Он один, а миров много.
10 ноября на платформах WINK, ИВИ, ОККО и PREMIER стартует один из самых ожидаемых сериалов осени «СУПЕРПОЗИЦИЯ». Главные роли в фантастической новинке исполняют Павел Табаков, Лукерья Ильяшенко, Константин Лавроненко, Марина Зудина, Игорь Жижикин и многие другие. Режиссер Вадим Валиуллин. Генеральные продюсеры Дмитрий Щербанов, Андрей Шишканов и Денис Рябцев.
Производством sci-fi-экшн сериала «Суперпозиция» занимались компании «ЯЩЕР ПИКЧЕРС» и «ВСЕЛЕННАЯ КИНО» при поддержке Института развития интернета (ИРИ).
По сюжету студент-физик и талантливый программист Леха отправляется на поиски таинственно исчезнувшего отца и узнает, что тот был отнюдь не обычным профессором квантовой механики. Оказывается, он сделал революционное научное открытие – Мультивселенная существует! В разных мирах живут альтернативные версии каждого человека, но вмешательство в жизнь параллельных миров извне может привести к разрушительным последствиям. Вплоть до полного уничтожения — аннигиляции. Разыскивая отца во множестве миров, Леха попадает в загадочный Офис, сотрудники которого противостоят Охотникам под предводительством Антидока — гениального ученого, который хочет подчинить себе все миры Мультивселенной. Парню предстоит выбрать сторону, пройти полный опасностей путь, попытаться найти своего отца и ответить на главный вопрос – является ли любовь самой мощной силой в Мультивселенной?
Принцип суперпозиции — реальный научный термин. Как и в начале всего сущего, в начале этого проекта была оригинальная идея автора сценария Сергея Ефремова, которой заинтересовались продюсеры Дмитрий Щербанов и Андрей Шишканов. По первоначальной задумке, умный камерный sci-fi проект с помощью киноязыка мог бы объяснить зрителям, что такое принцип суперпозиции, теория струн, нелинейность времени и почему существование параллельных вселенных — не такая уж фантастика. Но любому кино нужен герой, которого зритель полюбит и сможет пройти весь этот научный путь. И когда в сценарии, благодаря шоураннеру проекта Дмитрию Скачкову и соавтору сценария Максиму Борисову, появился молодой и амбициозный Лёха, стало понятно, что квантовую физику лучше постигать через захватывающие, порой опасные и всегда запутанные приключения и путешествия в соседние миры и даже в другие времена.
Теперь это напряженный sci-fi экшн. Очень много компьютерной графики. Очень много спецэффектов. Много драк, погонь, перестрелок. Это шоу с заделом на будущее,
— с удовольствием перечисляет все плюсы проекта продюсер Дмитрий Щербанов.
Жанр sci-fi востребован во всём мире. Конечно, у нашего проекта есть российская специфика: например, есть мир, где до сих пор коммунизм. Но это оригинальная история, которая развивается в неожиданном ракурсе на популярную тему мультивселенных,
— подхватывает режиссёр Вадим Валиуллин.
Оригинальный фантастический проект с нетривиальной интригующей идеей совершенно точно с первых минут зацепит аудиторию. И не успеет ей наскучить. «Суперпозиция» – это динамичный web-сериал, каждая серия длится максимум 30 минут и за это время успевает ещё сильнее закрутить сюжетную интригу,
– говорит продюсер Андрей Шишканов.
Перед всей командой стояла непростая задача. Во-первых, решить, какие именно из 125 миров, придуманные сценаристами, показать подробно. Во-вторых, прописать сквозную линию приключений главного героя, которая будет заставлять его перепрыгивать из одного мира в другой. Ну и в-третьих, найти понятную, задевающую за живое мотивацию. Чтобы у зрителей не было сомнений, окажись они на месте Лёхи, они поступили бы так же. Ну и в-четвёртых, заполнить проект звёздными лицами.
Сразу скажу, что лучший мир — это наш мир без пандемии,
— спойлерит режиссёр.
Но в любом из миров, конечно, нужно было сохранить основную узнаваемую атрибутику, узнаваемую соотечественниками. У нас нет световых мечей, у нас никто не летает на гравициклах. Все миры исходят из нашей реальной жизни, но они все разные, потому что в них пошло по-разному развитие исторического сценария. Эти стадии развития мы отразим в тех мирах, которые показываем.
За визуальное создание мультивселенной отвечает Сергей Кочетков, художник-постановщик, ответственный за скандинавскую атмосферу в эротическом триллере «Соври мне правду» и за обаяние приморского города в семейной комедии «Мой папа — вождь». Для него «Суперпозиция» стала настоящим вызовом. Мало того, что нужно было проработать детально 11 миров, режиссёр настаивал на том, чтобы спецэффекты отвечали только за фантастику, а вот природные катаклизмы нужно было делать аналоговыми. Поэтому в один из съёмочных дней на территории бывшего завода ЗИЛ в Москве поднялась настоящая песчаная буря, в которой на самом деле, без дублёров, оказались все исполнители главных ролей.
Завозили песок, ставили пиротехнику, два больших вентилятора на 50 кВт, источник дыма. И снимали одновременно с нескольких камер. Чтобы не повторять,
— поделился опытом Вадим Валиуллин.
Мы считали, что чем больше мы сможем снять в реальности, тем лучше. Это дает зрителю на подсознательном уровне такой эффект, что он сильнее начинает подключаться.
Песчаная буря — это была кошмарная сцена. Мы думали графика будет, а мы приходим, там такие здоровые вентиляторы стоят и мужики с ведрами песка. Нам текст надо говорить, а там песок, камни, и нам пришлось потом отмываться. Было тяжело. Надо куда-то идти, и ты текст должен говорить, а там всё в урагане каком-то из ветра пыли и песка. Это было натурально очень,
— актёр Владимир Карпук до сих пор как будто отплёвывается от песка, вспоминая съёмки.
Не было «лёгких» миров. Но могу сказать, что чем меньше по времени демонстрации на экране тот или иной мир занимает, тем сложнее отобразить его индивидуальность. Помогало то, что у нас всё действие разворачивается в Москве. Но мы её видоизменяли так, что вы её не всегда даже узнаете. Хотя, наверное, все оценят Москву в стиле 90-х, где до сих пор продают кассеты VHS. Для этого мира мы придумали хорошую шутку, когда один из персонажей будет искать киноновинку, и ему посоветуют «Аватар 2» в переводе Гоблина,
— рассказывает о своей работе художник-постановщик.
Забегая вперед, нужно отметить, что несмотря на серьёзность исходной темы и всевозможные научные выкладки, важной и большой составляющей сценария является юмор. Как для молодой аудитории, так и для их родителей, чтобы сериал мог объединить у экранов обычно конфликтующие поколения. Ведь именно конфликт поколений и попытки сына и отца найти общий язык легли в эмоциональную основу сюжета.
История с мультивселенными требует серьёзного подхода. И чтобы разбавить пафос, который она невольно порождает, нужна вот такая нарочитая наивность и хорошие шутки. У нас есть потрясающий комедийный дуэт, ребята реально жгут в кадре. Даже когда они молчат, на них смешно смотреть. А когда они начинают говорить, это вообще на разрыв,
— хватается сценарным и актерским решением продюсер Денис Рябцев.
Из всех миров, где мы были, там был мир, когда полицейские приходили и спрашивали: Какие у вас проблемы? Никаких? Ну всего хорошего». И мы такие: «А что, так бывает?» Вот, наверное, в этот мир, где доброта, взаимопонимание, нет лицемерия, люди искренне и по- доброму друг к другу относятся, наверное, вот такой мир идеальный. Но это утопия,
— подхватывает историю о мультивселенной один из комического дуэта, актёр Владимир Карпук.
Ещё из миров у нас будут экологичный ЗОЖ-мир, где все занимаются йогой, берегут природу, стараются позитивно мыслить и ценят позитивный настрой, человеческую жизнь, а не деньги и успех в первую очередь. Есть мир, где до сих пор бушует Ковид. Мир, где была ядерная война, мир с глобальным потеплением и с глобальным похолоданием,
— режиссёр Вадим Валиуллин не устаёт перечислять задумки. Ведь это даже не спойлер: одно дело рассказать словами, а другое — показать зрителям, что получилось.
Это была самая интересная часть работы. Именно экранизировать миры. Я от этого получал наибольшее удовольствие, как от экранизации миров, так и работы с профессиональными артистами, которые с полной отдачей перестраивались и играли совершенно разных персонажей.
Разумеется, на создание максимально фантастической картинки брошены лучшие силы супервайзеров по спецэффектам. Необычные порталы для перемещения, ожившие концепт-арты альтернативной Москвы и особая гордость создателей — Офис, ставший штаб-квартирой героев. Но чтобы вдохнуть жизнь в новую фантастическую вселенную, нужны люди.
Ещё на стадии создания сценария, был не просто дримкаст, а конкретные заинтересованные актёры. Поэтому если вам покажется, что та или иная роль была написана специально под этого человека, то вам не показалось.
Первую партию в принципе суперпозиции ведёт Павел Табаков. Такой же амбициозный, как его Лёха, Павел открыто признаётся, что возможность сыграть именно главную роль, да ещё и в многосерийном проекте, была первым аргументом в пользу съёмок. А как только в его руки попал сценарий, стало понятно, что Табакова поймали на крючок. Павел настоящий фанат научной фантастики и обожает все истории про скачки во времени или путешествия в параллельные вселенные.
Это же такая прикольная история. Всегда хочется фантазировать, и думать кем бы ты был в другом мире. Я бы попрыгал между мирами. Хотя я уже прыгаю, благодаря своей работе,
— Павел действительно горит проектом.
Его персонаж — единственный и неповторимый. И это не фигура речи, это сценарный ход. Павел Табаков — единственный актёр на площадке, которому не пришлось играть несколько версий себя самого. С одной стороны, по-актёрски обидно. С другой, можно только представить, какое невероятное квантовое объяснение придумали для него и для зрителей сценаристы. Так что персонаж с простым именем Лёха — главная интрига сериала «Суперпозиция», который совершенно точно не так прост, как может показаться на первый взгляд.
А вот остальные артисты называют свои роли подарками. Что Игорь Жижикин, который играет всего две версии себя, но кардинально противоположные. Что Константин Лавроненко, который за секунды перевоплощается из злодея в добряка, из учёного в бандита. Именно на плечи Лавроненко легла максимально сложная актёрская задача. Его персонаж Док будет встречаться практически во всех параллельных мирах, и в каждом это будет кардинально новый человек.
Все персонажи — физически клоны друг друга, но у них разный уровень жизненного опыта, который отражается, как в манере поведения, так и в визуальном образе. Это не только грим-костюм, это еще и характерных реквизит, который индивидуален для каждого персонажа. Ну и, конечно, контраст чувствуется на вербальном уровне, они все совершенно по-разному разговаривают,
— за внешнее различие героев отдувается тоже художник-постановщик Сергей Кочетков.
С актёрской точки зрения это, конечно, очень любопытно — на какой-то очень короткий момент ухватить суть, черту того или иного персонажа. Может быть где-то даже чуть-чуть шаржированно или даже утрированно, потому что иногда они появляются буквально на два-три кадра. Хотя это и дополнительная сложность одновременно,
— комментирует работу Константин Лавроненко.
Но изначально мой персонаж — учёный, человек одержимый. И мне интересна и его внешняя сторона, его открытия, и его внутренняя. Потому что эта одержимость влияет на его отношения с сыном. Как и в любой фантастике, на первый план в «Суперпозиции» выходят человеческие взаимоотношения между отцом и сыном. Поскольку в «нашем» мире умерла его жена, сын обвиняет отца, якобы тот, больше занимался своими исследованиями, а не вопросом спасения матери. И поэтому между ними существует такой внутренний конфликт. На протяжении всех серий отец пытается объяснить сыну, что всё не так просто, и происходит некоторое сближение и понимание. Мне кажется, это здорово, что перед нами предстаёт человек, во всех своих проявлениях.
Достаточно забавно выглядит, когда три Лавроненко друг с другом разговаривают,
— добавляет интриги продюсер Дмитрий Щербанов.
Мои персонажи тут враждуют,
— описывает героев Игорь Жижикин.
Они друг о друге знают. В одном мире это положительный персонаж, опер, который руководит группой молодых ребят, а другой персонаж служит тёмным силам. Он прошёл через сложные события в жизни, которые заставили его переметнуться на другую сторону. Они друг за другом гоняются. Хотят достать друг друга. И все эти перипетии проходят через те области науки, которые лежат в основе «Суперпозиции».
Роль роковой фантастической девушки, которая, конечно, покорит сердце главного героя, досталась актрисе с фантастической внешностью Лукерье Ильяшенко.
Моя Алиса — очень умная, очень сильная, как амазонка. Она боец. Ей в целом не до героя Паши Табакова, каким бы он смазливым ни был. Но тем интереснее вам будет смотреть, как герои преодолеют этот барьер,
— Лукерья с жёстким макияжем, зачёсанными плотно волосами, в кожаных брюках и берцах прямо сейчас готова спасать все миры разом.
Но самая сложная сцена, это не какие-то бои, а аннигиляция одного из миров, после которого Алиса вместе с Лёхой оказываются на какой-то полянке, и Алиса обвиняет героя Паши в разрушении мира. Надо было кричать, надо было реально представлять, что чувствует человек, когда понимает, что его дома больше нет. Эмоционально это невероятно тяжело. Даже слёзный карандаш не понадобился.
Разбавить такие сильные эмоции вызвали комический десант в лице Никиты Санаева и Владимира Карпука. Они играют мажористых и предприимчивых, не очень честных, но в целом обаятельных ребят, товарищей главного героя, которые всё время пытаются растормошить Лёху, чтобы он занимался не только наукой, но и почувствовал вкус жизни.
Юмор — это вот есть двигатель, есть бензин, который запускает двигатель, и тот начинает работать еще сильнее. И зритель через юмор начинает осознавать те серьезные вещи, которые ему пытались донести раньше,
— защищает свою роль Владимир Карпук.
Я для своего Дэна придумал такое зерно наивности. Вот наивный такой человек, который берет от жизни все. И где умник видит препятствие, наивный берет и действует. Поэтому мне кажется, что наивность — это великий дар.
Никита Санаев поддерживает коллегу:
У нас вообще суперпарочка, мы два больших ребенка, которые не очень встроились во взрослый мир и продолжают вести себя абсолютно как дети. Поэтому какие-то поступки, которые можно оценить как не очень хорошие, они совершают абсолютно с чистым сердцем.
Но, пожалуй, самым важным элементом звёздного кастинга стало согласие на роль мамы главного героя Марины Зудиной. Мама и сын уже не раз играли вместе в театре и даже на пару минут пересеклись в фильме «Ампир V», но вот так в полноценной связке на съёмочной площадке оказались впервые.
Марина Зудина — наша большая удача. В сценарии есть очень трогательная сцена, прям вот душещипательная. Как она задумывалась, так и получилась. Мне кажется, что кроме мамы с сыном, так сыграть никто не сможет,
— интригует продюсер Дмитрий Щербанов.
Марина Зудина, в первую очередь, блестящая актриса. Но то, что она в реальной жизни мама Павла Табакова, добавляет подлинной химии в отношения их персонажей в кино,
— комментирует семейный кастинг режиссёр Вадим Валиуллин.
Отношения Лёха с мамой — важнейшая эмоциональная составляющая проекта. Тот самый мотиватор, который нужен главному герою, чтобы начать действовать.
Здесь интересная история, она очень необычная и для меня не бытовая. Наверное, если бы мне предложили роль мамы, которая просто встречает сына и кормит его обедом, мне было бы неинтересно. А здесь же много разных тем, хотя роль небольшая. И, конечно, есть отпечаток наших личных отношений. Когда такую историю играют близкие люди, они всегда гораздо больше про себя рассказывают и друг другу могут сказать. И для меня при выборе этой роли важную роль сыграло то, что я могу зафиксировать какие-то слова нежности в адрес своего сына. Это возможность ещё раз сказать сыну: «я тебя люблю»,
— комментирует Марина Зудина.
Я вообще не ожидал, но недавно мы снимали сцену и определённый текст, который произносила Марина Вячеславовна, вызвал во мне очень живую эмоцию. Я совсем не ожидал, что это вот так сработает. При том, что я в такие моменты стараюсь убирать родственную близость, родство. Выкручиваю на минимум «маму» и на максимум «актрису»,
— поделился впечатлениями Павел Табаков.
Всегда непростые семейные отношения, философские идеи о влиянии человека на мир, в котором он живёт, эффектный экшен, убедительный популяризатор науки — «Суперпозиция» снята на стыке жанров и идей. Проект умело балансирует на грани аттракциона с хорошим юмором и взрывной динамикой и понятной человеческой драмой, которая придаёт глубины всем персонажам.
Я думаю, что каждый зритель для себя сможет найти что-то уникальное, то, что срезонирует с его мироощущением в первую очередь. Каждый человек видит то, что есть в нём самом, а наш проект настолько многогранный, что мы обязательно попадём в самых разных зрителей,
— убеждён Вадим Валиуллин.
У нас научная фантастика. Кто-то из великих сказал, что наука нас делает богами, а искусство людьми. Мне кажется, что наш сериал это все совмещает, и это делает его интересным для зрителя,
— Владимир Карпук неожиданно из комика превратился в лирика.
Мне кажется любой человек, а актёр уж точно, заинтересуется фантастикой. Где ещё можно так смело пофантазировать? Мы же любим поиграть, пошевелить мозгами,
— Константин Лавроненко собирается посмотреть сериал, как зритель, а не как актёр, который будет оценивать свою работу.
Это – то, о чём мечтаю все люди. Это – предел человеческих способностей. Это – мультивселенная. Это – другой взгляд на науку. Это – выход из разных ситуаций и объяснение как из них можно выйти. Или нельзя. О любви. О дружбе. Это – интересный сюжет. Поэтому я считаю, что «Суперпозицию» обязательно надо смотреть,
— готовится к премьере Игорь Жижикин.