Фильм «Казенная дорога» как классика отечественной документалистики: вышла заключительная серия «Золотой коллекции»

Поделиться в соцсетях:
Слов в тексте - 543, время чтения в минутах - 3

Заключительная серия интернет-проекта «Золотая коллекция неигрового кино. Россия. ХХ век» посвящена фильму «Казенная дорога» 1988 года, который был снят в плацкартном вагоне поезда Ленинград — Архангельск.

Режиссер картины Виктор Семенюк постоянно экспериментировал, размышлял над сутью профессии документалиста, над тем, как соотносятся реальность и авторский взгляд на нее и что получается в процессе их взаимодействия.

Чтобы снять эту ленту, съемочной группе пришлось несколько раз проехать на поезде по маршруту Ленинград — Архангельск.

Ключ к пониманию «Казенной дороги» содержится в первых же кадрах фильма. Электровоз, который вращается на поворотном круге, словно выбирая путь дальнейшего движения, по мокрому асфальту мечутся тени пассажиров, будто в некоем призрачном мире, где все неявно, все зыбко, где нет реальных предметов — лишь их отражения.

При этом фильм «Казенная дорога» снимался главным образом ночью. С таким светом обычно снимаются фильмы ужасов. Однако такой прием был не только отражением сумрачного настроения режиссера, не испытывавшего эйфории от перестроечных перемен, но и позволил по-новому подойти к изображению героев фильма.

  Одна авария. Две семьи: Елизавета Боярская в первом тизере остросюжетной драмы START «Опасная близость»

Густая тень, в которой прячутся пассажиры плацкартного вагона, делает их трудноразличимыми. То же самое со звуком. Слышны не законченные рассказы, завершенные мысли и предложения. А какие-то обрывки, оговорки, отдельные слова, невнятное бормотание.

Режиссера не интересует отдельно взятый человек. Его герой — весь вагон, напоминающий нам хор в античной трагедии,

— отмечает автор проекта, президент Гильдии неигрового кино и телевидения Алексей Ханютин.

Фильм «Казенная дорога» получил два гран-при на престижных международных кинофестивалях: Cinéma du Réel в Париже и на рижском «Арсенале». «Казенная дорога» стала классикой отечественной документалистики, повлияла на многих режиссеров и по сей день работающих в неигровом кино.

Проект «Золотая коллекция неигрового кино. Россия. ХХ век» создается Гильдией неигрового кино и телевидения совместно с порталом «Кино-Театр.Ру» при поддержке Института развития интернета в рамках реализации нацпроекта «Культура». Параллельно с работой над проектом идет оцифровка и реставрация фильмов, вошедших в «Золотую коллекцию».

Цель проекта — познакомить современную аудиторию с классикой отечественного неигрового кино. Ввести в культурный оборот фильмы, которые сегодня доступны лишь узкому кругу специалистов и архивных работников.

  В Москве подведут итоги работы Лаборатории индустриального кино

Эксперты гильдии составили список из 100 лучших отечественных неигровых фильмов, созданных на протяжении ХХ века. Потом из этого длинного списка выбрали 10 самых-самых, которые представлены в первом сезоне «Золотой коллекции». О каждой картине, вошедшей в этот шорт лист, был снят небольшой фильм, который рассказал о ее авторах, об историческом контексте ее создания и о том, почему эта лента вошла в «Золотую коллекцию неигрового кино».

Первая серия проекта была посвящена основоположнику неигрового кино в России Александру Дранкову и его фильму «Лев Толстой». Также вышли эпизоды о картине «Госпожа Тундра» Сергея Мирошниченко, ставшей первой в ряду экологических фильмов, ознаменовавших начало Перестройки в отечественном кинематографе, о документальном фильме «Катюша» Виктора Лисаковича, для съемок которого впервые в отечественном кинематографе была применена скрытая камера. Также для «Золотой коллекции» режиссер Алексей Федорченко снял ремейк лучшей советской документальной комедии «Тот, кто с песней».

Авторы проекта также запустили работу по оцифровке и реставрации фильмов, вошедших в «Золотую коллекцию» – договоренность об этом достигнута с Госфильмофондом России и цифровым архивом NET-FILM.

Предыдущий проект Гильдии неигрового кино и Кино-Театр.Ру «Как снимали войну» вышел в 2020 году и состоял из 20 серий. Он был посвящен фронтовым операторам и собрал около 2 млн просмотров на YouTube, а также был номинирован на премию «ТЭФИ-Мультимедиа».

  Блогер Ида Галич сыграла роль скандальной журналистки в сериале «Первый номер»

Гильдия неигрового кино и телевидения является единственной в России некоммерческой организацией, объединяющей кинематографистов и работников телевидения, а также юридических лиц, специализирующихся в сфере создания и дистрибуции документального и научно-популярного кино, документальных телевизионных фильмов. Основной целью создания и деятельности Гильдии является развитие индустрии неигрового кинематографа, популяризация всех его видов и жанров, а также творческих достижений российских документалистов.

Кино-Театр.Ру — русскоязычный интернет-проект о российских и зарубежных кинофильмах, телесериалах и спектаклях, имеющий самую полную базу российских актеров, режиссеров и операторов. Сайт вошел в список социально значимых сайтов.

Поделиться в соцсетях:
Работники ТВ