3 и 4 июня в Москве пройдут показы фильмов из цикла «История российских тюрем» в рамках проекта КАРО.Арт.
Онлайн-кинотеатр KION совместно с КАРО.Арт 3 и 4 июня приглашают на показы фильмов «Бутырка» и «Владимирский Централ», рассказывающих о старейших пенитенциарных учреждениях России. Фильмы представят и обсудят со зрителями режиссер Юлия Бобкова, продюсеры Сергей Мирошниченко и Ангелина Ашман, а также писатель Евгений Жаринов.
Подробная информация о показе фильма «Владимирский централ» по ссылке
Подробная информация о показе фильма «Бутырка» по ссылке
Проект продолжает историю, начатую известным документальным фильмом «Кресты» студии «Остров» (создатели: Сергей Мирошниченко и Ангелина Голикова (Ашман). «Кресты» – первый российский документальный проект, приобретенный для международного показа платформой Netflix.
Два новых полнометражных документальных фильма посвящены Бутырскому следственному изолятору (ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по г. Москве), известному также как Бутырская тюрьма или «Бутырка», и «Владимирскому централу» (ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области) — российской тюрьме для особо опасных преступников в городе Владимир. Режиссеры проекта — Сергей Попов и Юлия Бобкова (студия «Остров»).
Создатели продолжают исследовать историю российских тюрем, построенных в XIX веке по приказу Екатерины II. Как и в «Крестах», тюрьмы рассматриваются как «государство в государстве» со своими порядками, законами и обычаями, философией. Два новых фильма «Истории российских тюрем» — попытка передать атмосферу, царящую за высоким забором с колючей проволокой.
Обе тюрьмы отличаются уникальной архитектурой, а их история связана с историей самой России. Так, например, в «Бутырке» донской казак Емельян Пугачев ожидал своей казни вплоть до 1775 года. Его именем до сих пор названа одна из башен тюремного замка. Среди других заключенных «Бутырки» — Александр Солженицын, Владимир Маяковский, Всеволод Мейерхольд, Сергей Королев. Съемочная группа фильма посещает следственный изолятор, разделяющий жизнь тех, кто в нем содержится, на «до» и «после». Зрители увидят камеры заключенных, стену памяти жертв репрессий, кабинет, принадлежавший Берии, быт обитателей тюрьмы: от работы на кухне, складе, в библиотеке, мастерских до репетиции спектакля по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь», совместного просмотра телевизора и проходивших тогда выборов в Госдуму.
Если в начале XX века «Владимирский Централ» был местом содержания политических заключенных, то в конце века в стенах этой тюрьмы побывало уже несколько сотен воров в законе. Здесь в разное время также отбывали наказания американский летчик-шпион Фрэнсис Пауэрс, идеолог Белого движения Василий Шульгин, киноактриса Зоя Федорова, певица Лидия Русланова, несколько нацистских генералов, а после смерти Иосифа Сталина – его сын Василий. Сейчас там содержатся осужденные за особо тяжкие преступления и злостные нарушители тюремного режима, доставленные из других тюрем. В фильме заключённые «Владимирского Централа» рассказывают о своем прошлом и настоящем – кто-то делится своими снами, которые в тюрьме становятся особенно яркими, а кто-то рассказывает о новом увлечении чтением или религией.
Красной нитью через все фильмы трилогии проходят тема свободы. Можно ли заключенный чувствовать себя свободным? А те, кто работают в тюрьме? А насколько свободны те, кто «на свободе»? Об этих вопросах трилогия «История российских тюрем» предлагает подумать и зрителям.
Документальный фильм KION «Владимирский централ» признан Лучшим документальным фильмом 45-ого Московского международного кинофестиваля.
Сергей Мирошниченко, автор сценария, продюсер:
Это первый в истории документального кино цикл, снятый не только о заключённых, но и о тех, кто там работает. Столь глубокого, в целом, исследования тюремной тематики не было со времен Солженицына, Шаламова. К этой теме обращался Достоевский и Чехов. Этот цикл претендует на серьезные исследования проблемы бытия человека в замкнутом пространстве, наследуя размышлениям о свободе и грехе. Мы покажем, как складывается философия каждого отдельного замка, где как бы накапливаются некая мистическая энергия. Ведь в каждом из мест заключения существуют свои призраки, герои и предатели.
Ангелина Ашман, продюсер:
В цикле “История российских тюрем” мы объединили несколько направлений документалистики и рассказали об истории самых известных тюрем России в контексте разных ситуаций, поговорили с нынешними заключенными об их опыте ощущения жизни за решеткой, о том, как устроен их быт. Не забыли о философском базисе заключения, ведь в России в разные времена в нем оказывались люди искусства за свои идеи. Мы сняли не просто “киноэкскурсию”, а эссе, которое приглашает зрителей к размышлению.
Юлия Бобкова, режиссер «Владимирского Централа»:
Сам факт погружения в тюремную тематику, изучение ее внутренних законов и правил оказался для меня вызовом. Я осознала, что это — отдельный мир, в котором нужно быть очень сильной личностью – не важно, являешься ли ты осуждённым или сотрудником. На этапе подготовки к съемкам мы изучали исторические документы и биографии личностей, которые содержались во «Владимирском Централе» в разные годы. Именно воспоминания тех, кто содержался в тюрьме раньше, помогли лучше понять тех, кто содержится там сегодня. Во время съёмок самыми важными моментами стали интервью с осуждёнными за особо тяжкие преступления. Важно было найти контакт, чтобы эти люди доверили нам свои истории и мысли, чувствовали себя уверенно перед камерой. Мы решили показывать их не в камерах, а в абстрактном темном пространстве ( визуальная параллель с живописью Караваджо). Люди, которые поделились не только своими историями , но и философскими размышлениями о современности, стали для меня настоящим открытием. Каждый из героев по-своему уникален. Например, ветерану ФСИН Константину Евсееву в этом году исполнился 101 год.
Создатели:
Автор идеи сериала «История российских тюрем» – Сергей Мирошниченко
«Бутырка»
Продюсеры: Сергей Мирошниченко, Ангелина Ашман
Режиссер: Сергей Попов
Авторы сценария: Сергей Мирошниченко, Елизавета Конякина
Режиссер монтажа: Юлия Серьгина
Монтаж: Павел Лапшин
Операторы: Григорий Апаляйс, Артем Анисимов, Юрий Ермолин, Вячеслав Сачков
«Владимирский Централ»
Продюсеры: Сергей Мирошниченко, Ангелина Ашман
Режиссер: Юлия Бобкова
Авторы сценария: Сергей Мирошниченко, Елизавета Конякина
Композитор: Мурат Кабардоков
Режиссер монтажа: Дарина Умнова, Мария Евтеева
Операторы: Сергей Амирджанов, Никита Аниськин, Юрий Ермолин, Роман Малышев
Синопсисы:
«Бутырка»
Уникальное кинонаблюдение за жизнью сотрудников, подследственных и осужденных в одной из старейших тюрем России – Бутырского тюремного замка, который хранит множество тайн и легенд о таких узниках как Емельян Пугачев, Владимир Маяковский, Александр Солженицын, Всеволод Мейерхольд, Сергей Королев и многих других. Фильм включает в себя интервью и наблюдение за бытом заключенных в тюрьме, где происходят те же события, что и в повседневной жизни «человека на воле»: работа, церковный праздник с крестным ходом, выборы в Государственную Думу, Новый год, постановка спектакля.
«Владимирский Централ»
Документальный портрет тюрьмы, через стены которой прошло рекордное количество политиков, революционеров, ученых, философов и военных. Раньше «Владимирский централ» считали, в первую очередь, тюрьмой политической, но позднее она стала местом для особо опасных преступников. Герои фильма – сотрудники, заключенные и ветераны ФСИН, которые когда-то вели надзор за сыном Сталина Василием, Лидией Руслановой, авторитетами криминального мира. Герои фильма размышляют о ценности жизни и смерти, исправлении, любви, родине и пытаются найти ответ на вопрос «А какой суд – самый справедливый?».
______
КАРО.Арт – создан в 2017 году и стал главной платформой фестивального кино в стране. Уникальный проект, не имеющий аналогов в российской культурной сфере. Команда КАРО.Арт регулярно создает значимые кинособытия для городской жизни: от зрительских премьер с дискуссиями после показов до эксклюзивных релизов в российском прокате, а также формирует альтернативный репертуар в кинотеатральной сети с акцентом на авторский российский кинематограф в Москве, Московской области, Петербурге, Калининграде, Екатеринбурге, Тюмени и Новосибирске. Максимальная доля сеансов КАРО.Арт в основном репертуаре сети составляет 8,7% в месяц.