Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» опубликовал рейтинг самых трогательных сцен советского кинематографа.
На первом месте оказался эпизод из «17 мгновений весны», где Штирлиц видит в кафе свою жену и не может заговорить с ней — за этот момент проголосовали 55% опрошенных. Второй в рейтинге стала песня «Десятый наш десантный батальон», которая исполняется в финале фильма «Белорусский вокзал» (52%). Чуть меньше половины респондентов (45%) отдали свой голос за сцену из киноленты «Калина красная», в которой герой Василия Шукшина приходит к старушке-матери и не решается признаться, что он её сын.
Итоговый список самых трогательных моментов из советских фильмов выглядит следующим образом:
1. «17 мгновений весны», 1973. Реж. Татьяна Лиознова
Штирлиц сидит в кафе Elefant, куда приходит его жена, с которой они не виделись много лет. Супруги сидят за разными столиками, встречаясь только взглядами. На это свидание у них есть всего несколько минут, после чего она должна уйти, чтобы не вызвать подозрений. Штирлиц и его жена смотрят друг на друга глазами, полными любви и тоски. Играет пронзительная мелодия Микаэла Таривердиева. 55%
2.«Белорусский вокзал», 1971. Реж. Андрей Смирнов
В финале картины бывшая санитарка Рая в окружении однополчан поёт песню «Десятый наш десантный батальон», фронтовые друзья плачут, вспоминая погибших на войне товарищей. 52%
3.«Калина красная», 1973. Реж. Василий Шукшин
Бывший уголовник Егор Прокудин вместе со своей подругой Любой приезжает в дом к старушке, живущей на краю деревни. Она рассказывает, что много лет не видела сына. После этого разговора Егор в слезах признается Любе, что старушка — его мать. 45%
4. «В бой идут одни «старики»», 1973. Реж. Леонид Быков
В перерыве между боями старший лейтенант Скворцов поёт народную песню «Нiч яка мiсячна» и его слушают молодые девушки-летчицы. В следующий вылет он идёт на «огненный таран» и погибает. 44%
5.«Жестокий романс», 1984. Реж. Эльдар Рязанов
Лариса Огудалова поёт знаменитый романс «А напоследок я скажу…», Паратов едва сдерживает слёзы. 38%
Изначально сцены встречи Штирлица с женой в кафе не было ни в романе Юлиана Семёнова, ни в сценарии, который он писал специально для фильма. Этот эпизод режиссеру Татьяне Лиозновой предложил Вячеслав Тихонов, а ему о таких «бесконтактных» встречах с родными рассказал советский разведчик-нелегал Конон Трофимович Молодый. В сцену хотели включить и сына Штирлица, которого он якобы никогда не видел до этого, но потом решили, что ребенок в кадре будет отвлекать зрителя от главного — от тех полных любви и нежности взглядов, которыми обмениваются Штирлиц с женой. Пять минут герои безмолвно смотрят друг на друга в одной декорации, но на самом деле артисты снимались в этой сцене по отдельности. У Тихонова был первый за полгода выходной. Однако он не выдержал и приехал на съемочную площадку посмотреть на свою экранную жену. Для Элеоноры Шашковой, студентки второго курса театрального училища, которая до этого снималась только в массовке, смотреть на пустое место и изображать мучительную тоску было сложно. Эпизод не удавался и тогда Вячеслав Тихонов просто сел напротив. Сцену сняли за час. На следующий день сниматься должен был один Тихонов, но он попросил Шашкову приехать на площадку и тоже «посидеть напротив», хоть это и не было запланировано. В сопровождении музыки Микаэла Таривердиева эта сцена стала одним из самых знаменитых эпизодов советского кино.
Текст песни «Десятый наш десантный батальон» режиссер Андрей Смирнов предложил написать Булату Окуджаве, у которого вместе с первой строчкой родилась и мелодия. Аранжировку в виде марша сделал позже композитор фильма Альфред Шнитке. Как рассказывали участники съемочного процесса, режиссер просил Нину Ургант, игравшую Раю, не плакать во время исполнения песни (по его задумке плакать должны были мужчины, а она, женщина, выглядеть стойкой и сдержанной). Нине Ургант сложно было удержаться от рыданий — песню без её слез удалось снять только после нескольких дублей.
Роль старухи Куделихи должна была играть народная артистка Вера Марецкая, однако она в последний момент отказалась. На поиск замены уже не было времени, к тому же бюджет картины был сильно ограничен. И тогда режиссеру и исполнителю главной роли Василию Шукшину рассказали о Евфимии Быстровой — старушке с похожей судьбой, жительнице деревни, в которой проходили съёмки. Она потеряла на войне троих сыновей, а четвертого не видела почти 20 лет. Сцена с Куделихой снята документально: «Вы про жизнь свою рассказывайте, а на камеру не смотрите», — сказала ей тогда Лидия Федосеева-Шукшина. Снимали старушку скрытой камерой через окно. После этого «рассказа» Ефимия Быстрова прославилась на весь Советский Союз. Она по-матерински полюбила Шукшина, говорила, что он и есть её последний потерянный сын, сильно переживала его смерть. Слава не помогла Быстровой избежать трагического конца: через два года после выхода фильма на широкие экраны она скончалась в полном одиночестве — замерзла на печке в своем доме. Для памятника на её могиле жители села взяли фотографию Быстровой из фильма.