В аккаунте Инстаграм МХАТ сегодня сообщили:
Скорбная весть: вечером 10 апреля на 97 году жизни не стало Эмиля Григорьевича Верника, народного артиста России, легендарного главного режиссёра литературно-драматического вещания Всесоюзного радио, доцента Школы-студии МХАТ, нашего родного человека.
Завершилась долгая, яркая, насыщенная большими событиями жизнь. Она не была безоблачной, но совершенно точно была счастливой. С раннего детства Эмиль Верник мечтал стать артистом и стал им, несмотря на тяготы и скитания военных лет, на которые выпала его юность. Ему повезло найти своё призвание – режиссура на радио, театр у микрофона; он был признанным богом эфира: более двухсот радиопостановок, работа с великими мастерами, спектакли, вошедшие в «золотой фонд». Семья Эмиля Григорьевича была примером гармонии и невероятной любви. Его дети пошли по его стопам, выбрав своею судьбою театр. Его энергии и жизнелюбия хватило почти на век…
С Художественным театром Эмиль Верник был связан всю жизнь. В ГИТИСе он учился у знаменитого мхатовца Василия Орлова, его диплом подписан одной из основательниц МХТ Ольгой Книппер-Чеховой. Будучи студентом, работал монтировщиком в филиале МХАТ на улице Москвина, а став режиссёром на радио, создал множество постановок с участием ведущих актёров Художественного театра, среди которых были Олег Ефремов, Иннокентий Смоктуновский, Сергей Юрский, Юрий Богатырёв, Олег Табаков. Как вспоминал Олег Павлович, для артиста попасть на радио означало вытянуть счастливый билет, вступить в касту избранных. Именно Табаков был инициатором приглашения Эмиля Верника в Школу-студию МХАТ, где он впоследствии преподавал много лет. И, конечно, Эмиль Григорьевич был преданным зрителем Художественного театра. Совсем недавно он приходил на «Чайку» Оскараса Коршуноваса и радовался успеху сына…
Художественный театр выражает соболезнования Игорю, Вадиму, Григорию Верникам, Ростиславу Дубинскому и всем, кто знал и любил Эмиля Григорьевича. Нам будет очень его не хватать.
Сын Эмиля Верника телеведущий Вадим Верник написал в Инстаграм:
Прощание с папой состоится во вторник, 13 апреля, в 11 утра в МХТ имени Чехова в Портретном фойе
Другой из сыновей Эмиля Григорьевича — актер и телеведущий Игорь Верник сообщил СМИ:
Еще дней десять назад он управлял автомобилем, возил меня просто в удовольствие по поселку, сам сидел за рулем. Последнее время он плохо себя чувствовал, и вот сегодня у него остановилось сердце
Эмиль Верник родился 4 сентября 1924 года в Одессе. Спустя пять лет вся семья переехала в Харьков. В июне 1941 года, после окончания школы, успешно сдал экзамены в Украинский театральный институт.
В сентябре 1941 года, когда нацистские войска стали подходить к Харькову, семья эвакуировалась в Казахстан, где Верник работал в свиносовхозе, организовал при местном клубе драмкружок. Во время войны Украинский театральный институт находился в эвакуации в Саратове, куда по своей инициативе отправился Эмиль Григорьевич. В Саратове в то время находился московский ГИТИС, который был объединён с Украинским институтом на правах украинского отделения. Студенты института участвовали в спектаклях Саратовского театра оперы и балета. Так в спектакле «Пиковая дама» появились студенты ГИТИСа — Эмиль Верник, Николай Богатырёв и Сергей Глазырин.
В конце 1942 года ГИТИС вернулся в Москву. В 1946 году Верник окончил актёрский факультет Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского.
Некоторые эпизоды моей жизни — настоящее чудо. Многое, что случалось, было подчас настолько неожиданно, а потом понимаешь, что все это к этому шло. Хочется верить…
С 1947 по 1958 год — актёр и режиссёр театра «Московские литературные чтения».
С 1958 года стал работать в качестве режиссёра на Всесоюзном радио (его наставником был режиссёр В. С. Гейман), а с 1969 по 2002 был главным режиссер литературно-драматического вещания ВР, художественным руководителем — главным режиссером главной редакции художественных программ студии «Радио-1» Российской государственной телерадиокомпании «Останкино».
Под его руководством было осуществлено более 200 радиопостановок, в том числе по произведениям К. Симонова, А. Новикова-Прибоя, В. Каверина, В. Аксенова, Э.-М. Ремарка, Г. Белля, Д. Голсуорси, В Азерникова и др. Многие из них вошли в «Золотой фонд» отечественного радио.
В его спектаклях участвовали актеры, ставшие легендами – Юрий Завадский, Вера Марецкая, Анатолий Кторов, Михаил Царев, Ангелина Степанова, Тамара Макарова, Михаил Астангов, Всеволод Якут, Ростислав Плятт, Олег Ефремов, Андрей Миронов, Олег Табаков, Олег Борисов, Марина Неелова, Юрий Богатырев, Александр Калягин, Лев Дуров, Ульянов, Ольга Яковлева, Татьяна Доронина, Инна Чурикова и многие другие.
Иногда видишь глаза… На радио вроде не видишь, но все-таки видишь, чувствуя…
С 1970 года проводил в Москве, Будапеште, Праге, Бухаресте и Берлине двуязычные литературные вечера с участием советских и зарубежных артистов.
С 1970 года проводил двуязычные литературные вечера с участием советских и зарубежных артистов.
Преподавал на кафедре мастерства актёра Школы-студии МХАТ (доцент Школы-студии МХТ имени Чехова), профессор Института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания.
Наверное, ждать — особенный талант. Ждать, не засоряя ожидание чем-то таким, что портит тебе настроение. Я считаю, что если ты веришь во что-что, если ты стремишься к чему-то и считаешь, что это должно случиться, то оно будет…
Портал «Работники ТВ» выражает искренние соболезнования родным и близким Эмиля Верника.
Андрей Бурковский пишет в Facebook:
Вчера вечером после спектакля умер отец моего ближайшего друга, вернее друзей Игоря и Вадика, но дело в том, что этот человек был и моим другом. Эмиль Григорьевич в свои почти 97 лет был невероятно «ясен», энергичен и очень молод. Человек прошёл войну, получил диплом от самой Книпер-Чеховой, создал уникальный «театр у микрофона» на радио СССР, вырастил и воспитал прекрасных детей (и в это понятие я вкладываю не только Игоря и Вадика, но и его студентов, например меня, которые его любили сильнейшим образом) и т.д. и т.д. Я даже растерялся, что написать дальше либо про его невероятное восхищение в глазах, когда он смотрел на своих сыновей либо как он счастливый сидел на МХАТовской сцене, во время 55 летия Игоря и Вадика либо как молоды были гости на его 95-летие, либо как он ездил на машине за рулем ещё месяц назад, либо как он просил номер человека (знакомого или нет), чтобы позвонить и сказать: как он хорошо сыграл, что-то написал и просто что-то сказал, либо что он был человеком сильнейшей души… Не знаю… знаю только одно Эмиль (именно так все его называли) казался нам вечным, и мы думали, что будем наслаждаться общением с ним всегда, а этого действительно хотелось всем!!! Царствие небесное тебе наш дорогой Эмиль!
РОЛИ В КИНО
1970 — Мое открытие Америки (фильм-спектакль)
УЧАСТИЕ В ФИЛЬМАХ
2008 — Игра для уха. Мастера радиотеатра (документальный)
2006 — Анатолий Папанов. Неоконченная война (документальный)
В портале использованы материалы Кино-Театр.РУ и Википедии.