Что могут кинокамеры VariCam

Поделиться в соцсетях:
Слов в тексте - 1230, время чтения в минутах - 7

(источник — tvkinoradio.ru)

Кинокамеры Panasonic до недавнего времени не были представлены в России, если не считать камкодера AG-DVX200, но его назвать полноценной кинокамерой можно с натяжкой. Теперь ситуация изменилась. Для нас открылся доступ к линейке VariCam, которая пополнилась новой компактной VariCam LT, обладающей множеством характеристик флагманской модели VariCam 35.
О перспективах кинокамер Panasonic в России мы попросили рассказать директора подразделения профессионального видеооборудования по регионам Европа, Россия и СНГ Panasonic System Communications Company Europe Андре Метериана (Andre Meterian).

Андре МетерианАндре Метериан: «До сих пор мы не представляли наши кинокамеры на российском рынке. Стратегия компании при выходе VariCam 35 была – не предоставлять новый продукт сразу по всему миру. Кинокамера VariCam 35 сначала была заявлена в Голливуде, Западной Европе и Болливуде в Индии. С новой кинокамерой VariCam LT мы как раз заходим на рынок стран СНГ и видим в нем большой потенциал.

Камера VeriCam LT на ​стенд компании Panasonic на «CPS/Cinema Production Service» / Фото: Виктор ВытольскийКамера VeriCam LT на ​стенд компании Panasonic на «CPS/Cinema Production Service» / Фото: Виктор Вытольский

Наши кинокамеры подходят для съемок художественных фильмов, сериалов, рекламных клипов. У нас есть сейчас продукт, который можем предложить вашему рынку, и мы уверены, что он будет востребован».

Николай Шатин, инженер Panasonic RUS на мастер-классе оператора-постановщика Маттиаса Боллигера / Фото: Виктор ВытольскийНиколай Шатин, инженер Panasonic RUS на мастер-классе оператора-постановщика Маттиаса Боллигера / Фото: Виктор Вытольский

22 марта в Санкт-Петербурге на киностудии «Ленфильм», а 23 и 24 марта в Москве на территории студии «АМЕДИА» в рамках 13-ой специализированной выставки оборудования и услуг для теле- и кинопроизводства «CPS/Cinema Production Service» прошли мастер-классы практикующего швейцарского оператора-постановщика Маттиаса Боллигера (Matthias Bolliger), который поделился своим опытом работы с VariCam 35 и новой VariCam LT. На мастер-классе он показал фрагменты работ, снятых на VariCam 35 и VariCam LT.

Маттиас Боллигер (член Немецкой киноакадемии)Маттиас Боллигер (член Немецкой киноакадемии): «В последнее время я работал над несколькими проектами художественных и документальных фильмов. Мой принцип во всем искать новую точку зрения. Я много экспериментировал, снимал на очень хорошие камеры ARRI Alexa, но в полной обвязке она весит 22 кг. Тогда решил поискать более легкие устройства с более простой настройкой. И только в прошлом году открыл для себя VariCam 35 – камеру со снаряженным весом в 15 кг с беспроводной передачей видеосигнала. Основное преимущество VariCam над аппаратами среднего ценового сегмента – она передает очень реалистичную и стильную картинку с минимальным освещением. У нас был сложный эпизод с введением новой актрисы. Она должна была выглядеть очень сексуально. И мне понравилась передача телесных цветов. Камера справилась с поставленными задачами – даже при смене ISO, то есть и на темных, и на светлых планах цветовой тон кожи не менялся. Для меня качество изображения кинокамеры VariCam LT неотличимо от старшей модели. У новой тот же сенсор и та же самая обработка. Основное отличие от VariCam 35 – это габариты и вес. Она практически вдвое легче и дешевле».

Кинокамера VariCam LT адаптирована под работу с одним оператором. В стандартной комплектации оборудована байонетом EF, что делает производство экономичнее. Опционально поставляется переходник для кинообъективов PL. В базовый комплект входит только корпус, верхняя ручка и панель управления, которую можно разместить на камере или около нее.

Дополнительные опции:

  • видоискатель (может подойти и видоискатель SDI другого производителя),
  • два варианта плечевых упоров,
  • крепление объектива PL,
  • ручка дистанционного управления,
  • держатель микрофона.
Обе камеры (и 35-я, и LT) оснащены функцией записи с двойным кодеком, позволяющей записывать первичный (или основной) кодек и меньший по размеру файл прокси. Каждая камера оснащена встроенной функцией цветокоррекции и поддерживает кодеки AVC-Intra 4K и Apple ProRes.

​Мастер-класс оператора-постановщика Маттиаса Боллигера / Фото: Виктор Вытольский​Мастер-класс оператора-постановщика Маттиаса Боллигера / Фото: Виктор Вытольский

В дополнение к основному кодеку VariCam LT может сохранять файлы на карту памяти SD. Эта функция позволяет, например, вести запись с разрешением 4K без цветокоррекции с помощью V-Log на основную карту ExpressP2 и одновременно файлы HD с цветокоррекцией – на флэш-карту SD. Данные основной записи используются для создания окончательного материала, а прокси файл – для просмотра и автономного редактирования. Наименование и временной код каждого файла будут в точности совпадать.


С использованием кодека с внутрикадровой компрессией для производства фильмов AVC-Intra 4K422 камера VariCam LT может вести съемку с разрешением 4K (4096 x 2160) или UHD (3840 x 2160) на карту ExpressP2. Емкость 256 ГБ позволит работать с разрешением 4K и частотой кадров 23,98 к/с примерно в течение 90 минут. Максимальная частота кадров в режиме 4K (4096×2160) или UHD (3840×2160) составляет 60 к/с. При этом во время съемки сцен с быстрым движением получается плавное изображение с высоким разрешением.

Камера VariCam 35 / Фото: Виктор ВытольскийКамера VariCam 35 / Фото: Виктор Вытольский

Камера VariCam 35 / Фото: Виктор ВытольскийКамера VariCam 35 / Фото: Виктор Вытольский

Камера VariCam LT / Фото: Виктор ВытольскийКамера VariCam LT / Фото: Виктор Вытольский

Для съемки с разрешением 2K VariCam LT поддерживает кодек AVC-Intra 2K444/2K422/2K-LT. Для съемки с HD разрешением VariCam LT поддерживает кодеки AVC-Intra 444/422/100/LT и Apple ProRes 4444/HQ.

При разрешении 2K (2048×1080) и HD (1920×1080) для получения эффекта замедленного движения может быть использована скоростная съемка 240 к/с. Результат достигается путем уменьшения зоны сканирования светочувствительной матрицы. Частоту кадров можно менять в диапазоне 1-120 к/с в режиме AVC-Intra 2K 422 и в диапазоне 120-240 к/с в режиме AVC-Intra 2K-LT.

Рассуждая об особенностях работы с VariCam LT, Маттиас Боллигер отдельно остановился на особенностях высокой светочувствительности камеры.

Маттиас Боллигер: «В каких случаях я использую ISO 5000? VariCam LT имеет два режима нативной чувствительности ISO: 800 и 5000. При установке ISO 5000 камера обеспечивает очень высокую чувствительность при сохранении низкого уровня шума. Он практически идентичен режиму ISO 800. Эта функция стала возможной благодаря использованию двух независимых аналоговых контуров в каждом пикселе, расположенных перед цепью усиления. Такая функциональность является принципиально новой для съемок при слабом освещении, и мы получаем вполне качественную, реалистичную картинку с деталями. С помощью этой камеры можно снимать ночью в ситуациях, когда свет невозможно выставить. В криминальных сценах часто используют ультрафиолетовый или синий свет и потом требуется постобработка.

VariCam LT, в отличие от VariCam 35, оснащена встроенным съемным инфракрасным (ИК) светофильтром. Это позволяет работать ночью на натуре с разрешением 4K, что идеально для съемки дикой природы. Кроме того, ИК-фильтр может быть использован при дневном свете в качестве творческого инструмента для получения уникального изображения».

В камерах VariCam 35 и VariCam LT есть предустановленные LUT’ы (Look Up Table, настроечные таблицы, выправляющие логарифмическую гамма-кривую V-Log), что позволяет гибко настраивать цветокоррекцию, вывод изображения, либо подкорректировать картинку в постпроизводстве. Есть возможность создавать LUT сразу на площадке. LUT-таблицу можно использовать как внешнюю, так и интегрированную в камеру. Есть два типа LUT – это СDL (Color Decision List) и более сложный 3D LUT. Второй вариант дает более гибкую настройку, например, чтобы править экспозицию, уменьшать насыщенность в светлых тонах, полностью менять оттенок. Эти LUT’ы могут действовать одновременно. Вы можете создать и загрузить свой собственный LUT. Для этого в камере предусмотрена дополнительная SD-карточка, на которую загружается LUT, который камера распознает.

VariCam LT имеет цветовой охват V-Gamut, дающий более широкую цветовую гамму, чем пленка. V-Gamut также включает в себя все цветовое пространство стандарта BT 2020.


Гамма-кривая V-Log обеспечивает запись более 14 ступеней динамического диапазона и упрощает расширенную цветокоррекцию на постпроизводстве. Новой функцией VariCam LT, которой нет в VariCam 35, является наличие пяти файлов сцен. Режим VariCam-LOOK (V-LOOK) – особая настройка, предназначенная для создания изображения кинематографического качества без необходимости выполнения цветокоррекции. К функциям VariCam LT также добавлена недавно разработанная гамма-кривая, которая позволяет различать детали в более широком тональном диапазоне в рамках цветового пространства Rec 709. Настройки гаммы V-709 обеспечивают тона, пригодные для просмотра на стандартных мониторах, а функция BC-LOOK создает изображение, имитирующее традиционную телевизионную картинку.

Со многими задачами  VariCam LT справляется ничуть не хуже VariCam 35
Маттиас Боллигер (Оператор, член Немецкой киноакадемии)Маттиас Боллигер (оператор, член Немецкой киноакадемии)​ / Фото: Виктор Вытольский

Маттиас Боллигер: «Для многих моих целей и задач это так. Согласитесь, что на риге или коптере – это лучший вариант. Но для студийных съемок VariCam LT не подходит – у нее нет прямого выхода 4К, она не поддерживает 4К444, что особенно важно в виртуальных зеленых комнатах. Надо понимать, что VariCam LT – бюджетная камера, и часть функций старшей модели в ней ограничена. К тому же VariCam 35 тоже развивается».

Камера VariCam 35 / Фото: Виктор ВытольскийКамера VariCam 35 / Фото: Виктор Вытольский

Благодаря новым прошивкам добавлен новый функционал:

  • поддержка кодека Apple ProRes 4444,
  • поддержка анаморфотной оптики,
  • запись V-Raw и др.
  • Для сравнения вот уникальные характеристики VariCam 35:
  • кодек AVC Intra 4К 444 12 бит,
  • максимальная частота кадров в разрешении 4К 120 к/с,
  • выход 4К SDI (4 разъёма BNC)
  • запись изображения в трех вариантах одновременно – 4К, HD и прокси.
Резюмировал Боллигер сравнение двух кинокамер так: для быстрой, оперативной работы лучше использовать VariCam LT, а для постановочной и вдумчивой – старшую модель VariCam 35.
Поделиться в соцсетях:
Работники ТВ