Не стало Игоря Кириллова

Поделиться в соцсетях:
Слов в тексте - 1053, время чтения в минутах - 6

Как сообщил Первый канал — 30 октября 2021 года от тромбоза нижних конечностей скончался Игорь Леонидович Кириллов советский и российский теле- и радиоведущий, диктор Центрального телевидения Гостелерадио СССР (1957—1991), актёр, тележурналист; лауреат Государственной премии СССР (1977), Народный артист СССР (1988).


Игорь Леонидович родился 14 сентября 1932 года в Москве в семье военнослужащего, инженер-майора Леонида Михайловича Кириллова (1904—1979) и библиотекаря завода им. И. Сталина Ревекки Вениаминовны Кирилловой (1901—1995). Поступил во ВГИК, окончил первый курс, но в силу обстоятельств вынужден был уйти. В 1955 году окончил Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина.

В 1955—1957 годах — актёр Московского театра драмы и комедии (ныне Театр на Таганке).

С июля 1957 года начал работу на телевидении в Шаболовском телецентре помощником режиссёра Музыкальной редакции Центрального телевидения Гостелерадио СССР. Работал также как режиссёр-постановщик, литературовед, киновед. Через два с половиной месяца после прихода на телевидение вышел в эфир, победив на конкурсе дикторов. Именно он сообщил советским телезрителям в октябре 1957 года о запуске первого искусственного спутника Земли, а в апреле 1961-го — о полете Юрия Гагарина.

 

Обладал «фирменным», легко узнаваемым тембром голоса (низким «серебристым» баритоном). Член КПСС с 1961 года.

Был диктором программы «Время» более 20 лет. Последний раз вёл эту программу 30 декабря 1989 года. Работал в качестве комментатора, репортёра, ведущего развлекательных программ на ЦТ СССР.

Возглавлял дикторский отдел на Первом канале с 1968 года по 1989 год.

Сейчас вы видите, что ведущие политических, информационных программ читают текст, который утвержден или даже написан самим выступающим (это не имеет значения) по суфлеру. Суфлер играет положительную роль — в том, чтобы соблюдать хронометраж, но, к сожалению, он снижает естественное, человеческое, свойственное каждому в его артистической природе. Поэтому такого живого, сопереживающего глаза, тональности мы уже не чувствуем. А вы заметили, что темп речи сейчас убыстрился? Ни во Франции так быстро не говорят, ни в Испании. Такое ощущение, что мы стали совершенно нерусскими людьми, ведь русская речь подразумевает раздумье, второй план, паузы…
Важно не просто нести информацию, а всё-таки быть человеком, который вместе с вами сопереживает то, о чем вам рассказывает. Констататоры фактов и есть дикторы. Я не хочу критиковать молодое поколение ведущих, но многие из них как раз напоминают Диктора Дикторовича и Дикторину Дикторовну, тех, что работают на вокзале: «С пятой платформы отходит поезд номер семь, Москва-Бердичев».

Часто выступал с новогодним обращением к народу вместо руководства страны.

  Не стало Светланы Светличной

 

Вёл программы «Песня года» (1971—1975), «Экслибрис», «Спутник телезрителя», «Взгляд», «Телескоп» и вечерний канал «ВИD представляет», работал для международной версии «Первого канала», художественным руководителем канала «Деловая Россия».

С 1965 года до конца 1980-х годов вёл (часто в паре с А. Н. Шатиловой) телевизионную трансляцию парадов на Красной площади.

C 1992 по 1994 год — комментатор, с 1994 по 2000 год — консультант службы генерального продюсера ЗАО «Телекомпания ВИD».

До 2006 года ежегодно вёл трансляцию парадов Победы 9 мая. С 1996 по 2011 год читал текст в ежегодной минуте молчания 9 мая.

С апреля 1995 года до смерти — диктор-консультант Отдела телевизионного производства Дирекции оформления эфира «Первого канала» (до 2 сентября 2002 года — ОРТ). Озвучивал анонсы канала, программу передач. Также озвучивал некоторые передачи, выходящие на «Первом».

Готовые слова должны вырываться по-настоящему из сердца, из души, из мозга и т. д. В общем человек должен думать, думать и говорить. А не просто – говорить. И поэтому, все слова, которые произносятся, в основном сейчас (я имею в виду телевидение), они очень пустые. Они не наполнены человеческим пониманием и оценкой. Я не говорю о каких-то чувствах и прочем, нет. Я хочу, чтобы человек, у которого есть возможность через микрофон, через камеру, так сказать, обратиться к своему объекту, чтобы он очень четко давал свою гражданскую, человеческую, мужскую или женскую оценку тому факту, о котором он говорит; той истории, которая его взволновала. Чтобы он был естествен в своем состоянии перед микрофоном. И в то же время был настроен на человека, который его слушает.  Слова, они произносятся не просто так, а после того, как человек их продумает и оценит.

На церемонии открытии памятника физику А. М. Прохорову. 9 июля 2015 года
Вёл преподавательскую деятельность в Институте повышения квалификации работников радио и телевидения (ныне Академия медиаиндустрии).

Профессор, академик Международной академии театра и кино. С 1974 года — член Союза журналистов СССР. С 2004 года — член Российской академии телевидения.

  В Москве успешно закончился 44 Международный студенческий фестиваль ВГИК

 

Периодически появлялся на телевидении, участвовал в программах «Давно не виделись», «Кто хочет стать миллионером», «Сегодня вечером», «В наше время», «Угадай мелодию» и других, озвучивал различные рекламные ролики или снимался в них.

24 ноября 2012 года провёл один выпуск телепередачи «Абракадабра» на «Первом канале».

Потерян темпоритм русской речи. Такое ощущение, что у ведущей что-то не в порядке с животом (может, огурец съела и молоком запила?) и она очень торопится в туалет — так и тянет предложить ей «мезим». А у нас темпоритм был определенный, потому что мы знали: нас смотрят и слушают люди, которые плохо знают русский язык, — например, в среднеазиатских и прибалтийских республиках. Да и в российской глубинке плохо усваивали смысл, если темп речи превышал 12-14 строчек в минуту. А сейчас гонят по 20 строчек, в результате получается абракадабра. Нельзя просто так пробалтывать текст. Я уже не говорю о подаче. Сейчас ведь сплошь и рядом нарушается одно из главных правил: ни в коем случае нельзя начинать программы новостей с негатива, еще и постоянно подчеркивать его! У людей создается впечатление, что мы живем если и не в эпоху Апокалипсиса, то в самый его канун.

Вёл программу «Не время» на радио Юмор FM с А. Н. Шатиловой.

Портал «Работники ТВ» выражает искренние соболезнования родным и близким ушедшего!

Награды и звания

Заслуженный артист РСФСР (03.10.1968)
Народный артист РСФСР (21.04.1982)
Народный артист СССР (05.08.1988)
Государственная премия СССР (1977) — за художественно-публицистическое освещение общественно-политических событий в ВТП «Время»
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (16.11.2011) — за большие заслуги в развитии отечественного телевидения и многолетнюю плодотворную деятельность
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (27.11.2006) — за большой вклад в развитие отечественного телерадиовещания и многолетнюю плодотворную деятельность
Орден Почёта (29.06.2018) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, средств массовой информации, многолетнюю плодотворную деятельность
Орден Дружбы народов (14.11.1980) — за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады
Орден Трудового Красного Знамени
Медаль «В память 850-летия Москвы»
Благодарность Президента Российской Федерации (31.10.2005) — за заслуги в подготовке и проведении праздничных мероприятий, посвящённых 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Почётный приз Российской академии телевидения «ТЭФИ» — «за личный вклад в развитие отечественного телевидения» (1998)
Почётный титул «Человек-эпоха» (2001).

  Не стало Светланы Светличной

Фильмография
1960 — Девичья весна — корреспондент
1962 — Голубой огонёк (фильм-спектакль) — ведущий
1963 — Голубой огонёк (фильм-спектакль) — диктор
1963 — Октябрь (фильм-спектакль) — читает стихи
1964 — Голубой огонёк (фильм-спектакль) — ведущий
1964 — Голубой огонёк. 25 лет советскому телевидению (фильм-спектакль) — ведущий
1967 — Пополам — ведущий
1991 — Семь дней с русской красавицей — диктор ЦТ (камео)
1997 — Старые песни о главном 2 — ведущий «Голубого огонька»
2000 — Зависть богов — камео
2006 — Парк советского периода — камео
2006 — Кинофестиваль, или Портвейн Эйзенштейна — камео
2008 — Другое лицо — камео

Озвучивание
1956 — Любовь с первого взгляда — Марио де ла Роса (роль О. Миранды)
1960 — «Белая пряжка» — поручик Иржи Янда (роль Ян Поган)
1965 — Выстрел
1986 — Досье человека в «Мерседесе» — диктор
1990 — Случаи (анимационный) — читает текст
2003 — Козлёнок в молоке — диктор телевидения

Участие в фильмах
1987 — Дети XX съезда (документальный)
2005 — Анна Шилова (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
2008 — Обожжённые славой (документальный)

В культуре
В 1995 году принял участие в розыгрыше с прямым эфиром для тележурнала «Нос».
Голос И. Кириллова открывает песню «Russians» британского певца Стинга. В фонограмме использован фрагмент одного из выпусков программы «Время». Также его голос был использован в песнях группы Depeche Mode «I Want You Now» и «To Have and To Hold».[источник не указан 1095 дней]
И. Кириллов читает стихи, звучащие в песне «Сталинский сокол» группы «Несчастный случай» (альбом «Mein Lieber Tanz»).

В публикации использованы материалы Википедии.

 

 

Поделиться в соцсетях:
Работники ТВ