На 77-м году жизни после продолжительной болезни ушёл из жизни выдающийся британский режиссёр и сценарист Алан Паркер.
Сэр Алан Уильям Паркер (англ. sir Alan William Parker; 14 февраля 1944, Лондон — 31 июля 2020) — британский кинорежиссёр и сценарист, председатель Британской режиссёрской гильдии и основатель британского Комитета по делам кино.
Часто самые волшебные моменты в кино — это те, что говорят нам о самых простых вещах
Алан Паркер родился в Лондоне.
Каждый день по дороге в школу в Ислингтоне (район в Лондоне) я проходил дом с голубой табличкой «Здесь в 1903 году жил Владимир Ильич Ленин». В десять лет меня это бесконечно интриговало… Кстати, по некоторым сведениям, Ленин болел за «Тоттенхэм». Просто нашего «Арсенала» тогда еще не было в Ислингтоне…
Из рекламного бюро пришел на телевидение, где также занимался рекламой. Снял несколько короткометражек. Первый полнометражный фильм «Багси Мэлоун» (Bugsy Malone, 1976), стилизация под гангстерский фильм с актерами-детьми и стреляющими кремом автоматами, был с интересом встречен в Канне.
Моя философия — это Вуди Аллен наоборот. Я люблю новых людей, новые города. Свое восхищение ими ты надеешься передать и фильму. То есть я за то, чтобы всегда подвергать истории проверке новым местом. Так ты сохраняешь свежесть воображения.
Следующая картина «Полуночный экспресс» (Midnight Express, 1978) о страданиях молодого американского случайного наркокурьера в турецкой тюрьме своим полускандальным успехом выдвинула молодого режиссёра в первые ряды англо-американской режиссуры.
Достоевский? Ну да, у меня в кино — сумасшедшие, больные и обездоленные… Помню, как в школе я стоял перед всем классом и полчаса им рассказывал о Достоевском. Я его обожал. Но наш учитель сказал, что, во-первых, я претенциозен, а во-вторых, «идиот». Тогда меня это, конечно, расстроило. Но теперь-то я понимаю, в чем ирония!
В дальнейшем Паркер проявил себя прежде всего как профессионал, снимая фильмы в самых разнообразных жанрах — от мюзикла о студентах Нью-Йоркской высшей школы искусств, такие как «Слава» (Fame, 1980) до семейной драмы («Иди на обман», 1982). «Пинк Флойд — Стена» (Pink Floyd — the Wall, 1982) — оригинальный, визуально решенный в духе телерекламы фильм-видеоклип по альбому рок-группы «Пинк Флойд». «Птаха» (Birdy, 1985, Большой специальный приз жюри МКФ в Канне) философская драма о ветеране вьетнамской войны, в результате посттравматического шока вообразившем себя птицей. В 2002 году награждён Орденом Британской империи.
Как бы мы ни боялись экстремизма — исламского или любого другого, — никогда больше никакая догма не сможет подавить свободу слова
Председатель Британской режиссёрской гильдии и основатель британского Комитета по делам кино.
Что твой фильм пытается сказать? Этот вопрос всегда должен сидеть в голове у режиссера
Почитал талант Андрея Тарковского, поэтому в своей картине «Сердце ангела» (1987) обыграл знаменитую сцену из «Зеркала», в которой с потолка шёл дождь — у него с потолка течёт кровь.
Люди обожают слушать истории. По двум причинам. Хорошая история о каком-то человеке, семье, другой культуре утверждает тебя — к твоей пользе, или наоборот, в твоих жизненных устремлениях. С другой стороны, в каждой истории — о каком бы далеком от тебя предмете в ней ни шла речь — всегда есть какой-то жест, чувство, резонирующее с твоей собственной жизнью
Умер 31 июля 2020 года.
Портал «Работники TV» выражает искренние соболезнования родным и близким режиссера.
В публикации использованы материалы Википедии.
Фильмография
1976 — Багси Мэлоун / Bugsy Malone
1978 — Полуночный экспресс / Midnight Express
1980 — Слава / Fame
1982 — Пристрели Луну / Shoot the Moon
1982 — Стена / Pink Floyd — The Wall
1984 — Птаха / Birdy
1987 — Сердце ангела / Angel Heart
1988 — Миссисипи в огне / Mississippi Burning
1990 — Посмотри на рай / Come See the Paradise
1991 — Группа «Коммитментс» / The Commitments
1994 — Дорога на Вэлвилл / The Road to Wellville
1996 — Эвита / Evita
1999 — Прах Анджелы / Angela’s Ashes
2003 — Жизнь Дэвида Гейла / The Life of David Gale
Награды
1985 Гран-при Каннского кинофестиваля (Птаха — 1984)
премия BAFTA
1977 — лучший сценарий (Багси Мэлоун)
1979 — лучший режиссёр (Полуночный экспресс)
1992 — лучший режиссёр (Группа «Коммитментс»)
1992 — лучший фильм (Группа «Коммитментс»)