Россияне назвали свои любимые фильмы Никиты Михалкова.
«Свой cреди чужих, чужой cреди cвоих» оказался самым любимым фильмом Никиты Михалкова у российского зрителя. При этом в ТОП-5 не оказалось ни одной картины, снятой режиссёром после 2000 года.
К юбилею одного из самых знаменитых отечественных режиссёров – 21 октября Никите Михалкову исполняется 75 лет – киноканал «Мосфильм. Золотая коллекция» выяснил, какие режиссёрские работы мастера россияне любят больше всего. Возглавил пятёрку лидеров фильм «Свой cреди чужих, чужой cреди cвоих». Эту картину назвали любимой 50% опрошенных. На втором месте оказалась лента «Родня» (33%). На третьем расположилась «Неоконченная пьеса для механического пианино», за неё проголосовало 32%. Замыкают рейтинг драмы «Утомлённые солнцем» и «Пять вечеров». За них проголосовали 30% и 25% опрошенных соответственно.
_____________
Свой cреди чужих, чужой cреди cвоих (50%)
Родня (33%)
Неоконченная пьеса для механического пианино (32%)
Утомлённые солнцем (30%)
Пять вечеров (25%)
_____________
Онлайн-опрос проводился киноканалом «Мосфильм. Золотая коллекция» (совместный проект «Цифрового Телевидения», медиахолдинга ВГТРК и крупнейшего российского киноконцерна «Мосфильм») в октябре 2020 года. Пользователям сети предлагалось выбрать из семнадцати полнометражных художественных фильмов, снятых Никитой Михалковым, три любимых. Было опрошено 1115 человек.
Двадцатый век, насыщенный трагедиями, потрясениями и крутыми поворотами истории, становится для режиссёра настоящим центром притяжения. От гражданской войны и «оттепели» — до 80-х. Действие фильма «Свой cреди чужих, чужой cреди cвоих» развивается в неспокойное для страны время после Гражданской войны 1920-х. В «Утомлённых солнцем» Михалков исследует роковой 1936 год, время начала политических репрессий. Картина «Пять вечеров» переносит нас в период «оттепели», а «Родня» — в переломные 80-е. Эти картины, словно кусочки паззла, складываются в единый портрет эпохи.
Свой cреди чужих, чужой cреди cвоих (1974)
«Свой cреди чужих, чужой cреди cвоих» — знаковая картина как для 70-х, так и для всего отечественного кинематографа. Это культовая история о пятерых друзьях, которые вступили в смертельную схватку с бандитами, ограбившими поезд с золотом. Дебютная полнометражная работа Никиты Михалкова, соединившая в себе детектив, вестерн и боевик, была очень новаторской. Молодой режиссёр сразу заявил о себе как о мастере жанрового кино, создав лихой «советский истерн». Фильм проложил дорогу в большое кино Юрию Богатырёву, Александру Калягину, Сергею Шакурову и Александру Пороховщикову. По-новому раскрылся талант и Александра Кайдановского.
Неоконченная пьеса для механического пианино (1977)
В 1977 году «Неоконченная пьеса для механического пианино», снятая по мотивам произведений Антона Чехова, была восторженно принята зрителями. Критики же и вовсе окрестили её «лучшим фильмом о русской интеллигенции». «Неоконченная пьеса…» успешно прошла и в мировом прокате, получив главный приз Международного киносмотра в Сан-Себастьяне и премию на фестивале в Чикаго.
Родня (1982)
«Музыка играет, кобра дома — семейное счастье! Спасибо всем!». «Родня» сразу же стала народным фильмом. В Марии Коноваловой — героине Ноны Мордюковой и её разномастных родственниках многие узнавали себя. Впрочем, продолжают узнавать и сейчас… Картину о сложных взаимоотношениях близких людей растащили на цитаты. Композиция «Полёт на дельтаплане», написанная композитором Эдуардом Артемьевым специально для фильма, впоследствии стала хитом Валерия Леонтьева. А вот худсовет поначалу отнёсся к фильму с осторожностью и потребовал от Михалкова внести около 200 правок, сильно искажающих сюжет. Однако после того, как картину лично посмотрел Андропов и пришёл от неё в восторг, «Родне» дали «зелёный свет».
Утомлённые солнцем (1994)
«Утомлённые солнцем» — шедевр, признанный во всём мире. Драма о судьбе комдива Сергея Котова и одной из самых печальных страниц в истории нашей страны получила одновременно премию «Оскар» и гран-при Каннского фестиваля, что является беспрецедентным фактом в истории российского кино. Кстати, по телевидению фильм был впервые показан 21 октября 1995 года — в 50-летний юбилей Никиты Михалкова, ровно 25 лет назад.
Пять вечеров (1979)
Драма «Пять вечеров», снятая по мотивам одноимённой пьесы Александра Володина, — классика отечественного кино. История любви шофёра и работницы завода попала прямо в зрительские сердца. Правда, Александр Володин не сразу дал согласие на экранизацию. По его мнению, Михалков был слишком молод, чтобы передать атмосферу 50-х годов. Но режиссёр сумел убедить его в обратном. После выхода фильма его герои стали всеобщими любимцами. Станислав Любшин за роль в «Пяти вечерах» получил звание лучшего актёра 1979 года и приз на международном фестивале во Франции.