МОЖЕТ ЛИ КОРОТКИЙ МЕТР БЫТЬ КОММЕРЧЕСКИ УСПЕШНЫМ? Интервью с продюсером Светланой Большаковой

Поделиться в соцсетях и мессенджерах:
Слов в тексте - 1011, время чтения в минутах - 6

Cветлана Большакова – продюсер и актриса, основательница кинокомпании «Лана Синема». Кроме двух сериалов и полного метра, спродюсировала три короткометражных фильма, и не собирается останавливаться. За короткометражку «Как последний» получила грант от Департамента культуры и продала фильм на две онлайн-платформы.

Расскажите, какую роль короткий метр сыграл в Вашей жизни? По Вашему мнению, он является отдельным видом искусства или это скорее шаг к полному метру?

Многим короткий метр кажется немного ущербным и привлекательным только как учебный или пилотный проект. Я даже когда училась в Продюсерской лаборатории, получила вместе с остальными студентами наставление от кураторов: «Больше одной короткометражки не продюсируйте! Переходите сразу к крупным проектам». На тот момент у меня уже был учебный 7-минутный фильм в фильмографии, и по идее надо было остановиться. Но после этого я спродюсировала еще 2 коротких фильма («Как последний» и «Рад тебя видеть») наряду с полным метром и двумя сериалами, и считаю все картины – полноценными и важными.

Как пришла идея снять фильм «Как последний»?

Идея фильма «Как последний» родилась много лет назад. Я показывала синопсис коллегам и друзьям и получала в ответ удивленные взгляды и комментарии типа «Как-то фантастически неубедительно. Так не может быть…» Прошло несколько лет, и я перестала верить другим, нашла сценариста, режиссера и запустила рабочий процесс. А через месяц киноиндустрия и весь мир узнали такие новости, после которых история в «Как последний» больше не кажется утопической. Даже наоборот, из новаторской и прорывной она стала чуть ли не обыденной)) Я немного расстроилась, но работу не остановила, и через год фильм был готов и доступен для зрителей.

Фестивали и награды важны для успешности короткого метра?

Для короткого метра все важно))) Короткий метр сложнее промоутировать, поэтому каждый инфоповод является ценным. Однако, с фильмом «Как последний» я пошла не по классическому пути короткометражки, а изменила традиции. Объясню. Как правило, готовый короткий метр после завершения полтора-два года катается по фестивалям. Его видит избранная фестивальная публика и некоторые друзья «по закрытой ссылке». Остальным остается лайкать посты создателей в соц сетях, где рассказывается о призах и дипломах фильма. Когда короткометражка делает круг почета по фестивалям, чаще всего она попадает на youtube и становится досупна для просмотра. Но не всем уже хочется ее смотреть – первичный голодный интерес давно пропал, поэтому количество зрителей – непредсказуемо.

Почему это грустно? Потому что, как правило, все создатели короткометражек ставят перед собой цель – быть увиденными зрителями. И при этом – морозят фильм годами.

Я сделала по-другому. В середине января было организовано большое премьерное мероприятие, куда мы пригласили съемочную группу, прессу, моих коллег по бизнес-школе, спонсоров премьеры — ит-компанию Liberum Navitas — и просто друзей. А на следующий день фильм появился сразу в двух онлайн-кинотеатрах – Окко и Мегого – и тут же стал активно просматриваться зрителями.

И в чем же достоинство данного варианта дистрибьюции? Вы лишились возможности участвовать в фестивалях, верно.

Фильм участвует в фестивалях – не для всех важна премьерность и отсутствие фильма в сети. У нас есть награды за лучший актерский дуэт, лучший молодежный фильм и другие. А самым ценным призом стал грант от Департамента культуры за создание образа Москвы в кино. «Как последний» — первый короткий метр, который получил этот грант и оказался в одном списке победителей с такими блокбастерами как «Последний богатырь» и «День слепого Валентина». Получив грант, мы окупили производство фильма и теперь у нас есть возможность развивать кинокомпанию на эти средства дальше.

Важны ли для Вас мнения критиков или условно рейтинг на «Кинопоиске»?

Знаете, короткий метр получил не так много отзывов на кинопоиске. Может — пока… Но вообще, я всегда с интересом читаю отзывы и мнения зрителей. Даже самые злостные и дерзкие. Например, под трейлером короткометражки «Как последний» кто-то написал «теперь понятно, на что уходят деньги налогоплательщиков!» — но на тот момент все производство оплатила я сама. Читая такие «невтемные» комментарии понимаешь: невозможно всем понравится. Просто стоит быть в курсе и радоваться тем сообщениям, которые приятны.

Три совета, которые вы бы дали начинающим продюсерам, чтобы сделать успешный короткий метр?

Первый совет: обозначить ваше понимание успешности. Для кого-то это – шорт-лист Канн, для кого-то — миллионы просмотров. Если на старте есть понимание, куда идем, то вероятность дойти – выше.
Второй совет – забудьте свой план сразу, как придумали, и просто наслаждайтесь процессом. Сотрудничество с режиссером, непонимание со стороны коллег, сложная логистика, актерские пробы – все это должно быть в кайф. Или иначе испортится нервная система во время съемки, или проект не будет завершен.
Третий совет – не слушайте тех, кто говорит «невозможно!» Я имею право говорить так, потому что много раз это слышала – кивала и шла дальше. Например, нам однозначно прочили, что невозможно встать в прокат с неизвестным фильмом перед Новым годом. Речь шла о картине «До Нового года осталось…», и в итоге фильм, снятый за миллион рублей, вышел в прокат трех федеральных сетях по всей стране.
Если вам надо и вы работаете, результат обязательно будет.

Какой Вы можете дать совет тем, кто хочет заниматься кино, но живет в регионах? Прежде всего — «оказаться в Москве»?

Я опять же рекомендую разобраться в желаниях: вы хотите в кино или в Москву? Или в кино в Москву? Когда вы честно ответите себе, то так и стоит поступить.
Сейчас в регионах происходит много всего интересного для кинематографистов – и обучение, и питчинги, и фестивали. Но индустрия вся сосредоточена в Москве. Даже региональные съемки часто организовываются из столицы. Поэтому – выбирайте цель: спокойно жить в регионе и быть причастным к кино или рвать когти и быть в центре кинособытий…

Вы сейчас работаете над сериалом, над чем интересней работать, сложнее, азартней — над коротким метром или другой киноформой?

Сложнее, конечно, над сериалом. Это большая форма – много актеров, слов, кадров, мыслей, задач. Сериал называется «Сато» — история про мальчика, в которого вселился контр-адмирал космического карательного корпуса. Снимаем по книге, всего запланировано 3 сезона. Кстати, в команду сериала у меня перешли несколько человек с короткого метра – например, киностилист и гример Юля, оператор Оля, художник по костюмам Оля, а так же некоторые актеры получили новые роли. Короткий метр – это лучшая площадка для знакомства и закладывания долгосрочных отношений. Потому что с одной стороны – все работают на ура и старательно, с другой – есть некоторый элемент легкости и безответственности – ну не получится, не разоримся! И любой человек может смелее проявляться и показывать свои стороны. А дальше – вопрос обоюдных симпатий и желания двигаться дальше.

Сейчас очень популярно явление «сам себе режиссер / сценарист / оператор и т.д.», и многие относятся к этому феномену как к признаку авторского кино. Сложно ли вам делегировать полномочия?

Я вот прям сейчас готова делегировать половину своих полномочий. Было бы кому, кто сделает не хуже, а лучше. Как только находится такой человек в какой-то сфере, я сразу стараюсь его забрать в команду и желательно насовсем и плотно. Я человек-оркестр, но в некоторые сферы я даже не лезу, например, я точно не оператор. И точно не сценарист, хотя могу придумать отдельные сцены или сюжетные повороты. Я – продюсер и актриса, это основные мои направления для роста и реализации.

Что касается сочетания актерской и продюсерской деятельности: у Вас есть работы в той и другой области, кем Вы себя больше определяете?

Это зависит от настроения: когда мне важно все контролировать, я больше продюсер. Когда я доверяю миру и хочу красоты и творчества, я больше актриса. Это не «биполярка», это две стороны одной медали )))

Поделиться в соцсетях и мессенджерах:
  Образовательный интенсив для режиссёров-дебютантов «Искусство питчинга» состоится 18–21 ноября
Работники ТВ