9 декабря в онлайн-кинотеатре START состоится премьера документального проекта «Архитектор: История Алексея Германа и его фильмов».
Как на протяжении 12 лет создавалась его главная работа «Трудно быть богом», которая окончательно смонтирована была уже после смерти режиссера, через что прошел Герман, стремясь закончить картину, и благодаря чему фильм все же нашел своего зрителя? В большом киноисследовании через уникальные и ранее неопубликованные кадры со съемок, через беседы с важными героями его жизни и сквозь призму последнего фильма — путь к ускользающему ответу на вопрос «В чем же был творческий метод Германа?». До онлайн-премьеры фильм будет представлен 1 декабря в рамках фестиваля «Зимний» и получит прокат на избранных кинотеатральных площадках и в киноклубах страны. Представляем трейлер проекта.
Документальный фильм выходит в год 85-летия со Дня рождения режиссера и станет посвящением его творческому наследию, влияние которого сложно переоценить — на картинах Германа-старшего выросло уже ни одно поколение кинематографистов. Хотя сам он не принадлежал к какой-либо школе или направлению кино.
Лента позволит погрузиться в мрачные и фантасмагорические миры великого русского режиссера, а осмыслить творческий метод Германа помогут киновед и историк Наум Клейман, один из лучших российских операторов Юрий Клименко, писатель и биограф братьев Стругацких Ант Скаландис, актеры Леонид Ярмольник и Наталья Мотева, художник по костюмам Екатерина Шапкайц, Алексей Кудрин и продюсер картины Рушан Насибулин.
Художественным руководителем проекта выступил сын мастера — Алексей Герман-младший, а художником-постановщиком — Елена Окопная, лауреат премии «Серебряный медведь» 68-го Берлинского кинофестиваля за выдающиеся достижения в области киноискусства.
До фильма «Трудно быть богом» у Леонида Ярмольника не было ни одной драматической роли, зритель воспринимал его как эстрадного артиста. Но Герман думал и видел все иначе — и пригласил на роль Руматы именно его.
Румату — это Леня Ярмольник, напичканный Германом. Процентов на 40 я стал за эти годы Германом, он меня убеждал и заставлял относиться ко многим явлениям, поступкам и реакциям так, как он реагировал,
— вспоминает в документальном фильме актер Леонид Ярмольник.
Его стремление снимать как бы скрытой камерой, это и есть та документальность художественного кино Германа. Из тех, кого я знаю, второго такого нет человека.
Вспоминая период работы над «Трудно быть богом», Алексей Кудрин рассказал:
Мы все понимали, что это, скорее всего, последний его крупный такой проект. Чувствовалось, что он очень переживает, получится ли у него сказать то, что хочет. Я думаю, что для каждого художника это естественно — не каждая работа получается удачной или великой. Данная получилось. Он высказался и отдал все, всю свою жизнь этому фильму.
Герман выстроил уникальный и неповторимый стиль, который смог заворожить и зрителей, и критиков. В своих фильмах он обращался к образам живописи Брейгеля и Босха, воплощая их мрачные и фантасмагорические миры на экране. Гиперреальность Германа насыщена деталями так, что наблюдающему там бывает тесно. Его метод требовал столь кропотливой работы, что за жизнь он снял лишь пять фильмов — и последний не закончил. В чем же был этот метод?
О ПРОЕКТЕ
АРХИТЕКТОР: ИСТОРИЯ АЛЕКСЕЯ ГЕРМАНА И ЕГО ФИЛЬМОВ
Жанр: документальный
Производство: BOKOVFACTORY при поддержке Министерства культуры РФ
Хронометраж: 65 минут
Художественный руководитель: Алексей Герман-мл.
Режиссер: Наталья Гудович
Художник-постановщик: Елена Окопная
Продюсеры: Алексей Боков, Рушан Насибулин
Оператор-постановщик: Эдуард Дубровский
Художник по гриму: Екатерина Литвина
Оператор: Максим Михеев
Исполнительный продюсер: Альбина Хазиева
Монтаж: Игорь Нургалиев, Александр Красильников