Фильм Анны Яновской «Огонь», ставший специальным событием ММКФ-44 и показанный в день закрытия российских программа в Белом зале Дома кино 1 сентября, – о благодатном огне, о том, как его доставили в отдаленные уголки Якутии. Но это – если по аннотации, не вдаваясь в подробности. Если смотреть более глубоко – это картина о том огне, который загорается в человеке, делающем что-то хорошее и доброе другим.
Полтора часа экранного времени пролетели с невероятной быстротой, зрители очень живо реагировали на происходящее на экране – смеялись, аплодировали – а потом еще долго не отпускали режиссера. И это неудивительно – все герои картины – живые и непосредственные. Автор снимает их обыденную жизнь, и они чувствуют к нему абсолютное доверие. Иначе просто не получилось бы таких зарисовок, что с женой пчеловода, что с Николаем Николаевым и его берущими за душу песнями.
Фильм был задуман три года назад, когда Анна Яновская снимала в Якутии картину «Интересная жизнь». Тогда она познакомилась с Сергеем Немировским, инженером-энергетиком, который на свои деньги строит храмы в труднодоступных районах Якутии и ежегодно привозит туда Благодатный огонь из Иерусалима. Он – совершенно удивительный человек – многодетный отец, который дает колоколам имена своих детей, философ, неординарно рассуждающий о воспитании, «сталкер», смело идущий туда, где до него, возможно, не ступала нога человека.
Но не только Немировский – удивительны и притягательны все герои фильма. Молодой батюшка – игумен Иоанн (Калугин) (в титрах фильма еще иеромонах) такой светлый, теплый человек. Бог есть Любовь – это о нем. Как он рассказывает, что должен был пойти в семью, где человек повесился. Он и скорбит об усопшем, и, как мы понимаем, утешал его родных, это какое надо иметь сердце, чтобы так поступить! По канонам самоубийца совершил смертный грех, его не отпевают, но батюшка помчался туда, чтобы помочь этим людям, примирить их со случившимся. Это говорит о его большой душе и огромной любви к людям. Николай Николаев, ставящий везде кресты. Как он укрепляет этот крест кирпичами, выпалывает траву вокруг, в этом мне видится что-то такое настоящее, мужское, истовое, как и в другом мужчине, который делает из дерева небольшие церковки, но не хочет креститься, потому что пока для него это просто обряд. Но верится, что он придет к Богу. Как и те ребятишки, которые пока ходят в храм, потому что позвали посмотреть на Благодатный огонь, они даже кепки не снимают в церкви – не приучены. Но когда-нибудь и их сердца коснется Господь. А последний проход героя по тропинке, идущей куда-то, с большой лампадой в руке напомнил мне фразу из «Покаяния» Тенгиза Абуладзе про дорогу, ведущую к храму.
В фильме Анны Яновской удивительны не только люди, но и природа этого сурового края, мастерски снятая оператором Никитой Аниськиным, за что он получил награду на фестивале в Ханты-Мансийске, и письма и дневники Святителя Иннокентия Иркутского, первого священнослужителя, принесшего Православие в Якутию. Можно сказать, что Святитель – еще один полноправный герой фильма, он как бы соединяет прошлое, настоящее и будущее этих мест, охраняя веру и людей.
В картине нет плашечек – представлений, называющих имена героев, но это становится неважным, потому что главное не то, кто это, а что они говорят и делают, как живут и во что верят.
Благодатный огонь, который привез в Якутию Сергей Немировский – это то малое семя, что упадет в плодородную почву и посеет добро и любовь в сердцах тех, кто будет жить на этой земле. Хочется верить, что будущее у детей, которых мы видим в фильме, обязательно будет счастливым.
Автор Елена Ульянова, киновед
Огонь, 2022, док. 84 мин.
Автор сценария и режиссер Анна Яновская
Оператор Никита Аниськин
Композитор Mauro Balletty
Продюсер Иван Твердовский
Студия Точка Зрения
Главный приз в конкурсе неигрового кино на фестивале «Окно в Европу» в Выборге, 2022
Второй приз в категории документальное кино на фестивале «Будем жить», 2022
Приз за лучшую операторскую работу на фестивале «Спасти и Сохранить» в Ханты-Мансийске, 2022