Режиссёр фильма «Найда», Юрий Шолин, рассказал об использовании двойственного финала как способе манипулирования вниманием зрителя, поделился мыслями о сложном нравственном выборе, перед которым может оказаться каждый, а также затронул тему смысла жизни, которая пронизывает весь сюжет истории.
— Расскажите о себе?
Я родился Оренбурге и в 1991 году получил специальность «Техник технолог на станках с ЧПУ».
За свою жизнь успел поработать по разным специальностям: от слесаря и монтажника до юриста и директора предприятия. Я всегда мечтал о кино, посещал все кинолектории с приезжими актерами, которые проходили в кинотеатрах города. В 2015 году окончил платные курсы во ВГИКе на второго режиссера, мастерская А. И. Богуна. Как кинорежиссер дебютировал с фильмом «Найда» в 2019 году.
— Можете выразить основную идею фильма? Как вы думаете, какие чувства фильм призван вызывать у зрителя?
«Найда» — это драма самого обычного человека. Герой потерял семью, и весь его смысл жизни сводится к заботе о собаке. Кто-то предпочитает наживать богатство обманом и в этом видит свой смысл. Другие живут, чтобы помогать людям. Хорошо, что находятся те, кто стремится донести доступным языком о несправедливости, показывают, что окружает человека каждый день: злоба и доброта, безразличие и участие, жестокость и милосердие.
— Какой выбор вы ставите перед героем в конце?
В финале герой держит в руках пулю и думает, как поступить дальше: покончить счёты с жизнью или идти вперёд. Но, наверное, тяжелее всего ему далось решение убить свою раненую собаку, чтобы облегчить её мучения в последние минуты жизни. Ведь он мог отомстить и выстрелить в хулиганов… Я думаю, в этот момент он решил прервать порочный круг убийств и крови, в который ему пришлось войти ещё на войне. У меня была идея снять продолжение истории о попытках героя направить на правильный жизненный путь этих парней, так как один из них напомнил ему покойного сына.
— Чем обусловлено решение финальную сцену сделать после титров? Почему вы решили сделать двойственный финал?
По большей части это связано с манипуляцией зрительским вниманием. Сперва для нас становится неожиданностью решение героя пристрелить собаку. Далее я решил дать зрителю возможность обдумать мотивы принятого решения на титрах, после чего показать сцену с пулей. Перед героем сложный выбор: облегчить ли свои мучения на этом свете или пытаться жить. Как раз двойственный финал здесь перекладывает ответ на этот вопрос на зрителя, предлагая додумать концовку самостоятельно, сделать выбор вместе с героем.
— Как вы нашли финансирование для проекта?
Я финансировал фильм полностью на свои сбережения. Для меня было важно доказать, что я могу снимать хорошее качественное кино и мне можно доверять следующие проекты.
Интервью – Александр Скоробогатов
Редактор – Ксения Скоробогатова
Расшифровка – Юлия Тарас