Форум «Новый вектор» – день первый

Поделиться в соцсетях:
Слов в тексте - 1268, время чтения в минутах - 7

В Калининграде на площадке кинотеатра «Заря» 28 июня стартовал форум регионального кино «Новый вектор».

Мероприятие проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Президентского Фонда культурных инициатив и Правительства Калининградской области.

Форум открылся установочной сессией «Новые возможности регионального кинематографа» с участием руководителей региональных министерств культуры, ведущих киностудий России, директоров продюсерских компаний, представителей некоммерческих организаций. Мероприятие прошло в рамках Конференции региональных кинокомиссий, составившей деловой блок форума.

В ходе установочной сессии прошла презентация проектов Фонда поддержки регионального кинематографа. Заместитель исполнительного директора ФПРК Дмитрий Якунин анонсировал проведение в этом году конкурса документального кино «Россия – взгляд в будущее». Прием заявок стартует в ближайшее время.

По словам Якунина, название форума отражает главную цель калининградской встречи, которая заключается в раскрытии потенциала нового направления киноиндустрии, – регионального кинематографа.

Потенциал региональной киноиндустрии через возможности кинокомиссий обозначил в своем выступлении министр по культуре и туризму Калининградской области Андрей Ермак. Это поддержка и развитие региональной киноиндустрии с позиций новых бизнес-возможностей; презентация региона, его уникальных исторического, культурного и природного потенциала; создание экосистемы вокруг региональных кинопроектов, включающую предприятия малого и среднего бизнеса, транспортных, гостиничных структур и других сервисных форматов.Особое место в своем выступлении министр отвел системе рибейтов, которая должна действовать бесперебойно, потому что «только так возможно завоевать доверие продюсеров».

Генеральный директор компании «Проспект мира» Антон Богданов поддержал своих коллег и отметил важность системного развития стратегии рибейтов. По его мнению, все больше регионов проявляет интерес к этой модели, находят в ней значительные перспективы и для региональных бюджетов и для инвесторов. Но не только финансовая составляющая представляет важность в контексте развития регионального кино. Одним из ключевых вопросов остается проблема уровня и качества подготовки региональных специалистов киноиндустрии.

Креативный продюсер Свердловской киностудии Евгений Григорьев на примере кинопроектов, реализуемых в регионе, отметил четыре главных составляющих стратегии регионального развития – профессиональную, территориальную, социальную, художественную. Участники сессии поддержали подобный подход, отметив, что данные критерии можно проецировать и на все остальные регионы нашей страны.

Работу Конференции продолжила экспертная сессия «Кинокомиссии: международный опыт». В ней приняли участие ведущие российские и международные эксперты: представители Италии и Венгрии, специалисты кинокомиссий, продюсеры.

Модератор сессии, редактор гуманитарного блока «Российская газета – Неделя» Сусанна Альперина, призвала подойти к обсуждению проблематики кинокомиссий в «новом» ключе: не только оценивать мировой опыт, но и перспективы его трансляции на российские площадки.

  Страшно интересно: «viju ночь эмоций» раскроет все оттенки страха в кино

Продюсер, специалист кинокомиссии при Министерстве культуры Италии Анжело Скондо, отметил, что в Италии действительно накоплен большой опыт работы данной структуры, которая объединяет 20 региональных комиссий. Национальная Кинокомиссия при Министерстве культуры Италии ориентирована на решение задач высокого уровня, преимущественно финансового характера, оптимизацию налоговой нагрузки, привлечение инвесторов, распределение средств от рекламных проектов.

Местные институты содействуют организации кинопроцесса в регионах, взаимодействуют с областными властями, но при этом освобождены от чрезмерной бюрократической нагрузки. По его мнению, такая двухуровневая система, наличие общей базы данных, тесная связь между производителем-регионом и министерством культуры делают подобную модель отношений максимально эффективной.

Заместитель исполнительного директора Фонда «Кинопрайм» Вадим Потапов акцентировал внимание на опыте организации кинокомиссий в США. Одной из ключевых особенностей американского опыта, по его мнению, является четко структурированная система отчетности и соблюдения сроков подачи всех необходимых документов, прежде всего, финансового характера. Эту черту, по мнению спикера, следовало бы взять на вооружение и российским структурам.

Продюсер студии Eurasian Films (Россия-Венгрия) Ольга Слабова презентовала перспективные проекты, реализованные на венгерских площадках, в кооперации с Национальным бюро кинематографии Венгрии. Она особо отметила, что в нынешних условиях сотрудничество с венгерскими партнерами развивается поступательно. При этом в данной стране активно используется аналог рибейтов – формат государственных субсидий. Страна создает отличные условия для развития киноиндустрии как национальной, так и международных проектов. Только в 2022 году в девятимиллионной Венгрии объем инвестиций в кинобизнес составил более 600 млн евро в год. При этом условия для российских кинематографистов создаются оптимальные – включая расчеты в рублях.

Экспертная сессия «Законодательные инициативы по развитию регионального кино» стала одним из центральных событий первого дня форума. Тон дискуссии задал и.о. заместителя губернатора Красноярского края, председатель кинокомиссии Красноярского края Василий Нелюбин, который акцентировал внимание на опыте взаимодействия органов региональной власти и структур, вовлеченных в организацию кинопроцесса. Главные проблемы текущего момента, по его мнению, связаны со слабым развитием местной производственной инфраструктуры.

По признанию спикера, бюджет региона, который занимает пятое место по стране, не имеет достаточной правовой основы для прямой поддержки игрового кино. Есть серьезные финансовые и правовые ограничители. Законы о поддержке киноиндустрии, с точки зрения органов финансового контроля, могут трактоваться только через призму субсидий и внебюджетных средств.

Именно поэтому на территории региона снимают фильмы компании из Москвы и других крупных центров, местным производителям ресурсов для крупных проектов недостаточно. Следовательно, нужна серьезная правовая база, которая бы учитывала всю специфику киноиндустрии на региональном уровне.

  Главное новогоднее шоу «SnowПати» телеканала «Музыка Первого» — на сцене «ВТБ Арены»!

Заместитель губернатора ХМАО Елена Шумакова поделилась информацией о наиболее успешных региональных проектах. К их числу относится международный кинофестиваль «Дух огня», который проводится уже два десятилетия. Благодаря этой площадке сформирована экосистема регионального кино, которая включает кинематографистов, зрителей, инвесторов, понимающих специфику кинопроцесса и возможности региона, с точки зрения реализации нашего потенциала. Это серьезные возможности для продвижения дополнительных инвестиций и российского культурного кода в международном пространстве.

Важным шагом для региона стало создание диалоговой платформы Академия «Дух огня», которая открывает несколько мастерских-лабораторий, ориентированных на молодежь, заинтересованную в создании креативного продукта на северных локациях.

Заместитель министра культуры Алтайского края Алексей Бочаров акцентировал внимание на необходимости сочетания нескольких факторов для успешной реализации кинопроектов на региональном уровне. Федеральное законодательство пока еще не дает правых возможностей для бюджетных вложений в региональное производство, а грантовая система – необходимые ресурсы для реализации его потенциала.

По его словам, Алтайский край работает над совершенствованием правовой базы для решения этого вопроса. Но следует учитывать, что сейчас возникла еще одна серьезная проблема для местного кинопроизводства: резкое сокращение прокатной сети. Здесь так же требуется решение на уровне федеральных органов, особенно для сельской местности.

Художественный руководитель государственной национальной кинокомпании «Сахафильм», председатель кинокомиссии Дальневосточного округа Алексей Романов поддержал своих коллег и четко обозначил ключевую проблему развития регионального кино: отсутствие в федеральном и региональном реестре государственного заказа в сфере кинопроизводства, что резко сужает пространство для маневра региональных властей, с точки зрения выделения средств из бюджета.

Решение этого вопроса он видит во внесении в региональный реестр государственного заказа область кинопроизводства.

Центральным событием Конференции региональных кинокомиссий стало пленарное заседание «Возможности и ограничения регионального кинематографа».

Председатель Совета ФПРК, первый заместитель председателя Союза кинематографистов России Лариса Солоницына подчеркнула, что руководителям регионов в формировании политики по продвижению кинематографа важно учитывать то, с какими чувствами выходят люди из кинозалов: что в голове у людей, которые смотрят фильмы, снятые их земляками и соотечественниками.

Заместитель исполнительного директора ФПРК Дмитрий Якунин добавил, что на данный момент в регионах РФ действуют 2257 студий и 1842 студии – в Москве и Санкт-Петербурге. Между тем бюджет, который выделяется федеральным кинокомпаниям, в 25 раз больше, чем региональным киностудиям.

Директор департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры Российской Федерации Дмитрий Давыденко, подводя итоги заседания, отметил, что российского зрителя региональные истории привлекают не только своей аутентичностью, но и искренностью.

Еще несколько лет назад для нас, так скажем, основными кинематографическими точками были Москва и Санкт-Петербург и совсем немного других городов. Сегодня снимают кино на Алтае, в других небольших городах. Люди смело едут в экспедиции, потому что там есть поддержка региональных властей. Думаю, молодые авторы хотят рассказывать свои истории из глубинки или из своего родного края, где они выросли. Зритель понимает эти истории, потому что они искренние и настоящие,

– пояснил журналистам представитель ведомства.

  Образовательный интенсив для режиссёров-дебютантов «Искусство питчинга» состоится 18–21 ноября

Церемония открытия форума началась с приветствия его участникам президента России Владимира Путина, которое огласил Андрей Ермак. Глава государства призвал содействовать консолидации кинематографистов из разных регионов России, обмену опытом и лучшими практиками, продвижению замечательных гуманистических, духовно-нравственных, просветительских традиций, «которыми по праву славится наша многонациональная культура».

В свою очередь, Дмитрий Давиденко огласил приветствие министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой. Глава ведомства подчеркнула важность работы кинокомиссий и развития регионального кино. По ее мнению, это «позволяет в полной мере раскрыть потенциал креативной индустрии, создаёт возможности для появления новых имён, новых талантливых кинематографистов, способствует децентрализации российского кинопроизводства».

Также в своем видеоприветствии обратился и председатель Союза кинематографистов России, актер, режиссер Никита Михалков.

Это возможность заниматься кинематографом у себя дома. Не рваться в Москву или Санкт-Петербург, а снимать кино у себя про себя с тем, чтобы его потом смотрела вся страна. Региональное кино – это документ жизни того или другого региона, отраженный кинематографическим способом,

– пояснил Михалков и выразил надежду, что данная инициатива ФПРК «поможет возрождать кинематографические технологии, региональные киностудии».

На церемонии была посмертно вручена награда «За вклад в развитие регионального кинематографа» знаменитому российскому киноведу, культурологу, писателю и журналисту Кириллу Разлогову. Приз дочери киноведа – продюсеру Анастасии Разлоговой – вручила Лариса Солоницына.

Завершился вечер фильмом открытия «Чудомобиль» (реж. Валентина Коровникова). Ведущим церемонии выступил актёр и режиссер Антон Богданов.

Поделиться в соцсетях:
Работники ТВ