должен «разобраться» с изворотливыми дельцами, которые задумали полностью снести город, чтобы построить новую ветку железной дороги. В фильме обладателя «Оскара», великого комедиографа Мела Брукса, есть сатира на вечные беды общества — расизм, коррупцию, жадность. Как пишет Vulture, «большинство фильмов не могут изобразить непреходящую правду о расе, поле, трайбализме, политике, дружбе и метеоризме и с десятой долей мужества или великолепия лучшего фильма Мела Брукса».