Россияне выбирают телешоу за эмоции: НМГ и «Платформа» представили первое в России исследование социального влияния телешоу

Поделиться в соцсетях:
Слов в тексте - 767, время чтения в минутах - 4

Центр социального проектирования «Платформа» при поддержке Национальной Медиа Группы проанализировал 22 российских телешоу на предмет их ценностного воздействия на зрителей. Это первое исследование подобной тематики в России.

Приставка «теле» не случайна

92% опрошенных разных возрастных категорий (18-24 — 82%, 55 и старше — 96%) считают телевидение основным источником для просмотра телешоу. Интернет-просмотру предпочтение отдают лишь 30%. При этом 23% из них выбирают для просмотра бесплатные сайты, а оставшиеся 7% — платные онлайн-сервисы.

При этом абсолютное большинство (73%) опрошенных предпочитает смотреть телешоу только по телевизору, исключая любые другие источники потребления контента. И лишь 6% россиян смотрят телешоу исключительно на онлайн-платформах. Чаще всего онлайн-формат просмотра предпочтителен именно для молодой аудитории.

Телешоу смотрят часто: 14% респондентов делают это каждый день, а 37% хотя бы раз в неделю. Самая заядлая аудитория — молодежь (18 – 34 года) и пользователи онлайн-сервисов. Однако портрет наиболее вовлеченного зрителя выглядит так: молодая женщина с уровнем дохода выше среднего, у которой есть маленькие дети.

Также 37% зрителей регулярно обсуждают просмотренный контент со своим окружением. Такая виральность позволяет телешоу еще больше расширять аудиторию за счет «сарафанного радио».

Одно другому не мешает

Телешоу смотрят по разным причинам. Для 56% зрителей это «возможность получить позитивные эмоции и хорошо провести время, следя за смешными или неординарными ситуациями». Других привлекает «возможность увидеть, как люди ведут себя в реальных ситуациях» (50%), а также «непредсказуемость событий и неожиданные повороты сюжета» (40%). Помимо развлекательного контента аудитории интересны, в том числе, острые вопросы. 60% опрошенных выражают интерес к социальной тематике шоу.

  Одна авария. Две семьи: Елизавета Боярская в первом тизере остросюжетной драмы START «Опасная близость»

Более половины опрошенных (52%) считают, что телешоу влияют на общественное мнение по социальным вопросам, такая позиция наиболее выражена у молодежи. Позитивным воздействием телешоу считают возможность «снятия зажимов», обсуждение табуированных тем.

Также зрители отмечают, что в телешоу нет сложной аналитики, социальные проблемы обсуждаются открыто и в простой форме.

Гендерные различия отражаются в специфике потребления контента. Мужчинам нравится юмор, спорт, политика, музыка и даже кулинария. Женщинам, напротив, мистика, отношения в семье, физическая трансформация, преодоление трудностей, перевоспитание.

На доверие россиян к телешоу влияет ряд ключевых факторов. Это как личные симпатии к шоу, возникшие после просмотра (24%), участие в телешоу обычных людей (22%), так и объективность, непредвзятость и достоверность представления информации, позиции разных сторон (21%). Не доверяют телешоу только 8% зрителей. Уровень доверия к формату важен: чем оно выше, тем выше потенциал социального эффекта.

4 группы телешоу по социальному влиянию

Степень социального воздействия телешоу на зрителей оценивалась исследователями по двум параметрам: вовлеченность и влияние. В соответствии с этими показателями были сформированы четыре группы телешоу.

Не все телешоу одинаково влияют на зрителей. Например, в первую группу вошли шоу с высоким уровнем влияния и вовлеченности в происходящее. Социальными лидерами, по мнению респондентов, стали: «Наши», «Вернувшиеся», «Я люблю мою страну». Они транслируют положительные эмоции и оптимизм, точно попадая в зрительский запрос.

Во второй группе — шоу со средним уровнем влияния и высокой вовлеченностью, среди них: «Кризисный центр», «По делам несовершеннолетних», «Хочу перемен», «СуперНиндзя» и «Я стесняюсь своего тела». Это универсальная пятерка, которая характеризуется устойчивым социальным влиянием и накопительным эффектом воздействия.

  650 дошираков, подпольная студия звукозаписи и любимая песня Леонида Ярмольника: 28 ноября байопик «Руки Вверх!» выйдет онлайн вместе с фильмом о фильме 

К третьей группе относятся шоу со средним влиянием и вовлеченностью, иначе говоря, «золотая середина», а именно: «Беременна в 45», «Мама в 16», «Ты супер 60+», «Умники и Умницы», «Лучше всех». Данные программы давно в эфире, широко известны и понятны аудитории.

Последнюю, четвертую группу, формируют шоу с низким уровнем влияния и вовлеченности: «Лучший друг человека», «Быть рядом», «Ждули», которые можно назвать нишевыми. Несмотря на узкую аудиторию, эти проекты способны оказывать на нее весомое социальное влияния. Главный барьер увеличения зрителей нишевого сегмента состоит в специфической тематике этих шоу, интересной, как правило, только определенной части зрителей.

В рейтинг также вошли: «Голос. Дети», «Супермама», «Ты супер!», «Дом отдыха “Ягодка”», «Жизнь после шоу. Беременна в 16», «Пацанки».

Светлана Баланова, генеральный директор Национальной Медиа Группы:

Чтобы быть лидером в производстве и дистрибуции контента, НМГ необходимо понимать запросы своей аудитории в самых разных жанрах. Мы ежегодно исследуем кино с точки зрения социального воздействия: теперь пришла очередь телешоу. Исторически телепрограммы зародились на ТВ, но со временем обрели такую популярность, что сегодня и онлайн-платформы начали создавать собственные телешоу. Мы отчетливо видим потенциал телешоу, в том числе как инструмента сближения людей.

Исследование проводилось в феврале-апреле 2024 года. В опросе приняли участие 1 200 респондентов старше 18 лет и 10 экспертов индустрии кинопроизводства. Кроме того, были проведены две фокус-группы для оценки социального влияния 22 российских телешоу на зрителей.

  Блогер Ида Галич сыграла роль скандальной журналистки в сериале «Первый номер»

Полная версия исследования доступна по ссылке

_____
Национальная Медиа Группа — крупнейший российский частный медиахолдинг. НМГ управляет диверсифицированным портфелем активов в области производства, дистрибуции и монетизации высококачественного информационного и развлекательного контента во всех средах потребления.

В числе ключевых активов холдинга — лидеры российского медиарынка: эфирные телеканалы — РЕН ТВ, Пятый канал, СТС, Домашний, Че, СТС Love, СТС Kids; мультимедийный информационный центр МИЦ «Известия» (в составе портала IZ.RU, газеты «Известия», телеканала «Известия», новостных служб телеканалов РЕН ТВ и «Пятый»); газеты — «Спорт-Экспресс», «Деловой Петербург». Группа владеет пакетом акций «Первого канала».
Холдинг является владельцем компании «НМГ Студия». В 2019 году НМГ запустила онлайн-сервис more.tv, а в июне 2023 году завершила сделку по объединению видеосервисов more.tv и Wink в рамках совместного предприятия с ПАО «Ростелеком». В ноябре 2022 года холдинг объявил о создании кинопрокатной компании «НМГ Кинопрокат». В январе 2024 года НМГ запустил НМГ ДОК — единую платформу по производству и дистрибуции работ в жанре нон-фикшн.

Поделиться в соцсетях:
Работники ТВ