Главными итогами Каннского фестиваля для России стали присуждение Гран-при фильму «Купе номер шесть» Юхо Куосманена (миноритарная копродукция с Россией) в основной конкурсной программе и победа фильма Киры Коваленко «Разжимая кулаки» в секции «Особый взгляд» (первый с 2008 года Гран-при для российских представителей в этой конкурсной программе).
Директор Департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры Российской Федерации Светлана Максимченко:
Несмотря на пандемию, Министерство культуры решило поддержать организацию Российского павильона в Каннах в этом году, с учётом широкой представленности российских проектов в программе фестиваля и фокуса на продвижении и экспорте российского кинематографа на международные рынки. Нам важно было представить не только наши фильмы, но и наши таланты, сервисы, российские локации для киносъемок, меры господдержки копродукции и другие возможности нашей страны для международных игроков. Мы рады феноменальным успехам российского кино на Каннском кинофестивале и от имени Минкультуры России поздравляем всех участников и особенно — победителей.
Генеральный директор РОСКИНО Евгения Маркова:
Это первая победа российской миноритарной копродукции в Каннах. Программа, запущенная Министерством культуры всего 2 года назад, дала быстрый результат. Гран-при основного конкурса, присужденный фильму «Купе номер шесть», еще раз подчеркивает значимость развития данного направления. И мы уже ведем переговоры с тремя странами с целью подписания новых копродукционных соглашений.
Главный приз во второй по значимости секции Каннского кинофестиваля «Особый взгляд», полученный фильмом «Разжимая кулаки» Киры Коваленко, – впервые за больше, чем 10 лет – говорит о появлении нового поколения российских режиссеров и интересе к историям и проектам из регионов нашей страны. Это важный сигнал всем, кто развивает региональное кино и молодые таланты.
Продюсер фильма «Разжимая кулаки» Александр Роднянский:
К сожалению, Кира не успела вернуться на церемонию — полёт из Канады в Европу занял бы 16 часов. Но работая с ней уже больше трёх лет, я точно знаю, что бы она сейчас сказала. Прежде всего, она поблагодарила бы своих актёров — профессионалов и непрофессионалов — всех тех, кто снимался в фильме. Поблагодарила бы всю замечательную съёмочную группу, которая работала с ней в Северной Осетии, в регионе России, который редко появляется на экране. Она бы поблагодарила своего учителя, выдающегося режиссёра Александра Сокурова за то, что он дал ей профессию. И конечно же, она бы поблагодарила фестиваль за возможность услышать ее голос и жюри за такую оценку ее фильма.
Продюсер фильма «Купе номер шесть» Сергей Сельянов:
Я рад, что кино высоко оценили критики, и мы уверены, российский зритель также полюбит эту картину, когда она выйдет в прокат. Я очень рад за фильм, за очень талантливого режиссера Юхо Куосманена, за всю интернациональную команду. Ура! И ура нашим добрососедским отношениям с Финляндией.
Продюсер фильма «Купе номер шесть» Наталья Дрозд:
Я очень рада за всех нас, за команду, за зрителей Каннского кинофестиваля, за жюри, ведь в этом фильме есть главное — нежность, любовь, сострадание и сочувствие к человеку. Здорово, что этот фильм получил Гран-при, потому что, будучи большим произведением кинематографии, он несет очень важное сообщение нам всем. Невероятная награда и радость!
Завершилась работа и Российского павильона на 74-м Каннском международном кинофестивале и международном кинорынке Marché Du Film в Village International. Российский павильон в 13-ый раз официально представил страну в Каннах, являясь единым информационным центром наших кинематографистов и универсальной площадкой для продвижения российского кино на международном рынке. Павильон был организован при поддержке Фонда кино и Министерства культуры Российской Федерации. За 9 дней работы в нем прошло более 20 мероприятий в онлайн и офлайн форматах, которые привлекли внимание большого количества профессионалов индустрии из разных стран.
За время работы Каннского кинофестиваля и кинорынка Marche du Film гостями Российского павильона стали представители мировой индустрии контента: международных кинофестивалей (San Sebastian International Film Festival, Torino Film Festival, Berlinale- Berlin International Film Festival, Locarno Film Festival, Toronto International Film Festival, Directors’ Fortnight, Tribeca Film Festival, Warsaw Film Festival, Torino Film Festival, Canneseries и других); крупных индустриальных организаций из разных стран мира (Европейский фонд поддержки кино Eurimages, организации по продвижению французского кино в мире UniFrance и CNC, Израильский кинофонд Israel Film Fund, Мировой институт киноискусства World Film Institute, международный форум When East Meets West, национальные центры кинематографии Германии, Греции, Венгрии, Болгарии, Румынии, Италии, стран Латинской Америки, ведущая европейская организация по разработке продюсерcких тренингов EAVE); международных кинокомпаний из США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Швеции и других, а также представители ведущих мировых СМИ – Variety, Screendaily, Deadline, Hollywood Reporter, Paris Match, Die Welt, Le Monde, Huffpost, The Daily Telegraph, Numero и других. Мероприятия Павильона освещались в ведущих индустриальных изданиях.
Команда РОСКИНО обсудила форматы российского присутствия в основных и бизнес-программах фестивалей Mar del Plata (Аргентина), Guadalajara (Мексика), Black Nights (Эстония), а также возможности развития ко-продукции с израильскими государственными и частными фондами, Фондом кино Турции и многими другими странами.
В рамках встреч с отборщиками ведущих кинофестивалей была презентована подборка проектов «Focus on Festivals», имеющих фестивальный потенциал.
Барбара Вурм, консультант-отборщик Berlinale:
Focus on Festivals — это хорошо продуманный и полезный справочник для каждого фестивального отборщика. Он объединяет практическую информацию о новых проектах и помогает быть в курсе фильмов, готовящихся к выпуску. Я искренне рада этой инициативе.
Лиор Сассон, директор по развитию израильского Фонда кино:
Встреча российских и израильских кинематографистов стала одним из важнейших мероприятий, которое мы провели в Каннах в этом году. Представители каждой из сторон познакомились друг с другом и определили траектории создания нового контента. Отметив первый копродукционный анимационный проект от Ари Фольмана, участники дискуссии приняли решение развивать партнёрские отношения в сферах кинопроизводства, образования, анимации и VR-технологий. Скорое подписание соглашения о копродукции откроет двери для многих проектов.
Александр Роднянский, продюсер:
Каннский кинофестиваль – это, конечно, праздник кино. Но ещё это и важнейшее индустриальное событие для кинематографистов, определяющее судьбу показываемых здесь фильмов. И потому так важна профессиональная поддержка в продвижении проекта. И мы благодарны команде Российского павильона и РОСКИНО за эту поддержку, за встречи с международными коллегами.
Кристофер Вурлиас, журналист Variety:
Я вижу, как энергично развивается российская индустрия в последние годы. Надо отдать должное РОСКИНО за невероятную работу по повышению узнаваемости российского контента на мировых рынках. Жизнь Российского павильона была насыщена событиями, и сейчас это воспринимается как закономерный результат деятельности РОСКИНО, которую мы уже имели возможность наблюдать на других международных фестивалях и рынках, например, на EFM и KEY BUYERS EVENT. Для нас, любителей кино, это потрясающее время, когда мы можем наблюдать за рождением нового поколения российских кинематографистов, оставляющих после себя богатое наследие в киноиндустрии.
Единый экспортный бренд индустрии российского контента
Russian Content Worldwide (RCW)
Одним из главных событий Российского павильона стала презентация новой инициативы РОСКИНО – единого экспортного бренда российской индустрии контента Russian Content Worldwide (RCW). Миссией Russian Content Worldwide станет развитие международных кооперационных связей и делового сотрудничества, повышение прозрачности российской киноиндустрии и налаживание коммуникации между российскими игроками, чья работа ориентирована на иностранные рынки, и международной аудиторией, заинтересованной в новых именах, оригинальном контенте и новых горизонтах в сфере кинопроизводства.
Встреча российских и израильских продюсеров
Одним из центральных мероприятий Российского павильона стала встреча российских и израильских продюсеров, посвященная ожидаемому подписанию российско-израильского копродукционного договора осенью 2021 года. В ходе нетворкинг-сессии продюсеры двух стран обсудили перспективы будущего сотрудничества, процесс совместного кинопроизводства и другие актуальные темы. Модераторами выступили директор по развитию израильского Фонда кино Лиор Сассон и глава РОСКИНО Евгения Маркова. В числе израильских продюсеров во встрече приняли участие: директор департамента кинематографии Министерства культуры и спорта Израиля Эти Коен, глава израильского Фонда кино Лиза Шилоч Азрад, директор иерусалимского Фонда кино Йорам Хониг, директор иерусалимской Лаборатории кино Аурит Замир, директор Rabinovich Film Fund Оснат Буковцер, директор Gesher Film Fund Зив Навех, директор Школы кино и телевидения Сэма Шпигеля Дана Бланкстейн Коэн. Российскую сторону представили продюсеры: Александр Роднянский, Артем Васильев, Наталья Дрозд, Дмитрий Литвинов, Виктория Лупик, Тамара Богданова, Мария Вогт и Михаил Идов.
Россия как перспективная локация для съемок.
Презентация региональных кинокомиссий
В Российском павильоне прошла панельная дискуссия, посвященная съемкам в России. Представители ведущих кинокомиссий рассказали о возможностях кинопроизводства в российских регионах для зарубежных продюсеров и поделились опытом и перспективами работы с международными проектами. В дискуссии приняли участие глава Департамента кинематографии Министерства культуры Светлана Максимченко, руководитель офиса Московской кинокомиссии Анастасия Зуенко и менеджер по сопровождению международных кинопроектов и мероприятий Московской кинокомиссии Илья Брагин, заместитель министра по культуре и туризму Калининградской области Денис Миронюк, координатор международных проектов Союза кинематографистов Карелии Алексей Рогозин. Модератором обсуждения выступила глава РОСКИНО Евгения Маркова.
Дискуссия о будущем российских актеров на мировой сцене
В Российском павильоне международные кастинг-директоры и продюсеры обсудили карьерные достижения и будущее российских талантов на мировой сцене на панельной дискуссии, организованной совместно с Casting Bridge Community, сообществом по продвижению англоязычных русских актеров за границей. Модератором мероприятия выступили глава РОСКИНО Евгения Маркова и российская актриса Дарья Писарева.
В последние годы российские таланты становится все более востребованными в международных проектах. Что это: кратковременный тренд или новая волна отечественных талантов, накрывающая мировую киноиндустрию? На этот вопрос искали ответ участники дискуссии: один из ведущих кастинг-директоров международного уровня, занимавшаяся подбором актёров к последним 14 фильмам о Джеймсе Бонде, Дебби МакВильямс, соучредитель и агент Subtitle Talent Agency, представляющего как именитых, так и начинающих актеров из Европы, Стив Кэш, актриса, кастинг-директор и генеральный директор Duart Company, первой цифровой кастинг-платформы в Юго-Восточной Европе, Саня Дракулич, актер Александр Кузнецов, российско-голландская актриса Анастасия Решетникова и актриса, продюсер, соучредитель Casting Bridge Юлия Хамитова.
Круглый стол, посвящённый женщинам в кино и креативных индустриях
Еще одним значимым событием в Российском павильоне стал круглый стол «Женщины в российской киноиндустрии», проведенный в партнерстве с European Women Audiovisual Network (EWA) – организацией, которая поддерживает женщин в индустрии и помогает им устанавливать профессиональные контакты и делиться опытом. Участницы встречи продюсеры Наталья Дрозд, Виктория Лупик, Тамара Богданова, режиссер Элла Манжеева, актриса и режиссер Светлана Устинова, генеральный директор РОСКИНО Евгения Маркова обсудили роль женщины в традиционно «мужских» отраслях кинематографа и производства контента, а также эволюции термина «женское кино» в России. Модератором обсуждения выступила Тамара Татишвили, директор по стратегии EWA.
Презентация VR-технологий и проекта «Под подушкой»
В этом году в рамках Каннского кинофестиваля появилась конкурсная секция Cannes XR — VeeR Future Award, в программу которой вошла анимационная интерактивная VR-работа «Под подушкой» российского режиссера и основателя инициативы Russian VR Seasons Георгия Молодцова.
В Российском павильоне состоялась презентация этого проекта. Георгий Молодцов рассказал о картине, потенциале использования VR-технологий в России, возможностях международной дистрибуции. Сериал вместе с его автором, Георгием Молодцовым, создаёт белорусская студия «Feeling Digital». Разработчики адаптируют историю под несколько форматов, удобных для показов в парках развлечений, на мобильных VR-очках и в полнокупольных кинотеатрах, а также на смартфонах с применением дополненной реальности.
Презентация Russian Film Festival
Презентация проекта Russian Film Festival стала важным событием Павильона. Фестиваль современного российского кино, организованный компанией РОСКИНО совместно с Министерством культуры, способствует укреплению культурных связей с другими странами и усилению интеграции России в мировую киноиндустрию. В 2020 году зрителями Russian Film Festival в Бразилии, Испании, Мексике и Австралии стали более 120 тысяч человек. В 2021 году фестиваль проходит в гибридном формате, сочетающем онлайн и офлайн мероприятия, организованные в сотрудничестве с крупнейшими VOD-платформами и международными фестивалями. С начала года серии показов Russian Film Festival прошли в Аргентине, Чили, Уругвае и Казахстане. 12 июля фестиваль стартовал и в Южной Корее на крупнейшей платформе Home Choice, а первый гибридный проект – офлайн-интеграция в Пекинский международный кинофестиваль и онлайн-показы на одной из крупнейших мировых платформ iQIYI – пройдет в Китае в августе этого года.
Справка
Российское присутствие на 74-ом Каннском кинофестивале
Помимо копродукционной картины «Купе номер шесть» (реж. Юхо Куосманен), в официальной программе 74-го Каннского международного кинофестиваля Россию представлял фильм «Петровы в гриппе» (реж. Кирилл Серебренников). В секцию «Особый взгляд», вместе с фильмом Киры Коваленко «Разжимая кулаки», также была отобрана лента Алексея Германа-младшего «Дело». Помимо этого, Россия была представлена еще тремя проектами. Короткометражный фильм «Почтальон» прошлогоднего выпускника ГИТРа режиссера Клима Тукаева стал победителем программы «Неделя критики». Анимационный VR-сериал «Под подушкой», созданный Георгием Молодцовым, принял участие в конкурсной программе «Cannes XR» на кинорынке Marche du Film. Проект нового фильма режиссера Эллы Манжеевой «Белой дороги!» был отобран в секцию Atelier программы Cinefondation – впервые за 15 лет в неё попала работа из России.
Также в Каннах были представлены международные проекты с российским участием. Франко-бельгийская военная драма «Мой легионер» с российским актером Александром Кузнецовым попала в список участников параллельной престижной программы «Двухнедельник режиссеров», а продюсерский проект Александра Роднянского «Где Анна Франк?» израильского режиссера Ари Фольмана был показан на фестивале вне конкурса.