Участников Каспийского кинофорума приветствовали Ольга Любимова, Сергей Лавров и Никита Михалков

Поделиться в соцсетях:
Слов в тексте - 1565, время чтения в минутах - 8

В Москве 17 октября стартовал Международный Каспийский кинофорум. Мероприятие проходит 17-18 октября в гибридном формате: очные выступления – в конференц-зале Центрального дома кинематографистов.

В работе кинофорума принимают участие представители органов государственной власти, отраслевых коммерческих и некоммерческих учреждений России, Азербайджана, Ирана и Казахстана.

Деловую программу открыла международная конференция «Каспий – открытый горизонт».
Участники встречи рассказали о развитии кинематографа в своих государствах и поделились опытом копродукционного взаимодействия.

Модератором выступила Галина Сыцко, заместитель директора по социальным проектам фонда «Росконгресс».

Конференцию открыла Светлана Фричинская, заместитель директора Департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры Российской Федерации. Она отметила, что усиление взаимодействия кинематографий стран Каспия не только оказывает позитивное воздействие на сферу креативных индустрий, но и на формирование общественного мнения, в частности – гармонизацию межнациональных отношений. Также представитель ведомства огласила приветствие министра культуры России Ольги Любимовой участникам Международного Каспийского кинофорума.

Участие в форуме – прекрасная возможность познакомиться с единомышленниками, обменяться опытом с коллегами, принять участие в дискуссиях, обсуждениях и, конечно, кинопоказах,

– подчеркнула министр в своем обращении.

Отметим, что приветствия в адрес участникам форума направили министр иностранных дел России Сергей Лавров и председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков.

О ценности межгосударственного взаимодействия в культурной сфере заявила и министр культуры Астраханской области Ольга Прокофьева.

Мы планомерно выстраиваем отношения с нашими соседями. Нас объединяет Каспий, мы развиваем разные векторы сотрудничества, одним из динамично развивающихся направлений является сфера культуры. <…> В Астраханской области имеется опыт проведения киномероприятий, на территории реализуются съемочные проекты, в последние годы их количество возросло,

– рассказала Прокофьева и перечислила ключевые проекты в сфере культуры, площадкой для которых стала Астраханская область.

Дмитрий Якунин, заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа, сформулировал задачу Международного Каспийского кинофорума.

Главная задача – укрепить гуманитарное сотрудничество со странами Каспийского региона и способствовать реализации копродукционных проектов. Кроме того, мы хотели бы познакомиться поближе с кинематографиями стран “каспийский пятерки”. По итогам форума будет принята резолюция, а также выпущен информационный каталог, в котором будет представлена информация о ключевых игроках киноиндустрии стран-участниц кинофорума.

Назим Гусейнов, генеральный директор киностудии «Азербайджанфильм», рассказал о развитии кинематографа в Азербайджане. По его словам, на данный момент в республике действует 12 продакшн-компаний, предоставляющих широкий спектр услуг для кинопроизводителей.

В прошлом году в Азербайджане было снято три полнометражных, 12 документальных, два анимационных фильма. В нашем портфеле есть один копродукционный проект – фильм “Последний герой”, снятый совместно с киностудией “Лендок”. В России картина была показана на канале “Культура”,

– уточнил Гусейнов и добавил, что помимо развитой инфраструктуры Азербайджан может предложить разнообразные локации.

Что касается актуальных тем, потенциально применимых для реализации копродукционного проекта, спикер обозначил проблему экологии Каспийского моря. Этот же тезис поддержал Виктор Вильковиский, продюсер и режиссер из Казахстана, режиссёр фильма «Возвращение моря».

Раед Фаридзаде (Иран), руководитель отдела международных связей Фонда кино Фараби, представил Хазарский региональный кинофестиваль (Khazar Regional Film Festival), проведение которого запланировано в следующем году. В рамках киносмотра будут обсуждены вопросы проведения совместных мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества между нашими странами, поддержки молодых кинематографистов и т.д.

Наша цель – задействовать как можно больше партнеров для сотрудничества в сфере кинематографа,

– подчеркнул участник дискуссии.

  «Телемания-2024»: «Как музыка стала фоном: исчезновение запоминающихся саундтреков»

Масуд Ахмадванд, глава Культурного представительства при Посольстве Исламской Республики Иран в Российской Федерации, подчеркнул, что в последние годы Иран и Россия тесно взаимодействуют в сфере кинематографа. Подписаны соглашения о сотрудничестве с Минкультуры России, Госфильмофондом, МОСКИНО, Союзом кинематографистов России.

Страны Востока через фильмы также могут транслировать свои ценности и представить свое видение тех процессов, которые происходят в мире сейчас. При этом необходимо поддерживать действия России и Ирана по созданию российской академии кино. Это очень важная инициатива,

– подчеркнул Масуд Ахмадванд в заключение выступления.

Айнура Дюсенова, руководитель международного отдела НАО «Государственный центр поддержки национального кино», в цифрах представила динамику развития кинематографа в Казахстане.

В Казахстане на данный момент действует 92 кинотеатра, восемь крупнейших киносетей, три кинотеатра IMAX. Международные киностудии работают с местными компаниями. В 2022 году в прокат вышло 445 фильмов, кассовые сборы составили 55 млн евро. Из них 34% – производства США, 27% – Европы, 14% – Казахстана,

– уточнила Дюсенова и добавила, что наиболее популярные жанры у зрителей семейные комедии, экшн, фэнтези.

По данным спикера, 32% снятых фильмов за последние годы в Казахстане – на казахском и русском языках, 13% картин было снято на русском языке.

Айнура Дюсенова также сообщила, что в стране в тестовом режиме работает программа ЕАИС. Среди наиболее популярных российских стримминговых платформ – «Кинопоиск», Окко и «Иви». В 2021 году, по ее словам, в республике насчитывалось 15,5 млн пользователей интернета, наиболее широко распространен мобильный интернет.

Кроме того, участник дискуссии напомнила, что в 2023 году в Казахстане создана кинокомиссия, а также запущена система рибейтов, позволяющая съемочным группам возвращать до 30% потраченных средств.

Что касается копродукционных проектов, то пока у нас единственный кейс за пять лет – это проект с российской студией “Татаркино”. Также ожидаем сотрудничества с Францией,

– заключила Айнура Дюсенова.

Борис Машковцев, генеральный директор киностудии «Союзмультфильм», отметил, что компания крайне заинтересована в сотрудничестве с зарубежными партнерами. Он добавил, что у киностудии есть собственный факультет анимации в московских колледжах, где обучают будущих специалистов.

У нас представлены все технологические линейки, используемые сегодня в производственном процессе, но мы сохраняем и “классические” технологии. <…> Также “Союзмульфильм” развивает собственную сеть тематических клубов и парков: мы проводим выставки, фестивали, мастер-классы,

– уточнил участник дискуссии.

Он также подчеркнул, что важнейшая часть стратегии компании – будучи государственной студией, стать студией глобального масштаба.

Ольга Жукова, исполнительный директор Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), рассказала о содействии кинематографистам в различных регионах страны и выразила намерение объединения усиливать международное взаимодействие в краткосрочной перспективе.

В ходе своего выступления Жукова уточнила, что в России на данный момент действует 38 кинокомиссий или организаций, «которые помогают съемочному процессу». Также у АПКиТ был позитивый опыт выплаты рибейтов иностранным производителям. Ассоциация наращивает опыт в этом направлении.

  Образовательный интенсив для режиссёров-дебютантов «Искусство питчинга» состоится 18–21 ноября

Александр Герасимов, директор Открытого российского фестиваля анимационного кино «Суздальфест», предложил обсудить проведение совместных программ для усиления взаимодействия между странами «каспийской пятерки»: показа анимационных фильмов, презентации киностудий и кинопроектов, проведение конференций, круглых столов и т.д.
Одной из площадок, по его мнению, мог бы стать “Суздальфест”. Также он подчеркнул важность сбора информации о состоянии анимационных индустрий в странах Каспия.

У нас крайне мало информации друг о друге, а время в цифровую эпоху летит быстро,

– отметил участник дискуссии.

Владимир Трубкин, продюсер, советник генерального директора медиагруппы «Красный квадрат», выразил убеждение, что Иран – серьезный партнер России в области кинематографа. И партнерство это нужно начинать со сценариев. Также спикер подчеркнул, что очень важно знать культурные особенности региона.

Нина Кочеляева, ведущий научный сотрудник, начальник отдела разработки и апробации методик кинопросвещения ВГИК им. С. А. Герасимова отметила важность проведения фестивалей в Каспийском регионе.

Я полностью поддерживаю инициативу коллег провести фестиваль с участием кинематографий наших стран. Это очень важная и нужная инициатива, и мероприятие такого масштаба могло бы включать в себя конкурсные, образовательные программы. Также можно было бы сделать его кочующим, переезжающим из одной страны в другую, чтобы, во-первых, ознакомиться с локациями данных стран, а во-вторых, сформировать международную комиссию, куда вошли бы представители этих стран,

– пояснила эксперт.

В заключение конференции заместитель председателя Союза кинематографистов России Валерий Тонких поделился своим предположением относительно того, в каком направлении будет развиваться взаимодействие с партнерами стран Каспия.

Проведение кинофорума – это инициатива президента Владимира Путина, поддержанная нашим председателем Никитой Михалковым. Делегация Союза кинематографистов России посетила Иран в прошлом году, и мы с нашими партнерами очень долго и подробно говорили об организации такого кинофорума. Сегодня в ходе конференции хотелось бы наметить вектор дальнейшего развития. В целом я очень доволен началом – у нас выступили представители каспийских стран, с их стороны были озвучены конкретные предложения, а без таких контактов и развития не было бы. Думаю, что это только начало нашего сотрудничества,

– резюмировал Тонких.

Галина Сыцко перечислила аспекты, необходимые для качественного взаимодействия в области реализации копродукционных проектов.

В самом начале производства фильма нужно четко понимать его аудиторию, в особенности это актуально для копродукционных проектов. Проекты совместного производства – это и про бизнес-составляющую, и про популяризацию российских культурных ценностей, и про обмен компетенциями среди специалистов киноиндустрии. Наши страны объединены географически и исторически имеют интересную кинематографию. Конечно, не все они сейчас одинаково динамично развиваются, но если посмотреть ретроспективно за последние 100 лет, у каждой можно найти что-то, чему стоит поучиться. Нужно понимать, что первым вызовом всех проектов совместного производства является сценарий, которым должен быть близок зрителю каждой из стран-участников. Думаю, самым простым было бы начать с документального кино. У нас наверняка есть истории, потенциально интересные зрителям каспийских стран. Плюс, как известно, док не требует финансовых вложений, какие необходимы для создания игрового кино,

– пояснила эксперт.

В продолжение работы кинфоорума состоялся круглый стол на тему «Кинообразование стран Каспийского региона: пути взаимодействия и развития». Модератором выступила Нина Кочеляева.

  Страшно интересно: «viju ночь эмоций» раскроет все оттенки страха в кино

Смотреть запись >>

Участие в нем приняли:

Рамиль Алекперов – пресс-секретарь киностудии «Азербайджанфильм», сценарист, преподаватель Азербайджанского государственного университета культуры и искусств;
Мехди Шафии (Иран) – генеральный директор Отдела киноисследований и кинематографических навыков;

Талгат Тайшанов (Казахстан) – кинооператор, режиссёр, доцент факультета «Режиссура, арт-менеджмент и операторское искусство» КазНУИ;

Азат Хакимов (Казахстан) – режиссёр, продюсер, директор медиа-кинолаборатории, руководитель образовательной программы «Цифровое кинопроизводство» Школы Медиа и Кино, Ассоциированный профессор Алматы Менеджмент Университет;

Роза Ахмадиева – ректор Казанского государственного института культуры;

Иоанн Клиндухов – руководитель Чемпионата «АртМастерс Регионы», проректор Института развития профессионального образования Министерства просвещения РФ;

Алексей Захожий – директор Центра непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры СПбГИКиТ;

Дмитрий Якунин – заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа.

Участники представили лучшие практики в области подготовки кадров для киноиндустрии в своих странах, а также обсудили проблемы и возможности кинообразования и межгосударственного взаимодействия в данной сфере.

По мнению экспертов, необходимо наращивать межвузовское взаимодействие: осуществлять студенческие обмены, реализовывать копродукционные проекты учащихся киношкол и киновузов. Также прозвучало предложение создать евразийское пространство, в рамках которого будут реализованы программы повышения квалификации специалистов киноиндустрии, создание летних киношкол, создание союза киношкол и т.д.

Участники дискуссии также подчеркнули, что для системы кинообразования крайне важно максимально обеспечивать студентов практическими навыками – с самого начала обучения.

Кроме того, необходимо гармонизировать соглашения по закону об авторских правах, создание равных условий для предоставления проката фильмов в государствах Каспийского региона, а также разработать стратегию по поддержке молодых кинематографистов в рамках совместных проектов.

Напомним, что сегодня, 18 октября, проходит Питчинг копродукционных кинопроектов стран Каспия, в ходе которого финалисты представляют свои работы перед представителями киноотрасли России и других государств-участниц.

Работу кинофорума продолжит круглый стол «Информационное освещение кинопроектов стран Каспийского региона», а завершится мероприятие подведением итогов и презентацией резолюции.

Программа кинофорума, трансляция и запись доступны на сайте мероприятия.

Напомним, что в работе Международного Каспийского кинофорума принимают участие представители кинематографа, медиасферы и других творческих профессий, а также общественные деятели, госслужащие и те, чей профессиональный интерес связан с международными отношениями и укреплением позитивного имиджа России за рубежом.

Задачи:

● укрепление отношений между городами и государствами Каспийского региона;
● поддержка киноискусства стран региона и кинематографистов в реализации совместных оригинальных идей и проектов (копродукция);
● обмен опытом, специалистами, создание благоприятных условий для творческого сотрудничества.

Организаторы: Союз кинематографистов России, Фонд поддержки регионального кинематографа, при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Партнеры: Министерство культуры Астраханской области, Ассоциация продюсеров кино и ТВ (АПКиТ).

Фото Андрей Яковлев

Поделиться в соцсетях:
Работники ТВ