6 ноября, в 21:30 на телеканале «Россия» – премьера четвёртого сезона популярной киносаги, посвящённой судьбе великой императрицы «Екатерина. Фавориты».
Это продолжение истории о царствовании и личной драме самой могущественной и независимой женщины на российском престоле. В роли Екатерины – Марина Александрова.
СИНОПСИС
1779 год. Императрица Екатерина II (Марина Александрова) – на пике своего величия. В Европе её уже все именуют Великой с подачи влиятельной княгини Дашковой (Анна Ковальчук), которая впоследствии возвращается в Россию и становится ближайшей сподвижницей императрицы. Светлейший князь Потёмкин (Владимир Яглыч), бывший фаворит, венчанный супруг Екатерины, остается её верным соратником и фактически вторым лицом в государстве. Однако личная жизнь государыни, как и прежде, полна страстей и любовных интриг. Отныне под чутким руководством Потёмкина новые фавориты Екатерины то и дело сменяют друг друга. И один из них, Александр Ланской (Сергей Новосад), становится её настоящей любовью. Но судьба приготовила императрице новые испытания… Несмотря на то, что её сердце разбито, Екатерина не забывает о масштабных государственных планах. И среди них – манифест о престолонаследии. Государыня решает передать трон внуку Александру, минуя законного наследника – своего сына Павла (Павел Табаков). Но цесаревич не собирается уступать своих прав и будет бороться до конца! Начинается новая схватка за власть…
ИСТОРИЯ ЛЮБВИ. ИСТОРИЯ РОССИИ
Многосерийный фильм «Екатерина. Фавориты» – новая глава из грандиозного цикла «История любви. История России». На телеканале «Россия» с большим успехом вышли картины, посвящённые судьбам Ивана Третьего и Софии Палеолог («София»), Ивана Грозного и Елены Глинской («Грозный»), Бориса Годунова и Марии Скуратовой («Годунов»). Эта трилогия охватывает события XV-XVII веков. В сериале «Елизавета» показан закат эпохи Петра Первого и юные годы его дочери, ставшей впоследствии императрицей Елизаветой Петровной. Над сериалом «Елизавета» работала практически та же съёмочная группа, которая во главе с режиссёром-постановщиком Дмитрием Иосифовым создавала одни из самых рейтинговых проектов телеканала: «Екатерина. Взлёт» и «Екатерина. Самозванцы» – вторую и третью части масштабной исторической эпопеи. Первую часть снимали режиссёры Александр Баранов и Рамиль Сабитов. Все три фильма исторической эпопеи «Екатерина» были высоко оценены не только в России, но и за рубежом, переведены более чем на 20 языков и показаны более чем в 100 странах. Четвёртая часть «Екатерина. Фавориты» завершает историю любви и власти самой знаменитой женщины на престоле России.
- 2014 г. «Екатерина» (реж. Александр Баранов и Рамиль Сабитов.). История о превращении скромной прусской принцессы Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской в Великую императрицу России. Приехав в Россию по приглашению Елизаветы Петровны, юная принцесса, перешедшая в православие и получившая имя Екатерина Алексеевна, становится супругой племянника императрицы Петра III. Однако не только не находит любви в браке, но и оказывается в опасности быть сосланной в монастырь. После смерти Елизаветы Екатерине не остаётся ничего, кроме как устроить переворот.
- 2016 г. «Екатерина. Взлёт» (реж. Дмитрий Иосифов). Екатерина Алексеевна царствует уже шестой год. Ей приходится бороться с угрозой войны, в то время как при дворе против неё зреет заговор. С государственными заботами тесно переплелись любовные интриги: за сердце Екатерины сражаются Григорий Орлов, отец её незаконнорожденного сына, и молодой офицер Григорий Потёмкин.
- 2019 г. «Екатерина. Самозванцы» (реж. Дмитрий Иосифов). Правление Екатерины оказалось под большой угрозой. Идёт война с Турцией, которая может обернуться для России либо удачным миром, либо сокрушительным поражением. Неожиданно о своих притязаниях на российский престол заявляет княжна Тараканова, выдающая себя за дочь Елизаветы Петровны. А также разгорается крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачёва – ещё одного самозванца, объявившего себя Петром Третьим, чудом выжившим мужем Екатерины.
- Режиссёром нового сезона киносаги «Екатерина. Фавориты» выступил Дмитрий Петрунь («Офицерские жены», «Торгсин»).
Дмитрий Петрунь, режиссёр:
Мне нравится возиться с историческими, костюмными картинами, я с большим удовольствием на них соглашаюсь. Мне всегда интересны исторические личности, которые управляют государством, в подчинении которых находятся миллионы людей, интересен мотив их поступков в той или иной ситуации. Здесь можно провести много различных параллелей, и это тоже для меня важно, потому что тогда и контакт со зрителем происходит плотный и честный. Большим плюсом было и то, что это финальный сезон, некая точка. И ставить её надо было интересно: сделать какие-то выводы вместе с главной героиней, подвести итоги жизни великого исторического персонажа и позволить себе осмысление прожитой истории.
ЕКАТЕРИНА
В роли Екатерины Второй вновь предстала Марина Александрова. Впервые актриса появилась на экране в образе великой императрицы в 2014 году в сериале «Екатерина», рассказывавшем о восхождении юной принцессы на престол. В 2016 году на экраны вышел второй сезон «Екатерина. Взлёт», продолживший историю бурного екатерининского века, полного свершений, сражений, коварных заговоров и сердечных привязанностей. Третий сезон сериала «Екатерина. Самозванцы», вышедший в 2019 году, посвящён драматическим событиям, когда правление государыни Екатерины Алексеевны подверглось серьёзной опасности.
Марина Александрова (Екатерина II):
Мы начали снимать киносагу о Екатерине девять лет назад, и вот уже четвёртый сезон! Без зрительского успеха история сериала не получилась бы такой длинной. Екатерина – невероятная историческая личность, которая, безусловно, достойна внимания потомков, она не напрасно вошла в историю как Екатерина Великая. Будучи немкой, став абсолютно русской, проведя тридцать с лишним лет на троне, она действительно сделала гораздо больше для России, чем многие правители до и после неё. Каким-то образом судьба подарила мне шанс сыграть эту замечательную женщину, и я безумно счастлива. Моя героиня занимает особое место не только в моей творческой биографии, но и в жизни в целом. Екатерина многому меня учит: подглядывая за ней, я что-то беру себе, а что-то отвергаю в своей жизни. Но Екатерина – это не только я, это большое количество людей, стоящих за моей спиной, которые мне помогали воплощать этот образ и быть наиболее близкой к исторической действительности. Я очень благодарна всей съёмочной группе. И, конечно, зрителям!
Дмитрий Петрунь, режиссёр:
Я очень симпатизирую Марине Александровой. Она авантюристка! Она ломала стереотипы, предлагала парадоксальные ходы той или иной сцены, не боялась быть некрасивой в кадре. Всё это очень помогало истории. В двух последних сериях у Марины был наисложнейший пластический грим, нанесение которого занимало три часа каждую смену. Во время этого долгого процесса она на телесном, физическом уровне проникалась своей героиней и на площадке играла очень чётко, подробно, без гротеска. Всё было очень достойно. Это же финал жизни величайшей императрицы, осознание ею всех своих поступков, того, что что-то было не сделано, что-то не доделано, где-то она ошибалась. И в этом плане сама Александрова была жестока по отношению к своей героине, где-то её осуждала. Я видел, что Марина специально уходила от образа великой императрицы России, хозяйки огромной Руси в образ стареющей женщины, в жизни которой было много трагического, приходящих-уходящих мужчин, предательств, измен, – женщины, которая, в конечном итоге, осталась одна.
ФАВОРИТЫ ЕКАТЕРИНЫ
Сериал «Екатерина. Фавориты» рассказывает о семи фаворитах императрицы. На самом деле их было гораздо больше, но авторы сосредоточились на определённых личностях более пристально, подробно исследуя их истории, чтобы понять, как менялась сама Екатерина с приходом в её жизнь того или иного персонажа.
Дмитрий Петрунь, режиссёр:
Было бы ошибкой воспринимать фаворитов поверхностно, просто как неких мальчиков для любви. Это было совсем не так. Это были люди, которые привносили довольно многое, как в личную жизнь Екатерины, так и в жизнь страны. Это были люди, которые творили историю России!
Сергей Новосад (Александр Ланской):
Я благодарен этому проекту за возможность работать с такой прекрасной актрисой, как Марина Александрова. Она очень профессиональна, отзывчива и внимательна к партнёрам. Но, если честно, до начала работы над проектом я ничего не знал об Александре Ланском. Поэтому мне предстояло провести огромную работу при подготовке к роли: изучить биографию моего персонажа, политический контекст того времени, и, что самое важное, мне нужно было понять, какие отношения были у Ланского и Екатерины ll.
Дмитрий Гудочкин (Александр Мамонов):
Однажды я совершенно случайно увидел отрывок какого-то исторического сериала, зацепился взгляд, стало интересно, начал про него узнавать. И тут вдруг меня пригласили на кастинг в исторический проект. Я и не предполагал, что речь именно об этом кино, что это новый сезон сериала «Екатерина». Да, случайности не случайны! Конечно, я слышал про Мамонова, но только то, что эта фамилия маячила в списке фаворитов Екатерины. Подробностей его жизни и судьбы я не знал. Оказалось, что Александр Матвеевич был личностью незаурядной. К императрице испытывал не только личную глубокую привязанность, но и считал своим долгом сопровождать её всюду, был этаким телохранителем и службу эту нёс с великой честью.
Станислав Тикунов (Иван Корсаков):
Это интересный исторический проект с замечательным режиссёром: с Дмитрием мы давно знакомы, я уже снимался у него в одной из главных ролей. Играть реального исторического персонажа, конечно, ответственно. Но важно же было показать его характер, исходя из написанного сценария. В любом случае мы никогда не узнаем детально, как жили люди того времени, сколько бы ни штудировали литературы и ни посещали музеев. В первую очередь они были живыми: они жили и дышали, хотели чего-то, как живём, дышим и хотим сегодня мы.
Никита Крахмалёв (Платон Зубов):
Платон – самый молодой фаворит Екатерины, он на тридцать восемь лет младше государыни. И её последний фаворит. Почти всё окружение было против того, что Екатерина проявила какую-то симпатию к нему. И, судя по тому, как их общение происходило, можно сказать, что он был крайне сомнительным, местами даже неприятным персонажем. Но, если я скажу, что он её не любил, я совру. Если скажу, что он её любил и никакого расчёта под это не подставлял, я тоже совру. Слишком много граней у этих чувств, тем и интереснее было играть. Подобная двойственность в персонаже – подарок для актёра, поэтому я с удовольствием погрузился в эту историю.
ОКРУЖЕНИЕ ЕКАТЕРИНЫ
В четвёртом сезоне к своим ролям вновь вернулись Владимир Яглыч (князь Потёмкин), Михаил Горевой (тайный советник Шешковский), Павел Табаков (Павел Первый). Но также появилось и много новых исторических персонажей. Анна Ковальчук сыграла подругу и сподвижницу императрицы Екатерину Дашкову, а роли главных противников государыни – графа Александра Строганова и крупнейшего книгоиздателя Николая Новикова – исполнили Дмитрий Астрахан и Алексей Колган.
Дмитрий Петрунь, режиссёр:
Артисты, которые снимались в предыдущих сезонах, очень мне помогали в работе. Они уже в некоторой степени хозяева этого сериала и сами тянули свои образы дальше, развивали, порой даже те или иные сцены проговаривали без меня, обсуждали с новыми, молодыми актёрами стилистику. А с Павлом Табаковым, как мне кажется, вообще можно делать отдельный сезон под названием «Павел». Мне очень понравились его финальные сцены, когда его персонаж коронуется, когда понимает, что получает империю, как внутренне перестраивается на хозяина страны. Это было сильно сыграно! Павел очень серьёзно набрал, стал солидным, умным актёром. Наверное, я сейчас большой аванс даю, но, мне кажется, он превращается в своего папу… А ещё к нам присоединилась Анна Ковальчук в роли княгини Дашковой. Я всегда восторгаюсь артистами, которые умеют меняться в соответствии с новой средой. Их не так много. Но Аня – из таких. У неё есть очень известные экранные образы – следователь Мария Швецова, булгаковская Маргарита. И я боялся, что этот бэкграунд потянется и сюда. Но шлейф этих образов не переходит с ней в другие проекты, у нас даже шуток по этому поводу не было на площадке. Я чувствовал её внутреннее перестроение, интуитивное. Аня – огромный талантище!
Анна Ковальчук (Екатерина Дашкова):
Это большая ответственность, когда в первый раз в жизни приступаешь к исторической роли. Но, опираясь на свой опыт, я понимала, какое это счастье – раскрыть образ этой всем известной умнейшей, интеллигентнейшей женщины, посвятившей себя науке, и погрузиться в историю и литературный материал, который обогащает тебя лично. Я очень благодарна проекту за эту возможность, а также – за знакомство с людьми, которые вызывают у меня глубокое уважение. И благодарна себе, потому что оцениваю на пятёрку свою личную работу, погружение и отдачу. Я очень люблю этот проект и очень жду его! Конечно, какие-то знания о Дашковой у меня были, но когда я стала углубляться, то поняла, что не так много нам известно об этой прекрасной личности. Я, честно говоря, мало знала о личной жизни Дашковой, и для меня стало открытием, что она всю жизнь была предана одному мужчине, которого невероятно любила. И помимо того, что она стала первой женщиной, возглавившей Академию наук, у неё была масса других заслуг. Её главной мечтой было служить России, служить матушке-государыне. И она всё делала для того, чтобы Россия получила ещё больше могущества и развития. Но, снимая исторические проекты, мне кажется, самое важное – осветить путь человека, не настаивая при этом на своём личном видении, на предвзятом отношении к каким-то историческим событиям и не давая никакую оценку. Донести до зрителя, что исторические персонажи – это не что-то неживое и ненастоящее, а интересные, манкие, глубокие, странные, другие и в то же время такие же, как мы, люди.
Владимир Яглыч (Григорий Потёмкин):
Сериал «Екатерина» – это внушительная часть моей жизни: прошло уже девять лет, как я принимаю в нём участие. Но, мне кажется, в сезоне «Фавориты» новому режиссёру Дмитрию Петруню удалось дать ему новое дыхание, новое звучание. И, на мой взгляд, этот сезон будет наиболее интересен зрителю, поскольку персонажи стали мудрее, старше – это уже не те молодые повесы, каким был и Потёмкин, когда впервые пересёкся с императрицей. Здесь мы уже вступаем в эпоху, когда они все стали большими государственными деятелями, принимали достаточно крупные решения, играли важную роль в политике и были одними из основателей государственного вектора того времени как такового вместе с Екатериной. Мне кажется, сериал обязательно нужно посмотреть, потому что тут есть возможность понаблюдать и за отношениями героев, и за политическими интригами, но главное – узнать историю своей страны!
Павел Табаков (Павел Первый):
Мой персонаж – Павел Первый – нелюбимый сын от нелюбимого мужа. У него всегда были достаточно плохие отношения с матерью. Но тут он узнаёт, что Екатерина хочет перешагнуть через него и сделать наследником престола своего внука – сына Павла, Александра. Но при этом видит, что с возрастом она становится более безвольной, более зависимой от тех людей, которые её окружают, видит, как они ею пользуются. И из-за злости и желания ей отомстить, Павел готов пойти на радикальные меры, чтобы получить то, что ему принадлежит по праву. Становится более нервным, более колким. Это было очень интересно играть.
Михаил Горевой (Степан Шешковский):
С этим сезоном завершается мой личный, состоящий из трёх частей, так как в первом сезоне я не принимал участие, роман под названием «сериал «Екатерина»». Все эти годы матушка-государыня меня и удивляла, и кормила, но главное, делала богаче духовно, потому что на этом пути я встретил настоящих людей. Ну а Марина Александрова так и вовсе – моя звезда, моя императрица! Мой герой – Степан Иванович Шешковский – начальник Тайной экспедиции, которого ещё называли домашним палачом Екатерины. И я, как домашний палач, серьёзный человек, уверяю зрителей, что четвёртый сезон «Фавориты» будет самым любопытным. Это действительно хорошая история об истории государства российского.
ЭПОХА ЕКАТЕРИНЫ
За воссоздание эпохи отвечали Сергей Воробьёв, художник-постановщик всех сезонов «Екатерины», и Роман Корбан, присоединившийся к работе над сериалом в третьем сезоне в качестве ассистента художника по костюмам, а в четвёртом –выступив уже художником по костюмам.
Сергей Воробьёв, художник-постановщик:
Нас всего двое, кто прошёл этот путь – все сезоны сериала «Екатерина» – от начала до конца: Марина Александрова и я. На данный момент это, пожалуй, мой самый серьёзный проект. За это время, конечно, и опыт накопился, и фактура, и те ошибки, которые были в первом сезоне, я старался не совершать. Режиссёр Дмитрий Петрунь хотел больших пространств, бесконечных просторов. Любил проехать камерой через макет корабля в кабинет Потёмкина, например. Ещё он обращал внимание на мелкие детали на крупных планах, на натюрморт, так сказать. И мы с помощью разных ухищрений, операторских приёмов, специальных линз старались всё это воплотить в декорации, строительство которой вела архитектор Нина Русских. Я считаю, получилось красиво. Ещё одной особенностью этого сезона стало то, что крымские сцены в этот раз мы снимали на Кавказе. Но в этом даже были свои плюсы. Под Кисловодском мы нашли долину речки, которая является границей между Кабардино-Балкарией и Карачаево-Черкесией. Там место пустынное, дороги грунтовые, никакой цивилизации – именно то, что нам надо. Единственное, не было моря, но его нарисовали на графике.
Роман Корбан, художник по костюмам:
К этой части истории о жизни Екатерины уже и мода поменялась, и форма у солдат, и вообще многие исторические вещи, так что вся работа велась с нуля – надо было найти и создать все костюмы на эту эпоху. Естественно, какие-то элементы перешли из предыдущих сезонов, чтобы была состыковка: например, жилетка Екатерины, её ожерелье, которое делали для третьего сезона. Но их было немного совсем. Более того, в этом сезоне было несколько смен костюмов, так как императрица показана уже и пожилой, и совсем состарившейся. Все наряды Екатерины воспроизводили по её портретам, написанным современниками: красное, синее, мундирные платья, плащ, шуба. Костюмы, конечно, были тяжёлыми, но они и в ту эпоху такими были. И облегчить их для актрис было невозможно. Без корсета платье не наденешь – оно не будет сидеть, без панье будет смотреться как халат, из синтетики не сошьёшь: даже в волшебном мире кино шёлк и бархат – а это тяжёлые ткани – подделать в кадре невозможно. В общем, было непросто, но интересно. Мы все очень старались. И я горжусь абсолютно всеми нашими костюмами.
Анна Ковальчук (Екатерина Дашкова):
Как только мы впервые встретились с режиссёром, он мне сразу сказал, что Дашкова была жутко некрасивой женщиной. Так о ней говорили современники. И в первый же съёмочный день мне клеили седые волосы, делали какой-то грим. Но очень быстро мы поняли, что это была ошибочная оценка: женщина такой природы и биографии не может быть некрасивой. На мой взгляд, она была невероятно хороша собой. Во всяком случае, я пыталась это транслировать, и, мне кажется, режиссёр пошёл мне на встречу. Так что мы не стали ничего особенного делать, и в итоге мой грим занимал минут семь, а причёска – ещё минут пятнадцать. Что касается костюмов, то они все были великолепные. А больше всего мне запомнился костюм, в котором я должна была скакать на лошади на Кавказе – прекрасные брюки, великолепные, специально сшитые сапоги… Но, к сожалению, эту сцену отменили, и этот костюм, который мне больше всего подошёл и понравился, остался только в моей памяти.
Сергей Новосад (Александр Ланской):
Погрузиться в то время, облачиться в эти костюмы было очень интересно. Костюм, в первую очередь, помогал держать правильную осанку. Мой персонаж – человек военный, поэтому осанка, а точнее, военная выправка, является важной чертой Александра Ланского.
Дмитрий Гудочкин (Александр Мамонов):
В работе над историческим проектом грим и костюм едва ли не главные помощники в создании образа. Самочувствие меняется, когда ты облачаешься в одежды той или иной эпохи. Так и здесь: будто нутро подстраивается под батистовую рубаху, камзол, кафтан, кюлоты, в случае моего персонажа – под военный мундир и сапоги, происходит волшебное превращение. Однако никогда не стоит забывать, что хоть эти люди и жили много лет назад, они такие же, как и мы сегодняшние, с теми же проблемами, заботами, так что, несмотря на инкрустированные бриллиантами пуговицы, играть нужно живого человека, а не условный портрет или фарфоровую статуэтку.
Станислав Тикунов (Иван Корсаков):
Роскошный костюм той эпохи сразу придаёт стать, осанку, ощущение котурнов на ногах. Плюс у меня тогда были длинные волосы – это придавало «павлиньей» стати моему герою. Подготовка к роли началась за два месяца до съёмок, я вспоминал навыки фехтования и обучался игре на скрипке – никогда раньше не держал в руках этот музыкальный инструмент.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
- Съёмки проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, а также в окрестностях Кисловодска – там снимались все крымские сцены.
- Все эпизоды у Чёрного моря снимались на пляже Финского залива под Санкт-Петербургом.
- В Москве съёмки проходили в интерьерах и экстерьерах усадьбы Кусково и дворцово-парковом ансамбле Царицыно. Екатерининский зал в Царицыно, который ещё называют Золотым, выступил в роли тронного зала Зимнего дворца. Также съёмки проходили в природно-историческом парке Кузьминки-Люблино, а Гатчину «нашли» в музее-усадьбе Люблино, известном также как усадьба Дурасова.
- Интерьеры дворца Екатерины – её спальня, будуар, рабочий кабинет, комната прислуги, столовая, залы, анфилада, а также интерьеры Бахчисарайского дворца, дворца Топкапы, застенков Петропавловской крепости, трактира, гостиничных номеров, кабинетов были выстроены в павильоне общей площадью 1000 квадратных метров.
- В съёмках было задействовано 57 предметов антикварной мебели – подлинной, дорогой, с историей. Весь реквизит для этого сезона брался в аренду, и лишь подвески на канделябры были специально изготовлены из искусственного хрусталя.
- Кареты Екатерины были полностью сконструированы на даче у художника-постановщика. Но так случилось, что им пришлось остаться там до зимы, поэтому перевозить кареты на съёмочную площадку пришлось частично на санях.
- Для достижения портретного сходства исполнительницы главной роли с Екатериной Великой в этом сезоне нанесение пластического грима занимало около трёх часов, при этом также использовались специальные линзы, а руки гримеры «старили» живописью, прорисовывая синие жилки.
- У Екатерины было около 30 костюмов, потому что показано несколько её возрастов. Только ночных рубашек было 4. Они все шились индивидуально.
- Во время съёмок было использовано около 500 костюмов: около ста изготавливались самостоятельно, ещё сотню брали в аренду, и около 300 пришло из Европы – Испании и Италии.
- Самый тяжёлый костюм был у княгини Дашковой (Анна Ковальчук): расшитое камнями платье со шлейфом весило около 9 килограммов. А общий вес всех костюмов, использованных в сериале, превышал 2 тонны.
- Вся военная форма австрийских офицеров, а также мундиры Фридриха Великого и короля Англии отшивались полностью «с нуля».
- Адмиральский мундир Потёмкина восстанавливался по его портрету, полностью повторяя расположение орденов, аксельбантов и других деталей.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Екатерина II (урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, в православии Екатерина Алексеевна) – императрица и Самодержица Всероссийская (1762-1796). Родилась 21 апреля 1729 года в Пруссии. С детства обучалась иностранным языкам, танцам, географии, богословию и прочим предметам. В 1745 году была выдана замуж за великого князя Петра Федоровича (впоследствии Петра III), который оставался к ней равнодушным. Выбор в пользу Екатерины сделала императрица Елизавета Петровна, которая искала для своего племянника подходящую жену, способную произвести на свет будущего наследника российского престола. В 1754 году у Екатерины с Петром III родился первенец, которого нарекли Павлом I. В 1757 году у четы родилась дочь Анна, которая умерла в младенчестве. Нелюбовь мужа и болезнь Елизаветы I ставили под угрозу жизнь Екатерины в России. Её в любой момент могли выслать из страны или заточить в монастырь. Воспользовавшись поддержкой гвардейского полка, в 1762 году она свергла своего мужа и стала самодержавной правительницей государства. В своей политике Екатерина II старалась подражать Петру I, активно осуществляя реформы. При ней Россия стала могущественной державой. Екатерина расширила границы страны, подняла мощь армии и флота, увеличила численность населения, содействовала культурному развитию. Благодаря ей в России были основаны многие библиотеки, музеи и академии. В ноябре 1796 года императрица перенесла инсульт, после которого уже не оправилась. Екатерина Алексеевна была похоронена в Петропавловском соборе.
Премьера многосерийного исторического фильма «Екатерина. Фавориты» 6 ноября в 21:30 на телеканале «Россия».
Производство: «КОСМОС студио»
Генеральные продюсеры: Антон Златопольский, Александр Акопов, Наталия Шнейдерова
Главный продюсер: Игорь Марин
Ведущий продюсер: Сюзанна Муазен
Авторы сценария: Елена Лисасина, Юсуп Разыков, Валерия Задереева
Режиссёр-постановщик: Дмитрий Петрунь
Оператор-постановщик: Никита Семенов
Художник-постановщик: Сергей Воробьев
Художник по костюмам: Роман Корбан
Художник по гриму: Нина Кравчук
В ролях: Марина Александрова, Владимир Яглыч, Павел Табаков, Михаил Горевой, Анна Ковальчук, Диана Милютина, Сергей Новосад, Станислав Тикунов, Софья Шуткина, Николай Иванов, Дмитрий Астрахан, Игорь Иванов, Алексей Колган и другие.