25 декабря в Москве прошло ежегодное собрание Международной академии телевидения и радио (IATR). Академики обсудили перспективы влияния искусственного интеллекта на журналистику, а также вручили награды «Академическое признание».
На круглом столе «Искусственный интеллект: угроза или спасение современной журналистики?» академики Международной академии телевидения и радио обменялись мнениями о перспективах новой технологии. С одной стороны нейросети способны упростить и ускорить некоторые процессы создания сюжетов, программ, фильмов. С другой — они могут создать проблемы для медиа.
Искусственный интеллект уже используется многими СМИ. К примеру, в газете Stuttgarter Zeitung с помощью этой технологии без участия журналистов составляется сводка преступлений, которые компьютер выбирает из полицейской сводки. Нейросеть может избавить журналистский цех от рутинной работы поиска информации. Но надо быть осторожным, так как искусственный интеллект (ИИ) не способен отличить правдивую информацию от фейка. Это сделает только человек. Особенно сейчас, когда фейковая информация распространяется потоками,
— считает Леонид Млечин, президент Международной академии телевидения и радио, политический обозреватель ОТР.
Да, использование ИИ создает опасность сокращений журналистов. Но профессии это не угрожает. Собрать информацию — часть нашей работы. Её ещё надо прокомментировать, объяснить людям, что происходит на самом деле, где реальные события, а где малозначительный шум. Это сегодня делают люди.
Противоположной точки зрения придерживается известный музыкальный обозреватель, ведущий радиостанции «Орфей» Йосси Тавор.
Боюсь, что искусственный интеллект сможет заменить большинство журналистов. Мэтров, конечно, не заменит, а вот коллег-ремесленников среднего уровня — вполне может…
— заявил он во время дискуссии.
Основа профессии журналиста — коммуникация. В нашей профессии очень много от психотерапии, где для аудитории важен человек, умеющий грамотным языком рассказывать, разъяснять. За нейросетями стоит большая группа талантливых и креативных людей — как математиков, программистов, так и творцов. С ними в первую очередь надо обсудить, что у них получится оцифровать, а что нет. Поддаются ли цифровизации эмоции, невербальные сигналы? Это сродни проблеме физиков и лириков,
— предложила профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор психологических наук, психолог Лидия Матвеева.
Искусственный интеллект заставляет корректировать методологию работы не только работников СМИ, но и учебных заведений, готовящих журналистов. Декан факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова Елена Вартанова рассказала, как несколько лет назад на вступительных экзаменах факультет получил творческое сочинение, написанное искусственным интеллектом.
Мы начали обсуждать, что делать — ведь ни определения ИИ нет, ни норм его применения в образовании, ни запретов на его применение абитуриентами. Технология существует и используется, а при этом сейчас нет даже единого описания, что такое искусственный интеллект, нет законодательства в этой сфере, отсутствует регулирование,
— сказала она.
По мнению Елены Вартановой, важно определить рамки, критерии, с помощью которых человек оценивает подобранные нейросетями события и контент, которые они создают. В связи с этим необходимо изучать и развивать рекомендательные сервисы.
Юрий Акиньшин, полномочный представитель генерального директора РТРС в Южном федеральном округе, считает, что главная угроза технологий в том, что они отучают человека мыслить критически:
Сначала школьники подсаживались на иглу технологий, когда получили калькуляторы, а потом компьютеры. Эти устройства освобождали человеческий мозг от привычных задач. Сейчас новые технологии ещё больше освобождают мозг, он разучился работать в полную силу. Через какое-то время нам даже не захочется думать о том, зачем нам бороться с этими машинами?!
Президент медиахолдинга «ТВМ Групп» Владимир Таллер уверен, что уровень угрозы новых технологий для каждого специалиста будет разным.
Меломаны отличают звук музыки с грампластинки от той же музыки с цифрового носителя. Не все люди способны услышать эту разницу. То же самое и в творчестве. Мы до конца не понимаем главного своего преимущества. Наша задача внутри себя раскапывать глубже то, что в нас заложила природа, и прикладывая усилия к этому, становиться теми, кого не сможет повторить искусственный интеллект,
— уверен он.
Проректор по молодежной политике и воспитательной работе Института кино и телевидения (ГИТР) Александра Рассадина рассказала, что многие студенты студенты используют технологии искусственного интеллекта в создании клипов, фильмов в том числе и потому, что измененный контент теряет авторские права. Она показала фильм про современную Россию, созданный студентами с использованием разных нейросетей.
Активность дискуссии продемонстрировала актуальность и злободневность темы. Опыт применения искусственного интеллекта в СМИ и в образовании в будущем предоставит новые темы для осмысления и обсуждения. В связи с этим участники ежегодного собрания Международной академии телевидения и радио договорились продолжить разговор в следующем году и провести научно-практические Лысенковские чтения, которые будут приурочены к 20-летию Академии.
Также на Ежегодном собрании вручили высшую академическую награду «Академическое признание», которыми Академия ежегодно отмечает авторитетных представителей медиаиндустрии и заметные проекты на телевидении и радио. В этом году «Академическое признание» получили:
∙ Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова;
∙ Ирина Герасимова, генеральный директор – художественный руководитель Российского государственного музыкального телерадиоцентра;
∙ Дмитрий Назаров, директор филиала РТРС «МРЦ»;
∙ Ксения Костина, первый заместитель главного редактора главной редакции ЭСМИ «Телеканал «Россия-Культура».