Возможно, многие согласятся, что некоторые сиквелы оказываются сильнее оригинала. Так было с «Чужими», «Крестным отцом: 2», «Звездными войнами 5: Империя наносит ответный удар», «Темным рыцарем», «Людьми Х. 2», «Звездным путем 2: Гнев Хана».
Но и ухудшений можно вспомнить предостаточно: «Горец 2: Оживление», «Скорость 2: Круиз контроль», «Изгоняющий дьявола 2», «Бриолин 2», «Гольф-клуб 2» и многие другие.
Кадр из фильма «Горец 2: Оживление» (1991)
Мы знаем и множество примеров поздних сиквелов, которые связаны с первоисточником довольно условно: «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», «Бэтмен и Робин», «Человек-паук 3», «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть», «Рокки 5» и другие.
Что является залогом отличного сиквела?
Большинство сценаристов Голливуда работает по заданиям. Когда успех приходит к оригинальному фильму, это гарантирует продолжение, потому что студия собирается зарабатывать деньги. Вышедший в прошлом году «Мир Юрского периода» стал третьим по сборам всех времен и народов. Зрители любят сиквелы, а следовательно, их любят и студии. Так что лучшее, что могут сделать сценаристы, это акклиматизироваться в системе и выполнять задание.
В первую очередь это обязанность студии и продюсера, но и решающий фактор успеха любого сиквела.
Вспомним «Горца». Он стал выдающимся прорывом в своем жанре благодаря идее о встрече бессмертных воинов для дуэли. Результат всех поединков – в живых должен остаться только один. В конце фильма, герой – Конан МакЛауд из клана МакЛаудов – получает приз. Успех первого фильма позволил студии запустить серию продолжений.
Или возьмем противоположный пример. «Инопланетянин» Стивена Спилберга едва не получил сиквел. Но власть имущие были достаточно мудры, чтобы разглядеть, что продолжение в этой картине не заложено.
Слишком много сиквелов страдает из-за этой ошибки. Франшиза «Парень-каратист» быстро надоела из-за пересказа одной той же истории. А вот «Рокки» удалось вырулить. Не стремитесь повторить оригинальный фильм. В нем: кульминация отличной идеи, прекрасный сценарий, лучшие актеры, идеальный режиссер. Сделайте то же самое, но заново. Потому что…
Да, это та тонкая грань между чем-то новым и чем-то другим. Сценаристы должны найти баланс.
Оригинальный фильм становится успешным потому, что зрители реагируют на концепцию, героев, историю. Это важно уловить.
Почему мы смотрим фильмы про Рокки? Потому что ходим видеть, как аутсайдер одержит победу в главной драке. Будет не так интересно смотреть на то, как он сражается с ничтожеством, да? Но как рассказывать эту историю снова и снова, не боясь потерять зрителя. Как это получилось у франшизы «Рокки» с момента запуска в 1976 и на протяжении четырех фильмов в 80-е, а затем в шестой картине в 2006-м и даже в последнем спин-оффе «Крид: Наследие Рокки»?
Это довольно просто. Вы берете ядро из концепции оригинала (боксер-аутсайдер), героев (Рокки, Эдриан, Поли и Аполло) и историю (попытка выиграть в заведомо проигрышной ситуации), нарастив вокруг этих элементов побольше «мяса». Во втором фильме Рокки справляется со славой и стыдом и все же выигрывает. В третьем поддается ложному успеху, размяк, его побили, но он смог вернуться. Четвертый – это совершенно невозможный бой, но появляется элемент мести.
Дайте зрителям знакомые черты, сохраните ядро, добавьте новые конфликты и характеры.
Это, пожалуй, худшее преступление любого сиквела – забыть, за что боролся и чего достиг герой в оригинальном фильме или в предыдущей серии.
За примером не нужно далеко ходить, достаточно вспомнить «Охотников за привидениями 2». В конце оригинального фильма Питер добился внимания подруги, а самих охотников чествовали как героев за спасение Нью-Йорка.
В сиквеле они возвращаются к тому, с чего начинали. Питер и Дана не вместе. Команда не только распущена, но и ее участники стыдятся своих промахов в героическом прошлом. Сиквел не просто пытается переделать оригинал, он отступает назад по сравнению с исходником.
Посмотрите на картины «Чужие», «Крестный отец: часть 2», «Звездные войны эпизод V: Империя наносит ответный удар», «Звездные войны эпизод VI: Возвращение джедая», «Безумный Макс 2: Воин дороги», «История игрушек 2» и «История игрушек 3» и другие. Эти сиквелы развивали своих героев. Не только в контексте истории, но и другие черты их характеров.
Франшизы живут и умирают вместе с героями. Некоторые являются исключениями (в основном, это фильмы ужасов, как «Паранормальное явление» или «Пила»), но в большинстве зрители любят героев и уже поэтому хотят видеть их развитие.
В «Чужих» характер Рипли меняется наилучшим образом, поскольку она выжила в перипетиях первого фильма. «Терминатор 2: Судный день» – еще один из величайших сиквелов всех времен доводит до идеала роль Сары Коннор, полностью изменившейся после того, как она уцелела в первом фильме.
Люк, Хан и Лея в «Звездных войнах» оригинальной трилогии постоянно развивались. Майкл Корлеоне все время двигается вперед. Вуди, Базз и их друзья неизменно стремятся к лучшему. Этого и жаждут зрители. Они хотят, чтобы герои трансформировались в своих приключениях.
Возьмем «Форсаж». Если и существует пример персонажей, являющихся франшизой, то это именно они. Природа героев – истинное ядро любой франшизы. Сиквелы, в которых Пол Уокер и Вин Дизель не принимали участия или не играли вместе, не имели успеха в прокате. Если вы сосредоточены на сохранении оригинальных персонажей, то можете преодолеть опасность потускнения злодеев и сюжетной линии.
Так процветало «Смертельное оружие». Зрители любили этих ребят. Риггс и Мерто, а также персонажи второго плана из их семьи, друзья и возлюбленные были главной причиной возвращения публики за добавкой.
Худшая история, которая может приключиться с сиквелом, – это потерять своих героев. Так бывает в Голливуде из-за контрактов или по той причине, что актеры не желают идти на второй круг. Вспомните «Скорость 2: Круиз контроль». Они потеряли Киану Ривза.
Не забывайте о персонажах. Все в сиквеле начинается с них, и зрители никогда не простят, если вы растеряете любимых героев.
У Индианы Джонса есть шляпа и кнут. У Риггса – боевое искусство и ярость. У безумного Макса есть машина (по крайней мере в первых двух). У Хана Соло есть Тысячелетний сокол, у Люка Скайуокера – X-Wing. Это лишь несколько примеров того, как задана атмосфера оригинальной частью.
Используйте элементы, заложенные ранее, – они очерчивают персонаж. Позиция. История. Шрам. Штрих. Это не будет фильм про «Крепкого орешка» Джона МакЛейна, если в нем не прозвучит: «Йо-хо-хо, ублюдок».
Может показаться, что это относится к какому-то другому пункту выше, но тут мы больше говорим о тоне и стиле. «Горец 2: Оживление» превратил загадочных бессмертных в пришельцев из другого мира, который ориентирован на будущее, тогда как оригинальный фильм был встроен в настоящее и прошлое. Сиквел оказался плохим научно-фантастическим фильмом.
«Гремлины 2: Новая партия» превратились в «неоновую» комедию с черным юмором, тогда как оригинал был фильмом ужасов с элементами комедии.
Конечно, вы хотите предложить в сиквеле что-то новое, но не стоит заходить слишком далеко.
Антагонист – это ключ. Слабый злодей – это слабый конфликт, слабая история, слабые герои.
Франшиза «Смертельное оружие» не всегда получала хороших негодяев (вот мистер Джошуа был крут). Третий фильм был самым слабым в этом смысле.
Сиквелы «Крепкого орешка» никогда не переплюнут Ганса Грубера (хотя третья часть была достаточно умна, чтобы вернуться к истории Ганса).
«Темный рыцарь: Возрождение легенды» был, возможно, смазан воспоминаниями о бесподобном Джокере Хита Леджера.
Сиквелы «Парень-каратист» никогда не имели своего Джонни.
Антигерой в пятом «Рокки» не дотягивает до Аполло Крида, Клаббер Лэнга или Ивана Драго.
Главные герои настолько сильны, насколько мощные противники им попадаются.
Чего они достигли в оригинальном фильме или в предыдущей серии? Что они узнали в своем достижении? Какой конфликт мы можем им подбросить, чтобы проверить их знания и умения? Как они справятся с этим конфликтом и испытанием? Все есть в продолжении…
Продолжение должно писаться с удовольствием. Большую часть времени предстоит иметь дело с героями, которых публика уже любит. Надо разработать идею, которой зрители уже увлечены. Нет никакой необходимости представлять героев или концепцию в первых кадрах, потому что оригинальный фильм уже сделал это. Все что остается писателю – развивать историю, охватывая новых персонажей, подбрасывать новые конфликты и увлекать зрителей в очередное потрясающее путешествие.