Фрагменты из фильмов «Любовь и голуби», «Афоня» и «Бриллиантовая рука» россияне пересматривают в интернете чаще всего. Также в знаменитых советских комедиях зритель зачастую любит возвращаться не к самым смешным эпизодам, а к лирическим или даже трагическим моментам фильма, и не с главными героями, а с персонажами второго плана. Это выяснил телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция».
Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» проанализировал популярные советские комедийные фильмы на предмет самых просматриваемых сцен. Для анализа были выбраны рейтинговые картины «Мосфильма», а при составлении шорт-листа учитывалось мнение программной дирекции телеканала. При анализе запросов в социальных сетях и поисковых сервисах были выявлены эпизоды, которые люди пересматривают чаще всего. В результате получился рейтинг самых популярных сцен советских фильмов:
1. «Любовь и голуби» – Раиса Захаровна приходит объясниться с Надей.
2. «Афоня» – Танцплощадка.
3. «Бриллиантовая рука» – неудавшееся соблазнение Семён Семёныча.
4. «Девчата» – песня «Старый клён».
5. «Ирония судьбы, или С легким паром!» – пьяный Ипполит.
6. «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» – сцена суда над Сааховым.
7. «Иван Васильевич меняет профессию» – обворованный Шпак.
8. «Служебный роман» – Верочка учит Калугину правильной походке.
9. «Москва слезам не верит» – Гоша возвращается к Катерине.
10. «Джентльмены удачи» – Игра в шахматы в гостинице.
Любовь и голуби
«Ах, ты, … ты крашена»
В фильме «Любовь и голуби» самым популярным стал момент встречи двух соперниц – Раисы Захаровны и Нади. Только за последний месяц люди искали ключевую фразу этой сцены почти 4 000 раз. В сценарии была прописана не только словесная перепалка, но и драка женщин. Но чтобы не опошлять картину, было решено отыграть эпизод, просто показав героиню Людмилы Гурченко, сидящей на холодильнике, и оторванный помпон в руках у Нади. Также в этом фильме зрители часто пересматривают кадриль Бабы Шуры и Дяди Мити, где проявился уникальный комедийный талант Сергея Юрского и Натальи Теняковой; эпизод, когда Надежда читает письмо Василия, а также довольно серьёзный момент – когда Василий возвращается домой с «курорта», а сын встречает его с топором в руках.
Афоня
«Это энергичный танец»
Для съёмок сцены на танцплощадке Георгию Данелии нужна была довольно корпулентная актриса, но была утверждена худенькая Татьяна Распутина. Чтобы увеличить формы героини, костюмеры подложили в бюстгальтер пакеты с манной крупой. И ставший после этого довольно тяжёлым предмет нижнего белья завязали на спине узлом. Так и родилась знаменитая сцена. По запросу «Это энергичный танец» в популярной социальной сети можно найти более 2 000 различных видео. Также зрители часто пересматривают момент с Федулом (Бронислав Брондуков) – «Мне Афоня рубль должен». Кроме того, зрителям очень нравится сказочно-лиричный финал картины – хеппи-энд с коронной фразой «Афанасий, мне кто-то позвонил, и я подумала, что это вы!».
Бриллиантовая рука
«Не виноватая я… он сам пришёл!»
В «Бриллиантовой руке» чаще всего зрители пересматривают эпизод с неудавшимся соблазнением Семён Семёныча. Роль преступной красавицы Анны Сергеевны сделала Светлану Светличную секс-символом СССР. Фразу «Не виноватая я… он сам пришёл!» только за месяц запрашивали почти 2 000 раз, а в другом исследовании телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция» её узнали 85% аудитории. Вторым по популярности в этом фильме стал эпизод перепалки турецких контрабандистов, включающий популярную фразу «Цигель-цигель, ай-лю-лю», – известно, что язык для спора актёры придумали сами. А также эпизод, когда героиня Нины Гребешковой говорит: «У тебя там не закрытый, а открытый перелом».
Девчата
«Отчего, отчего, отчего мне так светло?»
В фильме «Девчата» самым просматриваемым фрагментом стала лирическая сцена, когда парни провожают девушек домой. На экране звучит песня «Старый клён», которую исполнили актёры Люсьена Овчинникова и Николай Погодин – исполнители ролей Кати и Сашки. За эту песню Александра Пахмутова получила 1-ю премию на Всесоюзном смотре творчества молодых композиторов 1962 года. Кроме того, зрители любят пересматривать эпизоды взаимоотношений Тоси и Ильи, особенно популярна сцена, когда она прогоняет его из столовой: «Отойдите от кухни. А то… А то… У меня ложки пропадают».
Ирония судьбы, или С легким паром!
«Тёпленькая пошла»
В самой знаменитой новогодней комедии чаще всего зрители пересматривают эпизод с пьяным Ипполитом и его знаменитыми фразами: «Как скучно мы живём… мы перестали лазить в окна к любимым женщинам», «Какая гадость эта ваша заливная рыба» и особенно «О, тёпленькая пошла». Сцену в душе снимали в павильоне «Мосфильма», и из крана все время лилась холодная вода. Когда она стала тёплой, Юрий Яковлев, сыгравший Ипполита, искренне этому удивился. Эпизод так и вошел в картину. Также популярными в фильме являются сцены, где Павел зовет Женю в баню, рассказ Нади о своей неудачной личной жизни и эпизод со стихотворением «С любимыми не расставайтесь».
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
«Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!»
В комедии Леонида Гайдая зрители чаще всего пересматривают фрагмент из зала суда, когда начинается процесс над товарищем Сааховым и троицей Трус-Балбес-Бывалый. Фраза из этой сцены «Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!» ушла в народ. Правда «Кавказская пленница» стала последним фильмом Гайдая, где появилось знаменитое трио. Также популярными моментами из этого фильма стали: исполнение песни «Если б я был султан…» и перечисление Балбесом меню Нины: «Три порции шашлыка — выбросила в пропасть».
Иван Васильевич меняет профессию
«Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая… три… куртки»
Самая популярная сцена фильма «Иван Васильевич меняет профессию» – перечисление обворованным Шпаком украденного, впоследствии ставшее крылатым выражением: «Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая… три… куртки». За последний месяц эту фразу запрашивали в поисковике более 500 раз. Роль Шпака исполнил Владимир Этуш, высказывания которого и в обычной жизни становились афоризмами. Например, «Театр — это праздник, и туда нельзя допускать пошлость». Также пересматривают сцену, в которой Иван Васильевич остаётся в квартире Шурика один и слушает песню в исполнении Владимира Высоцкого «Эх, раз, да ещё раз…».
Служебный роман
«Мужчины такую женщину не пропускают»
Самый просматриваемый момент фильма «Служебный роман» – как Верочка обучает Калугину модно одеваться, следить за своей внешностью, а главное – правильно держать себя, «походке пантеры перед прыжком». В пьесе секретарша Верочка была длинноногой красоткой, но в фильме на эту роль Рязанов взял свою любимую актрису – Лию Ахеджакову. «Когда урок Калугиной — как надо завлекать мужчин, нравиться им, какую походку следует выбрать, как одеваться — даёт Лия Ахеджакова, это в сто раз богаче, интереснее, сложнее и смешнее», — писал режиссёр в своей книге «Неподведённые итоги».
Москва слезам не верит
«Как долго я тебя искала»
Самый популярный эпизод фильма «Москва слезам не верит» – это финал, когда Катерина говорит Гоше: «Как долго я тебя искала». Кстати, судьба главной героини в некоторых моментах похожа на жизнь министра культуры Екатерины Фурцевой. Она тоже училась в химико-технологическом институте и осталась одна с маленькой дочкой на руках, когда её бросил муж. Также часто пересматривают эпизод, когда вахтёрша в исполнении Зои Фёдоровой произносит фразу «Хэллоу, общежитие слушает», ставшую одной из визитных карточек картины.
Джентльмены удачи
«Лошадью ходи, век воли не видать»
Самым популярным моментом «Джентльменов удачи» стала игра в шахматы рецидивистов и скучающего отдыхающего в исполнении Анатолия Папанова. Зрители помнят не только фразу «Лошадью ходи, век воли не видать», но и следы от банок на спине Папанова. Ещё одним часто пересматриваемым моментом «Джентльменов удачи» стал эпизод, в котором Косой отхлёбывает шампунь вместо одеколона. Кстати Савелию Крамарову, исполнителю этой роли, пришлось пить настоящий шампунь: реквизиторы так и не нашли замены.
Сцены выбраны на основе данных Яндекса, Вконтакте и других сервисов.